Правящий архиерей Рязанской епархии в интервью Пресс-службе Московской Патриархии рассказал о нынешней ситуации в деле возвращения Церкви Рязанского Кремля.
***
— Ваше Высокопреосвященство, поскольку в последнее время о ситуации с Рязанским Кремлем написано и сказано довольно много, но информация в СМИ порой противоречивая, не могли бы Вы еще раз обозначить те цели, которые ставит перед собой епархия, выступая за возвращение кремля Церкви?
— В связи с предстоящим возвращением Рязанского Кремля Рязанской епархии, Русской Православной Церкви главные цели, которые мы перед собой поставили — это, в первую очередь, возрождение Духовного центра Рязанской епархии в полном объеме — как это было до революции 1917 года. Затем, в Архиерейском Доме («Дворце Олега») мы намерены воссоздать музей «Древлехранилище», который существовал при Рязанской епархии еще до революции. В этом музее все желающие смогут ознакомиться с сокровищами и святынями Рязанской епархии, а верующие смогут перед ними помолиться, совершая молебны и акафисты в установленные дни.
Мы также намерены восстановить два домовых храма в Архиерейском Доме, которые в настоящее время разрушены и осквернены. В этих храмах будут совершаться богослужения в соответствии с существующей в нашей Церкви традицией. Во время богослужений будут молиться все желающие, а после богослужения эти храмы будут доступны для туристов и экскурсий. Они будут входить в музейный комплекс епархии.
— Скажите, пожалуйста, какие храмы Рязанского кремля требуют реставрации? В каких церквях Вы планируете возродить богослужение?
— Мы планируем отреставрировать Спасо-Преображенский собор и Богоявленский храм в Спасо-Преображенском монастыре, где ныне хранятся архивы; и Духовской храм, в Свято-Духовом монастыре, где ныне расположена музейная библиотека (большая часть книг взята из дореволюционной семинарской библиотеки). Эти храмы до сего дня пребывают оскверненными, и доступ в них по сей день закрыт не только для верующих, но и для туристов.
Необходимо также возродить богослужебную жизнь и в Архангельском соборе — усыпальнице рязанских святителей, где ныне располагается музейная экспозиция. Отмечу особо, что эти храмы после их реставрации будут доступны как верующим горожанам и паломникам, так и многочисленным туристам.
— Какие еще восстановительные работы планируется провести в Кремле?
— Мы намерены разместить на территории Кремля общедоступную библиотеку, видеотеку и фонотеку. Кроме того, мы рассчитываем, что интерес к этому культурному центру будет проявлен не только в музейно-археологическом аспекте, но и в духовном плане: планируется, что в центре будут дежурить священники, которые смогут ответить на вопросы приходящих к нам людей.
— Скажите, пожалуйста, владыка: какие существуют варианты решения проблемы новых помещений для музея «Рязанский Кремль»?
— Мэр города Рязани Федор Иванович Провоторов предложил очень подходящий вариант помещений для перемещения туда музея из Рязанского Кремля. Мы поддерживаем и приветствуем это предложение. Речь идет о комплексе зданий, которые являются памятниками архитектуры федерального значения, компактно расположены в центральной части города и значительно просторнее и удобнее как для обустройства экспозиции, так и для хранения фондов.
Музею предлагаются площади размером более восьми тысяч квадратных метров вместо нынешних шести тысяч. После переезда музея в новые здания экспозиции могут стать более наглядными и более доступными, а также улучшатся условия работы и сохранится нынешнее материальное содержание сотрудников музея.
Следует особо отметить, что музей сохранит свой статус особо охраняемого, поскольку в его ведении остается особо ценная и охраняемая коллекция, клады и весь комплекс Старой Рязани. В новых зданиях будут существенно увеличены необходимые реставрационные мастерские, помещения для научной работы и соответствующие всем музейным нормам фондохранилища.
Более того, параллельно передаче Кремля Церкви Росимуществом в собственность города будут переданы два здания торговых рядов. Это будет способствовать значительному пополнению городского бюджета от сдачи в аренду этих помещений.
— Ваше Высокопреосвященство, работники музеев порой упрекают Церковь в том, что якобы она не в состоянии обеспечить должный уровень сохранности передаваемых ей объектов культурного наследия. Каким Вы видите решение этой проблемы в случае с Рязанским Кремлем?
