Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Русская версияУкраинская версияМолдавская версияГреческая версияАнглийская версия
Патриархия

Митрополит Волоколамский Иларион: Люди, которым не нравится, что Церковь называет зло злом, а грех грехом, ищут способы напасть на нее

Митрополит Волоколамский Иларион: Люди, которым не нравится, что Церковь называет зло злом, а грех грехом, ищут способы напасть на нее
Версия для печати
26 февраля 2014 г. 09:18

24 февраля 2014 года гостем передачи «Церковь и мир», которую на телеканале «Россия-24» ведет митрополит Волоколамский Иларион, стал первый заместитель председателя Совета Федерации Александр Торшин.

Митрополит Иларион: Здравствуйте, дорогие братья и сестры! Вы смотрите передачу «Церковь и мир». 1 февраля исполнилось пять лет со дня интронизации Святейшего Патриарха Кирилла. Мы продолжаем говорить о том, что было сделано Патриархом и Церковью за эти пять лет. Сегодня мы поговорим о том, что было сделано в российских регионах. Мой собеседник — первый заместитель председателя Совета Федерации Александр Торшин. Здравствуйте, Александр Порфирьевич!

А. Торшин: Здравствуйте, владыка митрополит! Сегодня очень интересная тема. Я даже не знаю, как мы уложимся в этот небольшой формат времени. Палата регионов (так называют Совет Федерации) очень хорошо ощущает, как работает Церковь. Видно, как за последнее время, особенно за последние пять лет, церковное служение стало ближе к регионам, непосредственно к народу, к пастве (а также к тем, кто паствой не является). Мы видим, что Церковь всегда с нами. Поэтому мы с большим удовольствием и с большой надеждой, которая оправдалась, пригласили Святейшего Патриарха Кирилла в Совет Федерации — Палату регионов, чтобы провести открытый разговор на самые насущные темы, поговорить о традиционных ценностях, о семье. Я до сих пор нахожусь под впечатлением от этой встречи, на которую Святейший пришел с большим количеством священнослужителей, пригласил представителей других конфессий. Такое общение позволяет «сверять часы», за что мы очень благодарны Святейшему Патриарху, который очень много ездит по стране. Я думаю, что служение Святейшего Патриарха, нашей родной Русской Православной Церкви делает большой вклад в продвижение вперед всего нашего государства.

Митрополит Иларион: Мне всегда приходится сопровождать Святейшего Патриарха в зарубежных поездках, но, к сожалению, я очень редко имею возможность посещать вместе с ним наши российские регионы. Однако те немногие поездки, в которых я участвовал, всегда на меня производили очень сильное впечатление, потому что я всегда видел, насколько приезд Патриарха придает новый импульс всей жизни города, региона, тех мест, которые он посещает. Патриарха ждут с огромным воодушевлением. Обычно он обращается к людям с очень простыми словами — он не произносит какие-то абстрактные истины, а касается вопросов, затрагивающих каждого человека, — нравственности, семейной жизни. Люди, которые соприкасаются с Патриархом, видят его глаза, слышат его речь, начинают по-другому воспринимать окружающий мир. Иногда Патриарх в своих проповедях и обращениях к людям приводит какие-то простые примеры. Например, он говорит о том, что мы постоянно на что-то жалуемся, что все вокруг нас плохо, что все запущено. Но давайте начнем с нашей квартиры и нашей лестничной клетки, продолжает он. У нас порядок или у нас все замусорено? Мы бросаем мусор в ведро и потом его аккуратно выносим или же мы разбрасываем мусор вокруг себя? Эти простые слова заставляют людей задумываться о вещах, которые кажутся бытовыми и второстепенными, но из которых складывается вся наша жизнь.

