19 мая отмечался Всемирный день памяти людей, умерших от СПИДа. О том, как помогают таким людям православные священники и прихожане, рассказывает руководитель программы «Круглый стол по религиозному образованию и диаконии (социальному служению) Русской Православной Церкви» М.Б. Нелюбова.
— В третье воскресенье мая отмечается Всемирный день памяти людей, умерших от СПИДа. В этот день в ряде православных храмов совершаются особые заупокойные службы. Когда появилась эта традиция?
— Появилась она в начале 2000-х. Около 12-ти лет назад в нашей Церкви стали развиваться программы, проекты, которые направлены на работу с людьми, живущими с ВИЧ-инфекцией. В это же время появилась инициатива каждое третье воскресенье мая в ряде храмов (постепенно их число увеличивалось) совершать панихиды по людям, которые умерли от заболеваний, сопряженных с ВИЧ-инфекцией, или от СПИДа. Кроме того, на некоторых приходах в последнее воскресенье месяца стали служить молебны о здравии людей, живущих с этим страшным диагнозом.
Еще один памятный день — 1 декабря, Международный день борьбы со СПИДом. Обычно в храмах в этот день также совершают молебны о здравии людей, живущих с ВИЧ-инфекцией.
— Есть ли приходы, в которых работа с людьми, живущими с ВИЧ, является одним из основных направлений социального служения?
— Ряд приходов действительно очень много внимания уделяет этому направлению социального служения. Причем работа ведется в разных формах. Есть храмы, в которых регулярно совершаются молебны о здравии людей, живущих с ВИЧ-инфекцией. В ряде приходов создали специализированные церковно-общественные организации или же непосредственно на базе прихода организовали телефоны доверия и службы очного консультирования для людей, которые страдают этими заболеваниями, а также их близких. Принято считать, что у каждого человека в ближайшем окружении насчитывается от пяти до семи человек. В применении к людям с ВИЧ-инфекцией можно констатировать, что у каждого из них есть пять-семь близких людей — родственников и друзей, которые хотя бы в психологическом плане затронуты этой проблемой, переживают по поводу того, что у дорогого им человека ВИЧ-инфекция. С ними тоже надо работать, оказывать духовную и психологическую поддержку.
Кроме того, в ряде приходов занимаются первичной профилактикой распространения заболевания, ведут разъяснительную работу с молодежью или детьми.
Есть приходы, в нашей Церкви их сейчас больше 60-ти, которые открыли специальные реабилитационные центры для наркозависимых. Не секрет, что один из главных путей распространения ВИЧ инфекции — это внутривенные наркотики. Среди потребителей таких наркотиков очень много инфицированных. Те приходы, которые создали реабилитационные центры для болеющих СПИДом, также ведут вторичную профилактику ВИЧ-инфекции. То есть, работая с инфицированными, оказывая им помощь, они предотвращают дальнейшее распространение этой инфекции на людей здоровых.
Существуют и другие формы работы. Проводятся, например, специальные обучающие семинары для тюремных капелланов. Священникам, окормляющим людей в местах заключения, на специальных семинарах рассказывают о том, как работать в области профилактики ВИЧ-инфекции. Батюшка, окормляющий действующие в пенитенциарных заведениях православные общины, как правило, сталкивается с целым комплексом проблем: если к нему обращается заключенный с ВИЧ, то, как правило, выясняется, что у него масса и других проблем, связанных со здоровьем, наркотической зависимостью, психологическим состоянием. Поэтому, если хочешь оказывать поддержку ВИЧ-инфицированным, надо комплексно заниматься и другими его проблемами.
При этом хочу отметить, что ВИЧ-инфицированные люди также участвуют в волонтерском движении.
Нельзя сказать, что есть приходы, которые в своем социальном служении узко специализируются на работе с ВИЧ-инфицированными. Хотя сейчас при некоторых региональных СПИД-центрах открыты специальные молельные комнаты или часовни. Например, в Липецком центре СПИД уже несколько лет действует молельная комната, и там регулярно служит молебны и работает с персоналом отец Андрей Суриков — он отвечает в Липецкой епархии за работу с ВИЧ-инфицированными.
— Существуют ли программы межприходского сотрудничества и церковно-общественного, церковно-государственного партнерства в этой сфере?