— Мы прекрасно понимаем, что архитектурный ансамбль Рязанского Кремля, который в течение четырех столетий (с 1522 по 1919 годы) именовался Архиерейским Двором, является памятником федерального значения. В настоящее время он будет передан Рязанской епархии Русской Православной Церкви не в собственность, а в безвозмездное пользование с условием тщательного сохранения под надзором государственных органов охраны памятников архитектуры.
Реставрация и поддержание всего комплекса в подобающем состоянии потребует от нас значительных затрат, и мы к этому готовимся. Мы будем привлекать благотворителей и всех, кому дорого это святое место. Уже сегодня есть люди, готовые пожертвовать средства на восстановление и содержание Архиерейского Двора — Рязанского Кремля. Нам уже сейчас предлагают профинансировать восстановление колоколов на соборной колокольне, с установлением главного колокола.
— Скажите, пожалуйста, владыка, смогут ли горожане посещать Кремль так же, как и раньше, или будут введены какие-то ограничения?
— Хочется особо отметить, что ограничивать доступ на территорию Кремля для горожан и гостей города мы не будем. Церковь призвана не отталкивать, а привлекать людей к Богу через храм. Архитектурный ансамбль всегда останется также открытым для экскурсий и прогулок. Но мы будем призывать людей, приходящих на это святое место, бережно хранить его, не допуская тех безобразий, которые подчас совершаются здесь сегодня.
— Как Вы считаете, уважаемый владыка, насколько важна передача комплекса церковных зданий в Рязанском Кремле для самого города?
— Можно с уверенностью сказать, что в результате перевода музея в новые здания и воссоздания на территории Кремля Духовного центра и церковного музея «Древлехранилище» в городе будет уже не один, а два очень крупных духовно-просветительских центра.
От этого проекта не пострадает, а значительно оживится просветительная деятельность, обогатится культурная и духовная жизнь нашего города, и Рязань станет значительно привлекательнее для многочисленных туристов и паломников.
— Благодарим Вас, Ваше Высокопреосвященство, за беседу.
Пресс-служба Московской Патриархии
Справка
Кремль — самая древняя часть Рязани. Именно здесь в XI в. (1095 г.) был основан город Переяславль Рязанский, в 1778 г. переименованный в Рязань. Территория кремля представляет собой высокую платформу, площадью 26 га, в форме неправильного четырехугольника, с трех сторон окруженного реками. Их названия — Трубеж, Лыбедъ, Дунайчик, равно как и первоначальное название самого города, свидетельствуют о южнорусском происхождении основателей Переяславля.
По археологическим данным, стратегически выгодное месторасположение кремля привлекало людей задолго до основания города: самое древнее поселение, обнаруженное археологами на территории кремля, датируется I тыс. до Р.Х. Предположительно, Переяславль был заложен в северной части кремлевского холма, на берегу озера Быстрого, контуры которого недавно были установлены с помощью современных инженерно-геологических технологий.
В XIII-XIV вв. Переяславль быстро развивается и занимает всю территорию кремлевского холма. Столь стремительный рост был связан, прежде всего, с изменением официального статуса города в конце XIII в., когда, после неоднократных разрушений монголо-татарами Рязани — первой столицы Рязанского княжества, значение стольного града княжества переходит к Переяславлю.
В течение XIV-XVII вв. город вышел за пределы кремля и разросся к югу и западу, кремль же оставался его центральной, наиболее укрепленной частью. В этот период кремль представлял собой мощную крепость с традиционной для Руси системой оборонительных сооружений. С юго-западной стороны — единственной, не защищенной реками — был прорыт ров глубиной 5-7 м, заполненный водой. По периметру кремлевского холма был насыпан вал высотой до 12 м, на котором возведены деревянные крепостные стены со сторожевыми и воротными башнями. К середине XVII в. их насчитывалось 12. Главными воротами Переяславля были обращенные в сторону Москвы ворота Глебовской башни — единственного в городе каменного укрепления. Оборонительные сооружения Переяславля просуществовали до конца XVII в., впоследствии они были снесены ввиду ветхости и в связи с утратой городом военного значения. В настоящее время сохранился лишь ров и почти 300-метровый фрагмент вала в юго-западной части кремля.
С раннего периода существования Переяславля в его топографии достаточно отчетливо прослеживаются два района: северо-западный — официальный административно-духовный центр и юго-восточный — торгово-жилая зона. В северо-западной части размещался княжеский двор, а после ликвидации Рязанского княжества (1521 г.) — резиденция архиерея. Здесь же располагались административные учреждения, кафедральные соборы, монастыри. В юго-западной части находились усадьбы городских жителей и торговые ряды.
