25 января 2013 года в Зале церковных соборов Храма Христа Спасителя состоялась секция «Преподавание православной культуры в современной школе: состояние, проблемы, перспективы» XXI Международных Рождественских образовательных чтений.
Мероприятие возглавили председатель Отдела религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви митрополит Ростовский и Новочеркасский Меркурий и митрополит Челябинский и Златоустовский Феофан.
В президиум секции также вошли заведующая отделом Департамента государственной политики в сфере общего образования Министерства образования и науки РФ С.Д. Ермакова, первый заместитель председателя Синодального отдела религиозного образования и катехизации игумен Митрофан (Шкурин), заведующий Научно-методическим кабинетом Отдела, заведующий лабораторией ценностно-мировоззренческих и духовно-нравственных основ воспитания Института семьи и воспитания РАО И.В. Метлик и специалист сектора ОПК Отдела Ю.Ю. Юренко.
В своем докладе митрополит Меркурий рассказал о перспективах введения в практику общеобразовательных школ страны предмета «Основы религиозных культур и светской этики», частью которого является курс «Основ православной культуры». Владыка особо подчеркнул необходимость расширения преподавания курса на весь период обучения, рассказал о достигнутых договоренностях с представителями государственной власти и органами управления образованием, а также прокомментировал новый Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», в котором отражены важные позиции, касающиеся церковно-государственного взаимодействия в рамках преподавания религиозной культуры в светской школе.
Нередко директора школ или работники органов образования берут на себя инициативу, ограничивая выбор модулей одним-двумя, заявил в своем выступлении митрополит Феофан. Чтобы помочь православным реализовать право на изучение модуля «Основы православной культуры», церковная общественность должна занять активную позицию, поскольку изучение Основ православной культуры дает реальную возможность формирования наших детей нравственно здоровыми личностями, чья внутренняя культура укоренена в духовных традициях нашего Отечества. Право и возможность изучать основы своей религиозной культуры в школе закреплена теперь не только в поручении Президента, распоряжении Председателя Правительства и инструкции Министерства образования, но и в новом тексте Федерального закона «Об образовании».
Важной проблемой является подготовка учительских кадров для преподавания нового предмета. Владыка высказал суждение, что человек, открыто высказывающий атеистические взгляды, не имеет права преподавать ОПК.
В ходе работы секции также выступили ответственный секретарь Экспертного совета Синодального отдела религиозного образования Е.В. Челнокова, и.о. секретаря Ученого совета Николо-Угрешской семинарии А.Ю. Соловьев, зав. кафедрой религиоведения Курского государственного университета В.М. Меньшикова, декан педагогического факультета ПСТГУ Т.В. Скляровой, ректор Калмыцкого регионального института повышения квалификации работников образования Л.Д. Мунчинова, доцент Московского государственного областного университета О.В. Розина, руководители отделов религиозного образования Екатеринбургской, Приморской и Рязанской митрополий, Курганской епархии, Среднеазиатского митрополичьего округа.
Об учебно-методическом сопровождении преподавания православной культуры в школе рассказали проректор по инновационной деятельности Тамбовского института повышения квалификации работников образования И.В. Аверина, председатель Межрегионального общественного фонда «Основы православной культуры», автор учебных пособий по православной культуре А.В. Бородина, профессор Московского государственного областного университета, автор учебных пособий по православной культуре Л.Л. Шевченко и профессор Томского государственного университета, автор учебного пособия по ОПК в курсе «Основы религиозных культур и светской этики» Т.А. Костюкова.
Конкретные предложения были высказаны по следующим темам:
- разработка и реализация Концепции расширения курса ОРКСЭ по всем ступеням общего среднего образования;
- полноценная профессиональная подготовка учителей по «Основам православной культуры»;
- разработка новых учебных пособий по «Основам православной культуры»;
- распространение преподавания «Основ православной культуры» в русских школах за рубежом, в том числе, в школах при посольствах Российской Федерации.
Участники секции отметили, что в феврале-марте этого года в Москве и регионах пройдут школьные собрания, посвященные организации выбора модуля в ОРКСЭ. К концу марта выбор модулей уже будет осуществлен. Важно не упустить эту возможность обратиться к родителям будущих четвероклассников. От слаженности работы в этот короткий период во многом будет зависеть не только выбор предмета по религиозной культуре, но, в перспективе, жизненный выбор многих сегодняшних школьников.
Отдел религиозного образования и катехизации/Патриархия.ru