На церемонии открытия XVI Международных Рождественских чтений «Вера и образование: общество, школа, семья в XXI веке», состоявшейся сегодня в Государственном Кремлевском дворце, перед участниками Чтений выступил управляющий делами Московской Патриархии митрополит Калужский и Боровский Климент.
«Как и всегда Рождественские чтения, ставшие за минувшие полтора десятилетия крупнейшим общественно-церковным форумом нашего Отечества и стран ближнего Зарубежья, в этом году посвящены одной из самых актуальнейших тем современности — обсуждению места и роли духовных ценностей Православия в сфере образования», — отметил владыка.
Школьное образование должно прививать не только знания, но и любовь к Родине, а для этого нельзя сводить обучение истории и культуре к перечню дат (хотя многие наши юные соотечественники и этого не знают), подчеркнул митрополит Климент.
По его словам, следует соединить в образовании культурную и духовную составляющие, с тем чтобы привить нравственные ориентиры к концу обучения, ибо России необходимо преодолеть духовную безграмотность и нравственный нигилизм. Об остроте проблемы свидетельствуют данные ВЦИОМ, приведенные в докладе: согласно опросам, 44% не знают, что происходило в стране в 1937 году, а 23 % имеют об этом лишь смутное представление. Не менее печально невежество и относительно Великой Отечественной войны, которая воспринимается многими как столь же далекое прошлое, что и Отечественная война 1812 года.
Вопросы духовно-нравственного воспитания должны стать приоритетом, убежден управляющий делами Московской Патриархии. Важно, что уже сейчас некоторые регионы самостоятельно разрабатывают соответствующие образовательные программы. Необходимо взаимодействие в этой области с региональными властями и епархиями; поддержку данной инициативе должно оказывать и государство, убежден владыка Климент.
Ликвидация регионального компонента, в рамках которого преподавались Основы православной культуры, не может не беспокоить Русскую Церковь, подчеркнул митрополит. В связи с этим он призвал министра образования А. Фурсенко и президента Российской академии образования Н. Никандрова включить в новый стандарт образования, разрабатываемый в настоящее время, новую образовательную область — «Духовно-нравственная культура».
По словам владыки Климента, новая образовательная область, за введение которой высказываются миллионы родителей, должна была бы охватывать все годы пребывания человека в школе — с первого по одиннадцатый класс. Образовательная область призвана воспитать в человеке ориентацию на базовые ценности российской культуры, вне зависимости от национальных и мировоззренческих различий.
С другой стороны, подчеркнул митрополит Климент, нельзя забывать и о духовно-нравственной составляющей гуманитарных дисциплин — литературы, истории. По его мнению, при разработке нового стандарта по этим дисциплинам было бы полезно активнее привлекать церковных специалистов.
Управляющий делами Московской Патриархии вновь категорически отверг предложение ввести в школьные программы единый предмет по основам мировых религий. Данный курс неприемлем по целому ряду причин, считает владыка Климент, — в частности, он не может заложить единую нравственную основу личности, ибо различны духовно-нравственные основы разных религий.
Если же эти различия будут обходиться, то такой учебник станет не более чем энциклопедией российских религий, изучение которого приведет лишь к воспитанию в подрастающем поколении религиозной индифферентности, с чем Церковь никогда не согласится.
Если же родители (не чиновники! — подчеркнул владыка Климент) не хотят, чтобы их дети изучали религиозную культуру, то этим учащимся следует предложить иной курс культурологического или этического характера; но не надо опасаться того, что подобная дифференциация приведет к разделению школьников, ибо школа не может не учитывать различия, существующие в российском обществе.
Ребенок «должен научиться, живя среди людей разных взглядов и разного отношения к религии, сохранять свою веру и свою культуру. Преподавание ОПК поможет ребенку научиться уважать право своего соседа по парте быть «другим», а самому быть — православным», — подчеркнул митрополит Климент.
Основными действующими лицами в отношении выбора содержания образования являются родители, напомнил владыка. Ни одно учреждение, организация или ведомство не может предписать родителям нормы, которые надлежит прививать их детям — школа призвана выполнять образовательный заказ родителей. Большинство же родителей в нашей стране однозначно исповедуют себя православными; основная масса детей, приходящих в школу, являются православными по факту своего крещения.
«Если родители приносят ребенка в храм для совершения над ним таинства, это предполагает необходимость его дальнейшего образования в православном духе, а также твердое намерение возрастать в познании христианского учения, — отметил владыка в своем докладе. — Поэтому, говоря о добровольном характере изучения православной культуры, необходимо иметь в виду, что родители уже сделали этот выбор самим фактом крещения своего ребенка, и противодействие изучению их детьми православной духовно-нравственной культурной традиции, которой придерживаются в семье, означает вторжение в область свободы совести».
Среди вопросов церковно-государственных отношений, ждущих своего решения, владыка Климент назвал также государственное признание церковных дипломов и ученых степеней, а также государственную аккредитацию духовных учебных заведений. Владыка выразил надежду, что уже в этом году многие из этих вопросов будут решены.
Пресс-служба Московской Патриархии