Глава Митрополичьего округа Русской Православной Церкви в Республике Казахстан митрополит Астанайский и Казахстанский Александр накануне отмечавшегося 1 ноября дня рождения преподобномученицы великой княгини Елисаветы Феодоровны ответил на вопросы интернет-издания «Татьянин день».
— Ваше Высокопреосвященство, в 2009 году Вы, возглавляя Синодальный отдел по делам молодежи, дали письменное благословение на проведение международной благотворительной программы «Детская лепта», посвященной 150-летию со дня рождения Великой княгини Елисаветы Феодоровны, причисленной Русской Православной Церковью к лику святых 31 марта 1992 года.
— Уверен, что эта программа вскоре наберет обороты и будет хорошим подарком Великой матушке к ее юбилею, ведь название программе дал кружок, основанной самой Великой княгиней. В Костромской епархии, где в течение 20-ти лет проходило мое архипастырское служение и где особо почитаются члены Дома Романовых, главной святыней является чудотворная Феодоровская икона Божией Матери. В 1613 году в стенах Свято-Троицкого Ипатьевского монастыря этим образом был благословлен на царство юный боярин Михаил Феодорович Романов. По традиции немецкие принцессы, выходившие замуж за князей императорского Дома Романовых и принимавшие Православие, получали не только новое имя, но и отчество — Феодоровна — в честь почитаемой Феодоровской иконы. 13 апреля 1891 года, в Лазареву субботу, Великая княгиня перешла в Православие, приняв имя Елисавета и отчество Феодоровна. Хорошо помню, как 7-8 февраля 2005 года мощи святых преподобномучениц Великой княгини Елисаветы Феодоровны и инокини Варвары по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и Первоиерарха Русской Православной Церкви Заграницей Высокопреосвященнейшего митрополита Лавра в ходе поездки по России пребывали и в пределах Костромского края. Этим мы были обязаны Фонду святого всехвального апостола Андрея Первозванного, делегация которого сопровождала два ковчега с частицами мощей святых угодниц Божиих.
— В качестве журналиста мне посчастливилось побывать в те дни в Костроме, и нам рассказали, что этот богоспасаемый город Великая княгиня посещала при жизни.
— Да, она дважды посещала Кострому — с 18 по 20 мая 1913 года, в дни празднования 300-летия Дома Романовых, и 8-9 июля 1916 года. Узами духовной дружбы Елисавета Феодоровна была связана с игуменией Сусанной (Мельниковой) — настоятельницей Богоявленско-Анастасииного женского монастыря, где в наши дни в «Игуменском» (Восточном) корпусе расположилось епархиальное управление Костромской епархии. По благословению Святейшего Патриарха Алексия II имя святой преподобномученицы Елисаветы Феодоровны включено в Собор святых, небесных покровителей Костромского края. Мой рабочий кабинет находился в тех самых покоях, где останавливалась Великая княгиня. В память о ее посещении на стене Восточного корпуса монастыря была открыта мемориальная доска. В 1992 году известный священнослужитель Восточно-Американской и Нью-Йоркской епархии Русской Православной Церкви Заграницей протоиерей Виктор Потапов, настоятель Свято-Иоанно-Предтеченского собора, передал мне две святыни — часть манжета ее монашеского одеяния и часть гроба преподобномученицы Елисаветы, в котором перевозилось из Алапаевска ее нетленное тело. В его приходе есть и иконы с частицами мощей святых преподобномучениц Елисаветы и Варвары. Отец Виктор говорил о глубоком почитании американцами Великой княгини Елисаветы Феодоровны, жизненный путь которой является хорошим примером для тех протестантов и католиков, которые решили перейти в Православие.
— 17 мая исполнилось пять лет со дня подписания Акта о каноническом общении Русской Православной Церкви Заграницей и Московского Патриархата. На мартовских торжествах в Усово говорилось о роли Елисаветы Феодоровны в этом историческом событии.
— Об этом еще пять лет назад сказал и Святейший Патриарх Алексий II, подчеркнувший, что одним из событий, предшествующих подписанию, стало сотрудничество наших Церквей во время принесения на русскую землю мощей святых преподобномучениц Великой княгини Елисаветы Феодоровны и инокини Варвары.
