Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II ответил на вопросы белградской газеты «Блиц» («Блиц», № 3922 от 11 января 2008 года).
— Ваше Святейшество, Вы неоднократно указывали на трудное положение сербского и другого неалбанского населения Косово. Тем не менее, Приштина, невзирая на все переговорные усилия и разнообразные предложения из Белграда, сообщает, что собирается провозгласить независимость. Чем опасно такое развитие событий?
— К большому сожалению, проблему Косова пытаются решить без учета чаяний издавна проживающих там народов. Позиции, занимаемые некоторыми политическими силами как внутри региона, так и вне его, часто носят необоснованный характер. При этом до нас доходят сведения о страданиях беженцев, об осквернении святынь. Это никого не может оставлять безучастным. Мало кто принимает во внимание, что косовские святыни священны для сербского народа и не могут быть разменной монетой в политическом торге. Это должно учитываться при последующих переговорах, продолжение которых является единственным способом избежать новых трагедий, новой несправедливости. Любое одностороннее решение может поколебать и без того шаткий мир.
— Вашему Святейшеству известен спор между Сербской и непризнанной Македонской Православными Церквами. Виден ли выход из такого положения?
— Для нас, очевидно, что единственным выходом из тяжелого положения, сложившегося в отношениях между Сербской и непризнанной Македонской Православными Церквами, является возобновление братских переговоров между ними на основе соблюдения священных канонов Церкви. При этом обе стороны должны искать не односторонней выгоды, а действовать исходя из общего блага Церкви, проявляя максимум терпения и чуткости, для того, чтобы выслушать и лучше понять друг друга. Именно таким образом нами недавно было достигнуто восстановление единства с Русской Зарубежной Церковью, к которому мы пришли не сразу, но постепенно, терпеливо, в духе братской любви разрешая противоречия и недоумения, накопившиеся за долгие годы разделения. Опираясь на этот опыт, Русская Православная Церковь готова всячески содействовать диалогу для решения македонского вопроса, не отказываясь предоставить помощь, если она будет необходима.
— Верующие Сербской Православной Церкви сталкиваются с трудностями в Черногории, вызванными действиями непризнанной черногорской церкви. Может ли Русская Православная Церковь помочь в решении данной проблемы?
— Для эффективного противодействия расколам, прежде всего, важна солидарная позиция Поместных Православных Церквей по отношению к этому злу. Поэтому Русская Православная Церковь, безусловно, осуждает действия раскольников в Черногории и поддерживает Высокопреосвященного митрополита Черногорского и Приморского Амфилохия, духовенство, монашествующих и мирян вверенной ему епархии, отстаивающих единство и канонические устои Церкви. Мы также призываем государственные власти Республики Черногория обеспечить защиту верующих канонической Церкви от противоправных действий антицерковных сил.
— Может ли Ваше Святейшество прокомментировать много нашумевший документ из Равенны?
— Как известно, этот документ, озаглавленный «Экклезиологические и канонические последствия сакраментальной природы Церкви. Церковное общение, соборность и власть», был принят на заседании Смешанной международной комиссии по богословскому диалогу между Римско-Католической и Православными Церквами, в котором представители нашей Церкви не принимали участия. Эта встреча была отмечена инцидентом, в результате которого делегация Русской Православной Церкви была вынуждена покинуть заседание комиссии. По непонятной причине в Равенну приехали представители так называемой Эстонской Апостольской Православной Церкви, созданной в 1996 году Константинопольским Патриархатом на канонической территории Московского Патриархата. Их присутствие на встрече сделало невозможным наше участие в ней. В результате получается, что «нашумевшим» является не столько документ, принятый на заседании в Равенне, сколько данный неприятный случай.
Тем не менее, содержание документа также вызывает серьезные нарекания с нашей стороны. В частности, в его 39-м параграфе говорится о том, что после разрыва между Востоком и Западом в 1054 году, «сделавшего невозможным созыв Вселенских Соборов в строгом смысле слова», обе Церкви продолжали созывать соборы в кризисных ситуациях. «На этих соборах присутствовали епископы Поместных Церквей в общении с Римским престолом и, хотя это и понималось по-другому, в общении с Константинопольским престолом». В этом параграфе явно проводится мысль о существовании в христианском мире двух равнозначных центров — Рима и Константинополя, но мы хорошо знаем, что значение Константинопольской кафедры для Православной Церкви далеко не идентично тому, чем Римский престол является для католиков.
Складывается впечатление, что документ предлагает принципиально новую модель церковного устройства, с которой наша Церковь не может согласиться. Поэтому становится ясным, что в отсутствие делегации Русской Православной Церкви на встрече в Равенне было гораздо легче внести упомянутые положения в документ. Более того, у нас возникает подозрение, что инцидент с приглашением представителей «Эстонской Апостольской Православной Церкви» был специально спровоцирован, чтобы на время исключить Московский Патриархат из диалога.
Таким образом, в силу вышеприведенных аргументов — неучастия нашей делегации во встрече в Равенне и более чем спорного содержания принятого там документа — Русская Православная Церковь оставляет за собой право не признавать его в качестве выражения позиции мнения всей полноты Православия в диалоге с Католической Церковью.
— Прошу Ваше Святейшество обратиться верующим сербам с поддержкой в момент болезни Патриарха Сербского Павла.
— Недуг, посетивший Святейшего Патриарха Павла, — это непростое испытание для всего сербского народа, который всегда находил в слове и служении своего Первосвятителя верный нравственный ориентир и надежную духовную опору. У Его Святейшества есть множество почитателей и в Русской Православной Церкви. Уповая на милость Божию, мы вместе с нашими единоверными братьями горячо молимся о выздоровлении Святейшего Павла и даровании ему крепости сил и долголетия. Милосердный Господь по молитвам Его Пречистой Матери да сохранит в мире и процветании Сербскую Православную Церковь и многострадальный сербский православный народ.