Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Русская версияУкраинская версияМолдавская версияГреческая версияАнглийская версия
Патриархия

В.Р. Легойда: «Антиклерикальная волна спала, но интерес к содержательной религиозной проблематике остался»

В.Р. Легойда: «Антиклерикальная волна спала, но интерес к содержательной религиозной проблематике остался»
Версия для печати
25 декабря 2013 г. 17:58

Председатель Синодального информационного отдела В.Р. Легойда ответил на вопросы корреспондента портала АиФ.ru об основных итогах уходящего года.

 Как можно в целом охарактеризовать итоги года для Церкви? Это касается как самой Церкви, так и диалога с обществом, который местами проходит тяжело.

— Давайте для начала определимся, о чем мы сейчас ведем речь. Церковь как мистическое Тело Христово вне итогов года и вообще вне времени. Можно говорить о Церкви как о сообществе людей, о Церкви как об организации. Здесь тоже важная оговорка: говоря «Церковь и общество», неверно представлять, что это такие непересекающиеся реальности. Что есть, мол, общество — это мы, люди, и есть Церковь — «инопланетяне» со своими законами; и вот с ними у нас, общества, есть отношения. Повторяю, это неверное представление. Православные верующие сегодня — это большая и даже большая часть нашего общества. Они очень разные, в том числе и в своих общественно-политических предпочтениях. Но всех их объединяет вера в Христа, усилие, чтобы Евангелие было не просто умной книгой, но пространством смыслов, в котором ты живешь и которое для тебя является главным. Хотя сразу замечу, что для кого-то признание Евангелия умной книгой — тоже шаг и тоже усилие. Поэтому главный итог года для Церкви — это те изменения, которые произошли в человеческих сердцах. Увы, для социологов этот итог сложно измерить и посчитать.

— Мне кажется, это некоторый уход от ответа…

— А мне представляется, что это попытка разговора по существу. Понимаете, в каком-то смысле таким вопросом, точнее, ожиданием ответа в «цифрах и фактах» мы пытаемся встроить Церковь исключительно в логику организации, корпорации: итоги года — что сделано, что не реализовано, над чем еще поработать. Конечно, количественные показатели тоже есть, Церковь и организация тоже. Но даже как организация Церковь живет по закону любви. Вот, скажем, я — преподаватель. Каковы для меня итоги года жизни моего университета? Рейтинг успеваемости, индекс цитируемости, количество отчисленных… А каковы итоги года для меня как гражданина? Рост ВВП, индекс инвестиционной привлекательности страны, уровень зарплат. И т.д. И вот я — член Церкви. Каковы для меня итоги года? Стал ли я и мы все ближе к Богу? Изменился ли мой и наш внутренний мир настолько, чтобы он хоть как-то положительно влиял на окружающих людей? Смог ли я совершить или не совершить какой-то значимый поступок, потому, что я — христианин? Например, не уволить кого-то, поддавшись эмоциям. Чем больше мы задаемся такими вопросами, тем лучше итоги года в жизни Церкви.

— Вы против социологических измерений жизни верующих?

— Ни в коем случае: я их приветствую. Но что считают и измеряют социологи: что думают и как себя ведут люди, называющие себя православными (мусульманами и т.д.)? Сколько среди них людей с высшим образованием, насколько они знают церковную догматику, как часто ходят в храм и какие общественные ценности для них наиболее важны? Интересно это? Чрезвычайно. Отвечает ли исчерпывающим образом на поставленный Вами вопрос? Не уверен.

— И все же… 2013 год сильно отличался от 2012-го, потому что прошлый год был очень сложным. Были скандалы, была волна даже не против Русской Православной Церкви, а антиклерикальная волна. Сейчас, спустя год, что-то изменилось?

— Начну с того, что говорили в том числе и мои коллеги в конце прошлого года: нет худа без добра. Антиклерикальная волна имела один безусловный положительный эффект: перемещение церковной тематики с периферии общественного и медийного поля в их самый центр остро поставило перед многими в нашем обществе вопросы, которые раньше были важными все-таки для небольшого круга церковных людей: что такое христианство? Как жить по Евангелию в XXI веке? Если вера — это мое частное дело, могу ли я мотивировать свои общественные поступки религиозными причинами? Раньше об этом говорили очень мало. Уже в прошлом году заговорили много и всерьез. Ответы, кстати сказать, тоже предмет серьезной и вдумчивой дискуссии, в том числе и в самом церковном сообществе.

Продолжая эту мысль, замечу, что положительным итогом 2013 года стало закрепление таких действительно значимых тем в общественном и медийном полях. Антиклерикальная волна спала — а она спала совершенно очевидно, могу сказать это как человек, регулярно измеряющий медийное поле, — но интерес к содержательной религиозной проблематике остался. И это — хороший итог уходящего года.

<...>

Беседовал Владимир Шушкин

Полный текст на сайте АиФ.ru

Патриархия.ru

Все материалы с ключевыми словами

 

Другие интервью

В.Р. Легойда: Важно, от кого произошел человек, но еще важнее, что с ним произойдет

Митрополит Екатеринбургский Евгений: Мы боремся за то, чтобы жить в евангельской системе координат

А.В. Щипков: Смоленск — особый город в истории России

«Ортодоксия» на марше: православные миссионеры в тылу и в зоне СВО

Митрополит Наро-Фоминский Никандр: У нас высокая миссия — создавать архитектурные проекты, которые не уступают древним шедеврам по своей красоте и разнообразию

Протоиерей Михаил Потокин: Нужны добровольцы для помощи людям на Донбассе

Епископ Каменский и Камышловский Мефодий: «Церковь — самый эффективный помощник в избавлении от всякой тяги, в том числе и к наркотикам»

Митрополит Калужский Климент: Лауреаты Патриаршей литературной премии и традиция семейного чтения

Протоиерей Максим Козлов: Постарайтесь прикоснуться к Пасхе в Светлую неделю

Митрополит Ставропольский и Невинномысский Кирилл: «Духовному лицу нельзя быть в обозе»