— Эта великая святыня Православия, как известно, в этом году посетила Митрополичий округ, который Вы сейчас возглавляете.
— По благословению Предстоятеля Русской Православной Церкви Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и с согласия митрополита Восточно-Американского и Нью-Йоркского Илариона архиепископ Берлинско-Германский и Великобританский Марк доставил ковчег с честными мощами алапаевских преподобномучениц в Южную столицу Казахстана — Алма-Аты — в Софийский собор Иверско-Серафимовского женского монастыря. В епархиях Православной Церкви Казахстана святыня находилась с 10 января по 26 февраля 2012 года. Ей поклонилось свыше 165 тысяч православных верующих Астаны, Алма-Аты, Уральска, Атырау, Костаная, Рудного, Петропавловска, Булаева, Кокшетау, Атбасара, Семипалатинска, Усть-Каменогорска, Павлодара, Экибастуза, Караганды, Шахтинска, Чимкента и Тараза. Последние четыре дня святыня находилось в Вознесенском кафедральном соборе.
— Владыка, мощи святых преподобномучениц впервые привозили в Казахстан?
— Нет, впервые столь значимое событие в духовной жизни Казахстана произошло в 2005 году (и также в Рождественские дни) при моем предшественнике — митрополите Астанайском и Алматинском Мефодии, ныне митрополите Пермском и Соликамском. Десятки тысяч верующих съезжались со всей страны с 11 по 13 января в Вознесенский кафедральный собор Алма-Аты, где, несмотря на январские морозы, выстаивали многочасовые очереди, чтобы приложиться к цельбоносным мощам алапаевских страдалиц. Священнослужители совершали молебные пения с акафистами. Поток людей не прекращался ни днем, ни ночью. Многие шли семьями, часто с детьми. Сотрудники епархии и духовенство собора до сих пор вспоминают воодушевление и искреннюю радость многочисленных паломников, заполнивших не только соборную площадь, но и улицы парка 28-ми Гвардейцев-Панфиловцев.
— Почему Вы решили привезти святые мощи во второй раз?
— В 2005 году возможность совершить молитвенное поклонение мощам преподобномучениц Елисаветы и Варвары была ограничена нехваткой времени и дальностью расстояний — ковчег со святыней побывал в одном-единственном городе — в Алма-Ате и всего лишь три дня. В этом году утешение и поддержку от чудотворных мощей угодниц Божиих смогли получить верующие всех епархий Митрополичьего округа. В одном из постановлений VII Вселенского собора говорится о том, что Господь Наш Иисус Христос даровал нам мощи святых как спасительные источники, многообразно изливающие благодеяния на немощных. На пути к духовной жизни нам нужна помощь, молитвенное заступничество святых. Обращаясь к ним, мы испрашиваем благословения, исцеления духовных и телесных недугов, крепости в несении жизненного креста. Тот, кто стяжал в своей жизни благодать Святого Духа, изольет свою милость и на нас, приблизит нас к Богу. Молитвенное общение со святыми — потребность верующего сердца.
— К сожалению, не все люди воспринимают мощи как святыню.
— Да, им непонятна жизнь Церкви, их раздражает активность духовенства и верующих, яркое проявление религиозного чувства, торжество духа. Святейший Патриарх Кирилл очень верно обозначил состояние таких людей, говоря о том, что они просто выплескивают вовне свою собственную болезнь, свое собственное внутреннее расстройство: «Когда человек противится Богу, когда люди находятся в плену у дьявола, то Божие чудо у одних вызывает раздражение, у других злобу, у третьих клевету». Прикосновение к святыне, приобщение к Божественной благодати, растворенное искренней верой, сопряженное с горячей молитвой и покаянием, — это серьезная, ощутимая помощью человеку на жизненном пути.
— Это продемонстрировало прошлогоднее принесение с Афона в Россию Пояса Пресвятой Богородицы.