— Когда стали появляться программы по данной тематике — это 2000-2002 годы — они изначально моделировались по принципу межприходского сотрудничества. Создавались региональные центры на базе церковно-общественных организаций, что предполагало участие в их работе ряда местных приходов. Такие центры есть в Иваново-Вознесенской епархии, Барнауле, Оренбурге. Очень активно такая деятельность ведется в Санкт-Петербурге, где особенно заметно широкое межприходское сотрудничество в сфере помощи ВИЧ-инфицированным и их близким, профилактики СПИДа. И всегда в это сотрудничество вовлекаются также светские профильные организации — либо это сообщество людей, живущих с ВИЧ и СПИДом, либо просто общественные объединения, которые работают по данной проблеме.
Церковно-государственное партнерство тоже очень широко развивается. В тех епархиях, где ведется церковная работа по СПИДу, существует договоренность или формальное соглашение о сотрудничестве со СПИД-центрами. Последним примером может быть Екатеринбург, где между епархией и СПИД-центром было заключено соглашение о взаимодействии, причем очень разветвленном. В Москве, например, Свято-Димитриевское сестричество уже давно имеет такой договор с московским центром СПИД. Благодаря этому договору очень активно развивается церковное взаимодействие с государством в области паллиативной помощи и ухода. Более того, специалисты Свято-Димитриевского сестричества даже проводят занятия для студентов светских медицинских колледжей — учат их уходу за ВИЧ-инфицированными. Сестричеством также разработана уникальная обучающая программа для младшего медицинского персонала по уходу за инфицированными вирусом иммунодефицита человека. И это всего лишь несколько примеров такого сотрудничества.
— Обучают ли священников особенностям пастырского окормления болеющих СПИДом людей?
— Уже когда программа начиналась, в разных регионах проводили очень большое количество семинаров, специально разработанных для священнослужителей. На занятиях разбирались не только специфика этого заболевания, но и медицинские, психологические аспекты, особенности пастырского окормления людей, живущих с ВИЧ. Надо сказать, что такие семинары были очень полезными, благодаря этому очень большое число духовенства в разных епархиях включилось в деятельность по пастырскому окормлению ВИЧ-инфицированных.
— Какие просветительские меры, в том числе в рамках приходского служения, могут помочь остановить распространение этого заболевания?
— Проблема стремительного распространения этого заболевания является комплексной. К сожалению, Россия вместе с Украиной находится на лидирующих позициях по распространению вируса иммунодефицита человека. Это свидетельствует, в том числе, и об определенных тенденциях в духовно-нравственном состоянии нашего общества. Вот с этим необходимо бороться. Главный вектор усилий Церкви в этой сфере — восстановление духовно-нравственного здоровья людей, причем не только религиозного, но и общегуманитарного. В этом плане, конечно, ведется работа.
С одной стороны, надо оказывать духовную поддержку тем, кто уже заразился ВИЧ, с другой стороны, очень важно, чтобы усилия Церкви были направлены и на первичную профилактику. Например, несколько лет назад под эгидой Церкви была разработана программа по профилактике рискованного поведения среди подростков и молодежи «ЛадьЯ». Она осуществляется уже в десяти регионах России, на Украине и в Белоруссии. Надеюсь, скоро будет и в Армении у наших коллег. Это программа не катехизации, а духовно-нравственного воспитания в плане мотивации к здоровому образу жизни — ценностно-ориентированная программа. Основана она на ценностях, традиционных для нашего общества и многих мировых религий, в том числе христианства. В ближайшее в Москве состоится очередной семинар, посвященный обучению работе в рамках программы «ЛадьЯ». В нем примут участие педагоги, школьные психологи, священнослужители. Надеемся, что люди, которые будут обучены работе с этой программой, потом станут проводить по ней занятия в своих школах или колледжах, учебных заведениях, лагерях.
В тех регионах, где программа «ЛадьЯ» реализуется уже несколько лет, отмечаются совершенно удивительные и замечательные результаты: поведение детей претерпевает изменения, поскольку ребята ориентируются на более ответственное принятие решений. Родители и школьная администрация очень довольны, потому что видят, как меняются отношения в детских коллективах. Ребята становятся более дружелюбными по отношению друг другу, снижается градус агрессии. Подобного рода программы, мне кажется, являются очень перспективными, в том числе, в плане профилактики заболеваний.
Беседовала М. Сазоненко
Портал «Приходы»/Патриархия.ru