Если говорить о деятельности Церкви в общероссийском масштабе, то, думаю, именно поездки по стране привели Патриарха к очень существенным решениям в плане реорганизации церковного управления. Вот приезжает Патриарх в регион, где от одного края до другого пять часов лёта, и на весь этот край один архиерей. Как он может управлять такой огромной епархией? Или же он приезжает в регион, где в распоряжении архиерея 600 приходов. Поэтому Патриарх инициировал реформу церковного управления, и теперь в каждом регионе не одна епархия, а несколько, объединенных в митрополии. Это придает новый импульс и всей церковной жизни, и взаимодействию Церкви с региональными государственными структурами.

А. Торшин: Эта реформа дала очень интересный эффект. Будучи членом Национального антитеррористического комитета и Государственного антинаркотического комитета, я вижу, что это приближение духовенства к пастве потихонечку снижает наркозависимость. Там где появились новые епархии, активизировалась работа в этом направлении. Потихонечку пошла на убыль уличная преступность. Эти проблемы накапливались годами, десятилетиями. Но там, где батюшка буквально ходит по дворам и знает каждого неблагополучного, ситуация меняется.

Вот губернатор. Какие у него послушания? Их перечень занимает четыре листа формата А4 — начиная от снабжения хлебом и заканчивая вывозом мусора. Не всегда удается поговорить с народом. А обратная связь — ох как нужна! А батюшка — вот он, с народом. К нему приходят с бедами, с радостями, и он уже может донести их до губернатора. Даже мы, чиновники, члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы, побаиваемся сказать начальнику, что где-то непорядок. Архиерей этим не связан. Он заходит к губернатору. Я не знаю ни одного губернатора, который отказал бы архиерею в приеме. Наоборот, на каждом государственном празднике, в день республики, в день области, самое почетное место предоставляют архиерею. И каждый раз при этом происходит разговор.

Вы сами знаете по себе, когда ездите в Косово, в Сирию, что такое опасность. С каким мужеством Вы туда ездите. Вам ведь и оружие иметь нельзя.

Митрополит Иларион: У нас есть свое оружие — им пользуется и Патриарх, и архиереи, о которых Вы говорите, и священники. Это оружие слова, оружие убеждения и оружие церковных таинств. Мы при помощи этого оружия боремся с диаволом и с тем злом, которое, к сожалению, присутствует в нашем мире. Мы неслучайно берем в руки это оружие, потому что вокруг Церкви так же, как и вообще вокруг человека, разворачивается борьба. Достоевский говорил, что в сердце человека борется Бог с диаволом. Бог с диаволом борется и внутри одного человека, и внутри отдельной семьи, и внутри целого региона, и на просторах целого государства. В этой борьбе каждый человек делает выбор, занимая ту или иную сторону. Все в конечном итоге вооружаются, но оружие Церкви направлено на то, чтобы в сердцах людей наступил мир, чтобы люди начали другими глазами видеть, в том числе и окружающих. Вот почему от Церкви требуется не просто какая-то выжидательная, а очень активная позиция. Священник не может просто сидеть у себя в храме и ждать, пока к нему придут прихожане. Он должен выходить к ним навстречу. Он должен находить такие места, такие ситуации, где он может появиться, где он может что-то сказать людям и тем самым привлечь их в Церковь.

Когда мы с радостью говорим о том, что растет число молодых людей, которые приходят в Церковь, и вообще растет количество наших верующих, то нас радует не статистика сама по себе, а то, что люди меняются. Иногда священника спрашивают: а почему чудес так мало происходит? Вот в ваших церковных книжках все про чудеса пишут, а чудес-то мы не видим вокруг себя. Мы, священники, видим эти чудеса практически каждый день в нашем служении. Чудом является то, что хлеб и вино на Евхаристии становятся Телом и Кровью Христа. В это чудо можно не поверить, но когда ты видишь, как человек, который принимает внутрь себя, казалось бы, хлеб и вино и после этого совершенно меняется, преображается, то в это чудо не поверить очень трудно. Мы это чудо видим на примере наших прихожан. Приходит, например, в храм наркоман — человек, чья жизнь разбита, который находится в руках диавола. Он сам это ощущает, сам об этом рассказывает. Мы начинаем с ним работать — постепенно, медленно, спокойно. Проходит, может быть, год, может быть, пять лет — и этого человека невозможно узнать. Он так отличается от себя прежнего, как, наверное, ангел отличается от беса. Это чудо мы наблюдаем постоянно. Ради этого чуда существует Церковь.