—А в Казахстане не так давно мы стали свидетелями пребывания чудотворной Курской-Коренной иконы Божией Матери «Знамение». Осенью в Митрополичий округ были принесены мощи святителя Спиридона Тримифунтского. Посещение святынь приносит людям огромную духовную пользу. И в Казахстане, и в России мне неоднократно приходилось общаться с паломниками, стоящими в длинных очередях к святыням. Конечно, сказывается порой физическая усталость, немощь, но какой радостью, каким чаянием Божией помощи, какой искренней верой светятся их глаза! Здесь в ожидании встречи с источником благодати человек вспоминает свою жизнь, задумывается о вечном, кается, молится. И никто, по слову церковного песнопения, «тощ или не утешен отъиде» от святыни.
— Владыка, после принесения мощей преподобномучениц Елисаветы и Варвары многие прочитали жития этих святых. Но для тех, кто не знает, напомните, пожалуйста, чем они прославились.
— Жизнь преподобномученицы Елисаветы — это один из самых ярких и впечатляющих примеров самоотверженного служения Богу и ближним. Наделенная знатностью происхождения и богатством, имея прекрасное образование и обладая необыкновенной красотой, Великая княгиня Елисавета отреклась от мира, предпочла земным благам небесную славу. Как сказал когда-то Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, в своей жизни она «воедино соединила святость благоверной княгини, преподобной праведницы и мученицы за Христа». Ее жертвенное служение бедным, больным и сиротам, ее искренняя любовь к Богу и к Православной Церкви и сегодня пробуждают души людей от греховного забытья, напоминают богатым о необходимости служения бедным.
Елисавета Феодоровна основала в Москве Марфо-Мариинскую обитель милосердия. В первых строках устава обители, написанного преподобноисповедником архимандритом Сергием (Сребрянским) сказано, что обитель «имеет целью возможными способами помогать больным и бедным, и оказывать помощь и утешение страждущим и находящимся в горе и скорби». «Праведники живут во веки» (Прем. 5:15), говорит нам Священное Писание. Святые Елисавета и Варвара, отдавшие всю свою жизнь, все способности и таланты недужным, вдовицам, сиротам, обездоленным, и по преставлении ко Господу, исцеляют, утешают, поддерживают, утверждают в вере и благочестии.
В акафисте преподобномученице Елисавете поется: «Радуйся, супругом благочестивым покровительнице», ей молятся о даровании семейного счастья, укреплении любви. Молиться об умножении любви и искоренении всякой ненависти и злобы, особенно в семьях важно в наше время, когда сбываются пророческие слова Спасителя о том, что по причине умножения беззакония, во многих охладеет любовь.
— Ваш Округ планирует какие-то мероприятия в рамках подготовки к 150-летию со дня рождения Елисаветы Феодоровны?
— Назову лишь некоторые значимые акции в честь грядущего юбилея. В этом году 18 июля, в день памяти Елисаветы Феодоровны, по всему Казахстану мы начали сбор пожертвований для установки памятника этой великой святой на Митрополичьем подворье в Ключах рядом с храмом в честь святых Царственных страстотерпцев. Хотелось бы начать традицию крестного хода из храма в честь св. прав. Иоанна Кронштадтского в Жетигене к царскому храму в Ключах. Это около 35 километров. Совместно с театральными коллективами Казахстана планируется постановка пьесы «Белый Ангел Москвы», посвященной Великой княгине. Кстати, автор этой замечательной пьесы, драматург, член Союза писателей России Римма Кошурникова награждена Синодальным отделом грамотой за большой вклад в дело воспитания подрастающего поколения.
— По Вашему благословению в Москве издается литературно-художественный журнал для детей «Ванька-Встанька», ответственным секретарем которого является Римма Викентьевна, отметившая в этом году юбилей. Слышала, что из-за отсутствия финансирования журналу с 20-летним стажем грозит закрытие.
— Очень жаль, что тираж журнала всего 500 экземпляров, и он не всегда попадает в Казахстан. Нет его и на книжных полках Москвы. Его выпускает на деньги благотворителей общественная организация «Центр детской дипломатии им. Саманты Смит», и весь тираж бесплатно раздается в детские дома, больницы, воскресные школы, в Марфо-Мариинскую обитель милосердия и т.д. Журнал дышит любовью к русскому языку, русской истории и культуре, рассказывает о жизни и подвиге святых. Рядом с произведениями классиков и современных известных писателей публикуются сказки и басни, написанные школьниками — победителями детских литературных конкурсов. Журналов столь высокого качества, таких интересных и познавательных изданий для семейного чтения, сближающих детей и родителей, должно быть больше. А познакомила нас с издателями журнала именно Великая княгиня Елисавета Феодоровна, о которой на страницах «Ваньки-Встаньки» не раз писала Римма Кошурникова.