Долгое время застройка кремля оставалась деревянной. В начале XV в. из белого камня был возведен общегородской, а позднее кафедральный Успенский собор (с 1753 г. переименован в Христорождественский). Собор служил княжеской усыпальницей, где захоронены пять рязанских князей и три княгини, а также епископ Василий — наиболее чтимый рязанский святой. Вслед за Успенским был построен Архангельский собор (1470 гг.) — великокняжеский храм и усыпальница рязанских архиереев. Оба собора были значительно изменены поздними перестройками XVII-XIX вв. В настоящее время в Христорождественском соборе вновь совершаются богослужения, он является кафедральным Рязанской епархии, а размещенный там ранее Государственный архив Рязанской области перенесен в другое место. На начало 2006 года, к сожалению, Архангельский храм по-прежнему используется как музей (экспозиция «Сокровища православной культуры Рязанского края. Х-ХХ вв.»), захоронения храма варварски вскрыты, и часть извлеченных из них ценностей присутствует в экспозиции.
Расцвет каменного зодчества Переяславля пришелся на 2-ю половину XVII в. В этот период на месте, где когда-то находился дворцовый княжеский комплекс, возводится ансамбль сооружений Архиерейского двора. Самыми грандиозными по своим масштабам явились жилые палаты архиерея, необоснованно называемые сейчас «Дворец Олега». Палаты возводились поэтапно: в 1653-1655 гг. — 1-й этаж, в 1658 г. — 2-й этаж (архитектор Ю. Яршов), в 1692 г. — 3-й этаж (Г. Мазухин), в 1778-1780 гг. — восточная часть (Я. Шнейдер). В результате в облике здания оказалась запечатленной архитектура четырех столетий, начиная с XVI в., под который стилизован 1-й этаж, и, заканчивая XIX в., когда были проведены последние перестройки. Сейчас во Архиерейском доме расположены музейные экспозиции по истории Рязанского края и выставочные залы музея-заповедника, а часть неиспользуемых фондов лежит мертвым грузом в плохих условиях в нереставрированных помещениях дома.
По соседству с палатами архиерея возводится ряд жилых, административных и хозяйственных построек. В Певческом корпусе (1658 г.) располагались жилые палаты, приемная эконома и помещение для спевок архиерейских певчих. Сейчас здание используется также как выставочное помещение (экспозиция «Этнография Рязанского края»). В Консисторском корпусе когда-то хранился архив епархии, располагались казенный приказ архиерея и судебная палата. (Ныне — экспозиция «Природа Рязанской области» и музей-театр «Когда заговорили вещи»).
К Консистории примыкает хозяйственная постройка, где в XVII-XVIII вв. находились «сараи для разной поклажи», кузница и бочарная. Сейчас это помещение заняла администрация музея-заповедника. Рядом расположены конюшни с каретным сараем, построенные в XVII в. и значительно перестроенные в XIX в. Маленький каменный флигель по соседству — хозяйственная архиерейская постройка позднего периода.
Немного в стороне от описанных сооружений расположены архиерейские амбары для хранения зерна и прочих запасов (1690 гг.). Они состояли из изолированных между собой помещений и поэтому имели множество деревянных крылец. Во 2-й половине XIX в. амбары были приспособлены под архиерейскую гостиницу (в терминологии музея — «гостиница черни»), в настоящее время в здании размещены экспозиции и выставки по истории Рязанского края в XX в. К южному крылу амбаров примыкала солодежня, позднее, по всей видимости, ее нахождение в кремле было признанно нецелесообразным, по этому задолго до ХХ века была снесена.
В XVIII в. вся резиденция архиерея была обнесена каменной оградой с несколькими воротами, фрагмент одних из них восстановлен у Консистории. Постройки архиерейского двора, в частности, являют собой уникальный архитектурный ансамбль XVII в. — единственный в своем роде на территории России.
К северу от Архиерейского двора располагался Духовский монастырь. Он впервые упоминается в документах в 1505 г.. Просуществовал до 1783 г., когда, после пожара, его перевели из Рязани. Единственная сохранившаяся постройка монастыря — церковь Святого Духа, возведенная в 1642 г. солигалицким мастером В. Зубовым. Эта двухшатровая церковь уникальна, она поражает исключительностью архитектурных форм, и своей изысканностью и гармоничностью. Колокольня и трапезная были пристроены в XVIII-XIX вв. И эта церковь не избежала печальной участи в ХХ веке: ценности были вынесены, колокольня и купол снесены, на месте алтаря сделали сцену… И до сих пор там расположена научная библиотека музея-заповедника. По сторонам от церкви Святого Духа находятся две постройки начала XX в. — часовня и дом для причта, который ныне сделали административным корпусом музея-заповедника.