А. Торшин: Как тяжело это воспринимается. Сейчас входят в жизнь люди, которые не видели советской власти, идеологических ограничений. С чем они приходят? Один — с двумя карабинами в школу, другой — с помповым ружьем в храм. Сейчас заметно, что Церковь стала все больше и больше отвечать на вызовы современности. Кстати, реформа церковной структуры позволила выйти из узкой ограды, появилось больше возможностей. Мы сейчас говорим, что в шаговой доступности должен быть здравпункт, полиция, почта, интернет. Я считаю, что нужно добиваться, чтобы в шаговой доступности была церковь.

Митрополит Иларион: Совершенно верно.

А. Торшин: Если не будет церкви, куда податься? В «ящик» смотреть? Там такая пальба стоит, что уши закладывает. Поэтому и такая атака на институт Церкви, выражаясь нашим казенным языком. Основа нашего единства, основа крепости нашего государства — это Церковь, прежде всего, Русская Православная Церковь. Если будет возможность в воскресенье зайти в храм или после работы помолиться, то морально-психологическое состояние общества измениться.

Митрополит Иларион: Вы упомянули часто употребляемый термин «институт Церкви». Сейчас некоторые люди говорят: мы в Бога верим, мы — за добро, но Церковь нам надоела. Почему она вмешивается в наши дела, почему она нам диктует, как себя вести? Мы хотим жить по своим правилам, а Церковь пусть занимается своим делом, то есть крещением, венчанием, отпеванием. Мы с такой позицией не можем согласиться, потому что Церковь не создана как бюро ритуальных услуг. Церковь — это совесть народа, совесть людей. Даже многие из тех людей, которые, может быть, не вполне воцерковлены, отождествляют себя с Церковью по рождению, по культуре, по вере своих предков. Один из моих собеседников в этой программе сказал: «Я — атеист, я в Бога не верю, но я — православный, потому что принадлежу к православной культуре. Мои родители были православными».

В этой ситуации у Церкви — особая миссия: недостаточно священнику просто заниматься своим храмом, своими прихожанами, крестить и отпевать. Священник сейчас должен быть миссионером. Об этом Патриарх говорит постоянно и архиереям, и духовенству, и студентам духовных школ. Вот почему Патриарх ездит не только в благополучные, но и в депрессивные, отдаленные регионы, на Дальний Восток, в такие места, куда ранее нога Патриарха никогда не ступала. Был случай, когда он запланировал поездку в очень далекий поселок — Палану (это на Камчатке). Туда надо было лететь несколько часов. Была нелетная погода, и говорили, что невозможно туда добраться. А поскольку дальше в программе стояло следующее мероприятие, предлагали этот пункт вычеркнуть и забыть про Палану. Патриарх сказал: если мы не полетим, я пешком туда пойду. Прилетели, и, наверное, для тех людей, которые там жили, это была та встреча, которая их жизнь перевернула, потому что без этого они вряд ли бы соприкоснулись с верой и поняли, зачем нужна Церковь.

Святейший Патриарх своим личным примером вдохновляет очень многих священнослужителей. Уже при приснопамятном Патриархе Алексии II началось полномасштабное церковное возрождение, наша Церковь встала с колен, она расправила крылья, она в полный голос заговорила. Но при Патриархе Кирилле за последние пять лет этому процессу придан новый импульс. Сейчас Церковь занимает в обществе то место, которое она заслуживает, но в то же время она подвергается нападкам со стороны тех людей, которые не соглашаются с ее позицией, которые не хотят стоять на стороне добра. Неслучайно Патриарх лично подвергается нападкам — ведь он стоит в авангарде, он является наиболее видимой частью нашего церковного организма.