— Владыка, 18 мая Вам исполнилось 55 лет. Поздравляю Вас с этой знаменательной датой и прошу рассказать читателям об основных вехах Вашего служения, о том времени, когда Вы были архиепископом Костромским и Галичским.
— Я родился в 1957 году в Кирове (Вятке). Учился в Ленинградской духовной семинарии и Московской духовной академии. В 1983 году приснопамятный митрополит (тогда епископ) Вятский и Слободской Хрисанф (Чепиль) рукоположил меня в священный сан. В ноябре 1987 года я стал настоятелем Свято-Серафимовского кафедрального собора города Кирова. С 1986 по 1989 год нес послушание секретаря Кировского епархиального управления. Наиболее значимым для меня стал 1989 год — 21 сентября я был пострижен в монашество, 24-го возведен в сан архимандрита, а 27 сентября стал епископом Костромским и Галичским. Хорошо помню этот день — праздник Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня. Я приехал в Москву, где в Богоявленском Патриаршем соборе митрополит Ростовский и Новочерскасский Владимир (который сейчас является Предстоятелем Украинской Православной Церкви — Блаженнейшим митрополитом Киевским и всея Украины) возглавил мою архиерейскую хиротонию. Так началось мое 20-летнее служение на Костромской земле. За эти годы в епархии было возрождено 11 монастырей, открыто более 150 новых приходов, созданы детские и молодежные духовно-просветительские центры, действовали детские дома и богадельни для престарелых. Здесь с 1990 года я был еще и депутатом Костромского областного Совета народных депутатов. В сан архиепископа возведен 25 февраля 1994 года. Костромская епархия активно участвовала в общественной и культурной жизни области, в проведении краеведческих конференций, общественно-церковных форумов, концертов духовной и классической музыки, ежегодном Всероссийском фестивале авторской песни «Исповедь сердца». Всего не перечислишь.
— Начиная с 2000 года, Вы трудились на посту председателя Синодального отдела по делам молодежи Русской Православной Церкви.
— Это был очень интересный, очень интенсивный и ответственный период моей церковной жизни. В августе 2000 года состоялся Юбилейный Архиерейский Собор, на котором впервые была принята Социальная концепция Церкви. На этом же Соборе была принята концепция православного молодежного движения, и тем самым признано исключительное внимание Церкви к проблемам, заботам и чаяниям молодых людей.
— Чем вызвано появление особого направления в деятельности Русской Православной Церкви — работа с детьми, подростками и молодежью?
— Забота о подрастающем поколении существовала в Церкви всегда — во исполнение заповеди Господа нашего Иисуса Христа. Помните, в Евангелии от Матфея: «Тогда приведены были к Нему дети, чтобы Он возложил на них руки и помолился; ученики же возбраняли им. Но Иисус сказал: пустите детей и не препятствуйте им приходить ко Мне, ибо таковых есть Царство Небесное» (Мф. 10:13-14). Важность и насущность серьезной работы с молодежью постоянно подчеркивает Святейший Патриарх Кирилл. Решением Священного Синода в декабре 2000 года был создан Отдел по делам молодежи Русской Православной Церкви. Задачей отдела является координация работы епархиальных структур, отвечающих за молодежное направление деятельности Церкви, выстраивание отношений с государственными и общественными институтами в сфере молодежной политики и распространение положительного опыта молодежной работы.
Церковь — это живой богочеловеческий организм, и создание Отдела по делам молодежи — живой отклик Церкви на проблемы современного российского общества. Даже во времена государственного атеизма она никогда не была отделена от живых, конкретных людей. Их радость и боль — это радость и боль Церкви. Именно поэтому мы разделяем надежду общества на наше молодое поколение и тревогу за его будущее.
