В рамках V Международной Богословской конференции «Православное учение о церковных Таинствах» 14 ноября состоялось заседание секции, посвященной Таинствам Крещения и Миропомазания.
На секции, посвященной Таинствам Крещения и миропомазания председательствовали архиепископ Нижегородский и Арзамасский Георгий, епископ Бобруйский и Быховский Серафим и декан Богословского факультета Афинского университета профессор Константин Скутерис.
Работа секции началась с программного доклада архиепископа Георгия, в котором докладчик подробно осветил тринитарный, христологический, пневматологический, сотериологический и экклезиологический аспекты Таинств Крещения и Миропомазания.
Доклад преподавателя Московской духовной академии А.А. Ткаченко был посвящен библейским корням Таинства Крещения. Докладчик показал ошибочность попыток интерпретировать практику христианского Крещения как простое продолжение ветхозаветной традиции. Он также показал неубедительность попыток связать христианское Крещение с ритуальными практиками ессеев. Таким образом, докладчик обосновал невозможность найти истоки Таинства Крещения где-либо вне самой христианской традиции.
Затем на секции прозвучало несколько докладов, посвященных различным ранним традициям совершения Таинств Крещения и Миропомазания. Профессор Харальд Бухингер (Университет Вены, Австрия) представил обзор ранних сирийских источников об этих Таинствах, а также предпринял попытку проследить влияние раннесирийской традиции на византийскую крещальную практику. Профессор Максвелл Джонсон (Университет Нотр-Дам, США) осветил египетскую традицию совершения Крещения и Миропомазания в III-IV вв. Профессор Ханс-Юрген Фёльнер (Университет Вены, Австрия) рассмотрел практику совершения этих Таинств на Западе до VIII века. После представления указанных докладов состоялась дискуссия, в ходе которой участники секции сошлись во мнении о близости крещальных практик в разных частях христианской ойкумены в эпоху Древней Церкви.
Профессор Мерья Меррас (Университет Йоэнсуу, Финляндия) рассмотрела некоторые аспекты таинств крещения и миропомазания в ранней византийской традиции. Особый интерес вызвал доклад профессора диакона Павла Гаврилюка (Университет св. Фомы, США). Отец Павел, анализируя описание чина Крещения, содержащееся в трактате Дионисия Ареопагита «О церковной Иерархии», пришел к выводу, что автор этого сочинения был выходцем из константинопольской церковной среды.
Особой обстоятельностью отличался доклад преподавателя Екатеринбургской духовной семинарии С.Ю. Акишина. Докладчик проследил генезис чинопоследования Таинств Крещения и Миропомазания, содержащегося в современных требниках Русской Православной Церкви, и указал византийские истоки каждого из содержащихся в этом чинопоследовании обрядов. Докладчик также обратил внимание на ряд проблем практического характера, связанных с совершением Крещения и Миропомазания в современную эпоху.
После докладов, посвященных различным литургическим аспектам Таинств Крещения и Миропомазания, слово было предоставлено профессору Константину Скутерису. Его доклад был посвящен взаимоотношению между Таинством Крещения и первородным грехом. Автор сосредоточился на библейском осмыслении Крещения как соумирания и совоскресения со Христом. После доклада профессора Скутериса состоялась дискуссия, посвященная проблеме православного осмысления термина «первородный грех».
Последним прозвучал доклад профессора Поля де Клерка (Католический университет Парижа, Франция), посвященный генезису западной практики конфирмации и богословскому осмыслению этого обряда. Присутствующие обменялись мнениями по вопросу о возможном приближении западной практики совершения Миропомазания к ранней церковной традиции.
Сайт Синодальной Богословской комиссии/Патриархия.ru