Люди, которым не нравится, что Церковь называет зло злом, а грех грехом, ищут способы напасть на нее, оклеветать того или иного человека Церкви, использовать слабости, которые, к сожалению, есть у всякого человека, включая священнослужителей, тиражируют какие-то негативные случаи, связанные с тем или иным священнослужителем, и тем самым пытаются бросить тень на всю Церковь. Но Сам Господь, когда созидал Церковь, сказал, что врата ада не одолеют ее (см. Мф. 16:18). И в той борьбе, которую мы сейчас ведем, мы видим, что добро в конечном итоге всегда побеждает зло.

Служба коммуникации ОВЦС/Патриархия.ru

Материалы по теме

В Совете Федерации состоялось награждение представителей синодальных учреждений за вклад в организацию и проведение XII Рождественских парламентских встреч

Святейший Патриарх Кирилл вручил председателю Совета Федерации В.И. Матвиенко орден великой княгини Елисаветы Феодоровны

Святейший Патриарх Кирилл вручил председателю Совета Федерации В.И. Матвиенко орден великой княгини Елисаветы Феодоровны

Председатель Отдела внешних церковных связей встретился с заместителем председателя Комитета Совета Федерации по международным делам

В ОЦАД состоялся круглый стол по вопросам развития духовного образования при Святейшем Патриархе Кирилле

В МДА прошла конференция «Русская Церковь сегодня. К 15-летию интронизации Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла»

Вышел в свет третий номер «Журнала Московской Патриархии» за 2024 год

Служение Первосвятителя: благодатные свершения и суровые вызовы [Статья]

Представитель Антиохийской и Русской Православных Церкви присутствовал на мероприятии в честь 80-летия дипломатических отношений между Россией и Сирией

Поздравление Святейшего Патриарха Кирилла губернатору Архангельской области А.В. Цыбульскому с 45-летием со дня рождения [Патриарх : Приветствия и обращения]

7-12 июля состоялся Первосвятительский визит Святейшего Патриарха Кирилла в Санкт-Петербургскую митрополию и на Валаам

Ответственный секретарь Синодального комитета по взаимодействию с казачеством принял участие в заседании Рабочей группы по делам казачества в г. Москве

В Даниловом монастыре в Москве совершено отпевание заслуженного профессора Московской духовной академии Б.А. Нелюбова

Патриаршее соболезнование в связи с кончиной заслуженного профессора Московской духовной академии Б.А. Нелюбова [Патриарх : Послания]

Заместитель председателя ОВЦC совершил Литургию в престольный праздник Петропавловского храма — Подворья Русской Православной Церкви в Карловых Варах (Чехия)

Преставился ко Господу старейший сотрудник ОВЦС, заслуженный профессор Московской духовной академии Борис Нелюбов

Другие интервью

Епископ Каменский и Камышловский Мефодий: «Церковь — самый эффективный помощник в избавлении от всякой тяги, в том числе и к наркотикам»

Митрополит Калужский Климент: Лауреаты Патриаршей литературной премии и традиция семейного чтения

Протоиерей Максим Козлов: Постарайтесь прикоснуться к Пасхе в Светлую неделю

Митрополит Ставропольский и Невинномысский Кирилл: «Духовному лицу нельзя быть в обозе»

Интервью протоиерея Максима Козлова журналу Сербского Патриархата «Православие»

«Исследуйте Писания». Патриаршая программа изучения Библии на приходах: первые итоги

Митрополит Будапештский Иларион: Ватикан уступил либералам в вопросе однополых пар

В.Р. Легойда: Выживание традиционной семьи важнее, чем глобальное потепление

Достучаться до сердец и приобщить воинов к святым таинствам Церкви

Помогая другим, обретаешь подлинную радость