— Как Вам удавалось совершать архипастырское служение и возглавлять такой значительный по масштабам своей работы церковный молодежный отдел? Вы — автор книг и научных трудов. Имеете ученые степени доктора богословия и доктора исторических наук. Являетесь академиком Российской Академии естественных наук по секции экономики и социологии, почетным доктором Российского государственного социального университета, почетным доктором наук Московской государственной академии тонкой химической технологии имени М.В. Ломоносова. Как Вы при вашей загруженности успеваете заниматься еще и научной работой?
— «Без Меня не можете делать ничего» (Ин. 15:5), говорит Господь. На этот евангельский императив народная мудрость отзывается следующим образом — без Бога ни до порога. По мере своих человеческих сил, осознавая свою немощь, я стараюсь нести свой крест. Я покривил бы душой, если бы сказал, что этот крест легок. Ведь легкого крестоношения не бывает. Но я погрешил бы против истины, если бы сказал, что он слишком тяжел, потому что Господь не дает нам испытаний сверх меры. Если мы осознаем свое земное служение как дар, который дается нам свыше для нашего совершенствования, бремя земных трудов становится, по слову Спасителя, легким, потому что мы ощущаем Его присутствие в нашей жизни и Его помощь. Эту помощь Господь подает нам столь явно, что мы по-человечески не перестаем удивляться Его Промыслу о нас. Мне в связи с этим вспоминается московский съезд православной молодежи 2001 года. За месяц до начала у нас не было средств на его проведение, но было искреннее желание помочь молодым людям в их духовных поисках и твердая уверенность в необходимости нового взгляда на проблемы молодежи и поиска новых путей решения этих проблем с церковной точки зрения. И все получилось: появились жертвователи, поддержка государства на уровне Президента, широкое участие общественных организаций. Стучащему отворяются любые двери, даже закрытые на все замки и запоры.
Возвращаясь к Вашему вопросу, должен сказать, что знание конкретных проблем конкретных людей в конкретном регионе, которым в силу своих обязанностей обладает каждый правящий архиерей, очень помогает в осмыслении общецерковных задач, в том числе и в сфере молодежной политики. С другой стороны, знание опыта молодежной работы на общецерковном уровне позволяет строить эту работу в епархии наиболее приемлемым образом. Научная же работа — это потребность систематизировать ежедневную жизнь.
— Ваше служение в Казахстане заслуживает отдельного разговора, столь оно обширно. Именно при Вас в Москве было учреждено Патриаршее подворье и представительство Митрополичьего округа Русской Православной Церкви в Республике Казахстан.
— Действительно, 14 марта 2012 года оно открылось распоряжением Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла при храме святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии на Миусском кладбище, и я стал настоятелем храма. Это знаменательно и глубоко символично, ведь эти святые мученицы являются небесными покровительницами Семиречья и Южной столицы Казахстана — Алма-Аты. Отныне в московском храме можно молиться перед иконой, которая является копией чудотворной Феодоровской иконы Божией Матери. Образ выполнен иконописцем, заслуженным художником РФ С.Н. Соколовым. Оклад изготовил в художественной мастерской им. Александра Невского в Москве известный ювелир А.И. Анискин. Он в точности воспроизвел шедевр ювелирного искусства XIX века — украшенную драгоценными камнями золотую ризу на явленной Феодоровской иконе в Костроме, изготовленную в 1891 году на добровольные пожертвования жителей российских губерний. Известно, что свой вклад внес и император Александр III.
— Ваше Высокопреосвященство, в дар этому храму Вы передали и ковчег с частицей мощей преподобного Севастиана. Что бы Вы пожелали Вашим прихожанам и всем остальным верующим?
— Ничто не имеет такого сильного влияния на наше сердце и волю, как пример других людей, добрый или негативный. Пример людей, исполненных пламенною любовью к Богу, питает и наше сердце этой христианской добродетелью. Преподобный Исаак Сирин говорит: «Сближайся с праведными — и через них приблизишься к Богу… Ибо если смотреть на них полезно, то тем более учиться у них». Жизнь святых показывает нам, каким образом исполнять заповеди Господни. У святых алапаевских мучениц многому можно поучиться, много можно почерпнуть для пользы бессмертной души. Хотел бы пожелать всем сподобиться от Господа благодатных даров: «любови, радости, мира, долготерпения, благости, милосердия, веры, кротости, воздержания» (Гал. 5:22-23).
Беседовала И. Ахундова