25 января 2013 года в Новоспасском монастыре г. Москвы в рамках XXI Международных Рождественских образовательных чтений была проведена работа направления «Святоотеческая традиция монашеской жизни в современном мире», включившая в себя общее пленарное заседание, а также конференции по двум секциям и дискуссии на трех круглых столах.
В работе направления приняли участие архиереи Русской Православной Церкви из России, Украины, Беларуси, Молдовы, а также игумены и игумении монастырей. Духовным опытом братских Церквей поделились гости со Святой Горы Афон, Греции, Франции.
Были заслушаны доклады и сообщения по наиболее актуальным вопросам современной монашеской жизни, обозначены острые проблемы, изложены примеры из живого монашеского опыта.
По итогам работы, проходившей в духе братской любви и взаимопонимания, можно сформулировать следующие основные выводы:
I. Главное служение монашествующих — молитва за весь мир. Центром монастырской жизни должно стать богослужение, молитва. Для достижения этой цели необходимо правильное духовное устройство обители. Основополагающим аспектом духовной жизни является аскеза, понимаемая как всецелый — внешний и внутренний — непрестанный подвиг. За последние 20 лет в России было открыто много мужских и женских монастырей, многие из которых обрели благолепный внешний облик, но насущной необходимостью для всех обителей остается попечение о наилучшем устроении внутренней жизни, которая должна опираться на древнюю святоотеческую традицию и на духовный опыт православных общежительных монастырей.
Были выделены важнейшие условия благополучного устроения внутренней жизни в монастыре:
а) Общежительный устав, который дает возможность наиболее полно соблюдать монашеские обеты. Главными его чертами являются: добровольное, по любви к Богу, послушание игумену во внутренней и внешней жизни, соблюдение монастырских порядков и послушание братии, неопустительное участие в богослужениях, исполнение келейного молитвенного правила в определенное время, общая трапеза, в имущественном отношении — полное нестяжание. Особое внимание должно обратить на крайнюю осторожность общения с внешним миром, так чтобы все выходы в мир, а также сообщение через переписку и современные технические средства совершались только по благословению игумена.
б) Духовное руководство монастырем вменяется игумену (игумении) как его важнейший долг. В первую очередь игумен/игумения отвечает за духовную жизнь в обители, а уже потом — за ее благоукрашение, хозяйство и пр.
в) Ради сохранения порядка внутренней жизни обители предпочтительно определенное зонирование территории обители, так чтобы братская территория была отделена от общей монастырской, доступной для паломников и трудников-мирян.
г) Обеспечение условий для духовного образования монашествующих, прежде всего внутри обители. Особое значение для обогащения духовным опытом имеют встречи с духовными людьми, а также проведение игуменом (игуменией) бесед с чтением душеполезной литературы.
Все эти аспекты предлагается отразить в Положении о монастырях и монашестве, а также во внутренних монастырских уставах.
II. Важным направлением взаимоотношений монастырей с обществом является просветительская и катехизаторская деятельность.
1. Сам образ жизни монаха и монастыря в целом является проповедью. Паломники и богомольцы, посещающие обитель, должны видеть и чувствовать в монастыре дух братолюбия, мира, терпения, смирения и других добродетелей христианских, так как они приходят туда из мира, где правит зло, и более всего нуждаются в любви.
2. Самостоятельной областью в рамках просветительской деятельности становится в современных обителях прием паломников в духе монашеского гостеприимства. Это и проведение ознакомительных бесед по истории и святыням обители, и угощение на трапезе, и размещение в гостинице, а для некоторых обителей — и организация паломнических поездок.
3. Большое значение в практике современных обителей имеют такие формы воспитательной и просветительской работы, как проведение духовных бесед в детских домах и тюрьмах, организация катехизаторских курсов и воскресных школ, издание и публикация душеполезной литературы.
4. Глубокое значение, формирующее мировоззрение человека и его круг ценностей, имеет миссия монастырей по сохранению духовной культуры через возрождение в обителях традиционных церковных искусств (иконопись, церковное пение и др.), а также разнообразных рукоделий и мастерских (вышивка, художественная резьба и пр).
III. В условиях духовного и материального кризиса современного общества особое значение приобретает деятельность монастырей по оказанию помощи и заботе о наиболее социально незащищенных членах общества — престарелых, инвалидах и детях-сиротах. Такая деятельность, являющаяся по своей сути традиционной, в современных условиях имеет получает новые формы. При многих обителях существуют богадельни, приюты, некоторые монастыри духовно окормляют и осуществляют уход за тяжелыми больными в больницах и хосписах.
Весьма актуальной была признана проблема устройства детей, оставшихся без попечения родителей. Многие монастыри создают детские приюты; однако существуют определенные трудности в организации и деятельности таких приютов в связи с отсутствием правовой базы. На заседании круглого стола «Миссионерское служение монастырей» было высказано предложение о разработке и принятии правовой юридической базы Русской Православной Церкви совместно с государственными законодательными органами законодательства, позволяющего создать полноправные детские церковные учреждения (в т.ч. в монастырях и на приходах), в случае необходимости брать нуждающихся в защите детей, получать от государства равные с государственными учреждениями правовые и материальные возможности для обеспечения социальных прав и гарантий детей-сирот.
По окончании работы стала очевидной необходимость продолжить обсуждение вопросов и проблем устроения внутренней жизни монастырей и их общественного служения, для чего представляется целесообразным регулярное проведение встреч руководства монастырей для взаимного обогащения живым духовным опытом монашеской жизни.
Пресс-служба Новоспасского монастыря/Патриархия.ru