9 июня епископ Венский и Австрийский Иларион, представитель Русской Православной Церкви при европейских международных организациях, выступил с докладом на ежегодном собрании международной общественной организации «Друзья Горы Афон» («Friends of Mount Athos»), основанной в 1990 году и объединяющей более 800 членов на разных континентах.
Основной задачей общества является оказание помощи афонским монастырям, распространение информации об Афоне, организация паломничеств и научных конференций, посвященных истории и современному положению Святой Горы. Почетные попечители общества — герцог Эдинбургский Филипп и принц Уэльский Чарльз.
Собрание, состоявшееся в Оксфорде (Великобритания), открыл президент организации митрополит Диоклийский Каллист (Уэр), почетный профессор Оксфордского Университета. В своем вступительном слове он представил епископа Илариона, рассказав о его церковно-общественной деятельности и многочисленных богословских трудах, опубликованных на разных языках.
Особое внимание владыка Каллист уделил двум недавно вышедшим на французском языке книгам епископа Илариона, посвященным истории и проблематике имяславских споров. Одна из них («Le mystère sacré de l’Eglise») увидела свет в издательстве Фрибургского Университета, другая («Le Nom grand et glorieux») — в парижском издательстве Cerf.
Доклад епископа Илариона был посвящен афонским спорам об имени Божием. Как отметил докладчик, споры о почитании имени Божия, развернувшиеся в русских монашеских обителях Афона в 1912-1913 годах и закончившиеся изгнанием более тысячи монахов со Святой Горы, вызвали широкий общественный резонанс в России. Кроме того, эти споры оказали значительное влияние на развитие русской религиозно-философской мысли: влияние имяславских идей прослеживается в творчестве таких мыслителей, как священник Павел Флоренский, А.Ф. Лосев, протоиерей Сергий Булгаков, архимандрит Софроний (Сахаров).
В своем докладе епископ Иларион рассказал об основных деятелях имяславского движения — схимонахе Иларионе, авторе книги «На горах Кавказа», и иеросхимонахе Антонии (Булатовиче), авторе «Апологии веры во Имя Божие». Были рассмотрены также взгляды основных противников имяславия — архиепископов Антония (Храповицкого) и Никона (Рождественского).
По мнению докладчика, «среди имяславцев были как умеренные представители этого течения, так и крайние, чьи взгляды расходились с общеправославным учением». С другой стороны, те меры, которые были избраны для пресечения «ереси», были неадекватными.
«Высылка с Афона более тысячи русских монахов была ударом, от которого русское афонское монашество никогда не оправилось, — подчеркнул докладчик. — Если в начале 1913 года в русских обителях Афона было около трех с половиной тысяч монахов, то уже год спустя их оставалось менее двух тысяч. После 1914 года число монашествующих в русских обителях Афона неуклонно падало, и в начале 1960-х годов достигло рекордно низкой цифры. К этому времени в Свято-Пантелеимоновом монастыре оставалось лишь 14 иноков, младшему из которых было 70 лет». Лишь благодаря вмешательству митрополита Никодима (Ротова) Свято-Пантелеимонов монастырь на Афоне с середины 1960-х годов начал пополняться иноками из России.
По окончании доклада, вызвавшего большой интерес собравшихся, епископ Иларион ответил на вопросы.
В завершение собрания митрополит Каллист тепло поблагодарил епископа Илариона за яркое и интересное выступление, выразив надежду на то, что труды русских богословов, о которых шла речь в докладе, будут в ближайшее время переведены на английский язык.
Пресс-служба Представительства РПЦ при европейских международных организациях/Патриархия.ru