К югу от Архиерейского двора расположен самый древний монастырь Переяславля — Спасский, первое упоминание, о котором относится к середине XV в. На территории монастыря сохранились церковь Богоявления (сер. XVII в.), имеющая необычный асимметричный силуэт и изящное пятиглавые, и Преображенский собор (1702 г.), украшенный замечательными полихромными изразцами. Сейчас оба здания заняты архивными учреждениями, но статус монастыря восстановлен.
Еще одна монастырская постройка — братский корпус, (советское название — Гостиница знати). Корпус датируется XVII-XIX вв. В 1904 г. в центральной части корпуса была устроена Богословская церковь. С 1995 г. в здании располагается духовное училище Рязанской епархии (с 2003 имеет статус Духовной Семинарии). Сохранившиеся ворота, башни, ограда монастыря и встроенные в нее хозяйственные постройки были сооружены в XVII-XVIII вв. и частично воспроизведены в конце XXв.
Ранее на территории монастыря находилось самое богатое в городе кладбище. В 1930-1940 гг. оно было варварски уничтожено, за исключением двух захоронений — писательницы и художницы С.Д. Хвощинской (1828-1865) и гравера, профессора Петербургской Академии художеств И.П. Пожалостина (1837-1909). В 1959 г. туда же была перенесена из-под Рязани могила крупнейшего русского поэта XIX в. Я.П. Полонского (1819-1898).
Важнейшим местом Переяславля являлась Соборная площадь. На ней располагались главные административные учреждения города — приказные избы, а также тюремный двор, зелейные (пороховые) палаты. Там же в 1663-1699 г. был сооружен новый Успенский собор — гениальное творение Я. Бухвостова. Собор грандиозен по своей архитектуре, с его возведением в стране завершилась эпоха древнерусского зодчества. Ему присвоен статус памятника федерального значения. Это была одна из самых высоких построек своего времени. Помимо впечатляющего объема, главными художественными достоинствами собора являются белокаменные резные украшения фасадов и великолепная резьба иконостаса, украшающая внутреннее убранство храма. Собор считался летним кафедральным. Грандиозный иконостас сохранился и поныне, но из-за нерадивого отношения администрации музея практически полностью испорчен плесенью и грибком. В последние годы Успенский собор находится в совместном использовании музея-заповедника и Рязанской епархии, в нем возобновлены летние праздничные богослужения.
Формирование архитектурного ансамбля кремля завершилось строительством колокольни Успенского собора (1789-1840), возведенной на месте воротной Глебовской башни. Это самое высокое сооружение кремля имеет и самую длинную историю строительства. В общей сложности колокольню строили более полувека, причем три архитектора: костромич С. Воротилов (1-й ярус), И. Русско (2-й ярус) и H. Воронихин (3-4-й ярусы), что, впрочем, не помешало зодчим создать удивительно целостное сооружение. В настоящее время на колокольню подняты колокола.
На протяжении XVIII-XIX вв. кремль постепенно терял свое былое значение центра города. Согласно регулярному плану застройки Рязани 1780 г., центр города был вынесен за пределы кремля, последнему была уготована роль тихой окраины, оживлявшейся лишь в дни церковных праздников.
В 1923 г. во Архиерейском доме, насильно изъятом из ведения епархии, открывают губернский краеведческий музей. В 1925 г. из всей территории кремля делают музей, и в течение последующих десятилетий церковные постройки занимали различные учреждения, их использовали как склады и жилые помещения.
В 1968 г. на базе областного краеведческого музея и памятников кремля был образован историко-архитектурный музей-заповедник. В 1995 г. указом Президента РФ Рязанский музей-заповедник был включен в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации. Однако по-прежнему большая часть (пять из шести) храмов Кремля используются не по назначению и даже не имеют должного ухода, белокаменная резьба Успенского собора замазана известью, два храма сданы в аренду архиву. Переданный Рязанской епархии Христорожденственский храм сейчас продолжает реставрироваться, но многое уже сделано, и богослужения в храме проводятся постоянно.
Составлено по материалам сайта Рязанской епархии