В среду 30 января 2008 года в Фонде славянской письменности и культуры прошло первое в этом году заседание Клуба православных журналистов. Заседание, посвященное вопросу формирования Общественного совета по нравственности при российских телеканалах, проходило в рамках XVI Международных Рождественских образовательных чтений.
Ведущий секции руководитель Пресс-службы Московской Патриархии священник Владимир Вигилянский в своем вступительном слове напомнил, что с инициативой создания Общественного совета по вопросам нравственности в СМИ не раз выступали и Святейший Патриарх Алексий, и многие представители общественности, но в прошлые годы это был «глас, вопиющий в пустыне». 19 ноября 2007 года Его Святейшество вновь в присутствии Президента В.В. Путина поднял этот вопрос: «Необходимо улучшение нравственной атмосферы в обществе. Сейчас многие теле- и радиопрограммы демонстрируют принципиальную допустимость откровенно порочного, нравственно безответственного поведения. Это заставляет задуматься об определении моральных критериев и границ дозволенного в сфере деятельности средств массовой информации… Нашему обществу сегодня крайне необходим Общественный совет по вопросам нравственности, который взял бы на себя соответствующие регулирующие функции».
С отчетом о проделанной за 2007 год работе выступил председатель Клуба православных журналистов Александр Щипков. Коротко рассказав о том, чего удалось добиться Клубу в борьбе за введение ОПК в школьную программу, он перешел к главной теме заседания. По словам Щипкова, то, что происходит на телеэкране, и какое влияние это оказывает на наших детей, не может оставлять равнодушным православного человека.
«Телевидение — это общественный институт, и мы вправе требовать от него, что мы хотим видеть на экранах, — заявил Щипков. — Мы решили, что лучший вариант — организовать Общественный совет по нравственности на российском ТВ, который возьмет на себя функции социального контроля над телевидением как общественным институтом».
Он рассказал о том, что на выездном заседании Клуба, состоявшемся в Ярославле в рамках фестиваля «Радонеж», его члены приняли обращение к Председателю Совета Федерации Сергею Миронову. В обращении подчеркивалась необходимость создания специального органа, осуществляющего своего рода нравственный мониторинг российских СМИ.
«Мы категорически против цензуры в СМИ, — подчеркнул Александр Щипков. — Мы не собираемся вмешиваться в формирование сетки вещания. Но мы считаем себя вправе давать оценки тех или иных передач, транслирующихся по телеканалам».
Как считает Щипков, в Общественном совете должны быть представлены те люди, которых можно считать признанными авторитетами в сфере нравственности. Противники создания Общественного совета возражают, что после смерти Лихачева, Панченко и Аверинцева настоящих авторитетов в сфере нравственности практически не осталось. По мнению Щипкова, это не так. По его инициативе на сайте «Религия и СМИ» открыто народное голосование по выдвижению кандидатов в состав будущего совета. Многие из тех, чьи фамилии фигурируют в этом списке, приняли участие в описываемом заседании.
Позицию руководителя Центра «Православная энциклопедия» и «Большой Российской Энциклопедии» Сергея Кравца можно было назвать довольно скептической. По его мнению, в России, где невозможность создания политической партии на основе конфессионального признака закреплена законодательно, попытка создать общественные советы по нравственности является скорее попыткой оказывать видимость влияния. «Ни в коем случае нельзя преувеличивать роль совета», — заявил С. Кравец.
Он считает, что в нынешних условиях важнейшей задачей является создание православно ориентированной культурной среды, формирование собственного позитивного продукта. «Важно даже не то, сколько православных передач пойдут по Первому каналу, а какой поток православных передач будет идти по региональным каналам», — добавил он.
Ведущий заседание священник Владимир Вигилянский отметил, что людям, недовольным тем, что происходит на телевидении, фактически некуда пожаловаться. Совет по нравственности мог бы аккумулировать общественные запросы и служить инстанцией, куда зрители могли бы обратиться со своими пожеланиями или претензиями к тому или иному телепродукту. «Во всем мире фильмы разделены на определенные категории, прежде всего, возрастные, а у нас этого нет. Почему бы не наделить этот совет правом присваивать категории фильмам?» — задался вопросом отец Владимир.
Писатель, главный редактор «Литературной Газеты» Юрий Поляков в своем выступлении затронул проблему либерального подхода к проблеме нравственности в СМИ. Он рассказал о дискуссии, посвященной вопросу о том, стоит или не стоит создавать совет по нравственности при российских СМИ, состоявшейся несколько лет назад. Тогда ведущие дискуссию либеральные журналисты апеллировали к приглашенным корреспондентам BBC, пытаясь найти у них поддержку. «Ну вот на BBC же нет никаких общественных советов?», — спросил один из ведущих британского журналиста, не сомневаясь в отрицательном ответе. И был весьма удивлен, узнав, что такой совет не только существует, но и возглавляется самой королевой Елизаветой. «Впрочем, в эфир ни вопрос, ни ответ не попали», — заметил Поляков.
Однако, по его словам, и либералы могут скрепя сердце согласиться с идеей введения общественного совета. Это показывает случай с НТВ, когда либеральная общественность, напуганная действиями власти в отношении телекомпании, стала высказываться за создание таких советов. «И такие ручные советы были созданы», — добавил Поляков. Впрочем, на его просьбу выслать фамилии и должности членов этих советов, руководители каналов лишь соглашались... и ничего не делали.
Злостной манипуляцией общественным сознанием главный редактор «Литературной газеты» назвал подтасовку результатов электронного голосования на передаче «Ничего личного», посвященной теме «Может ли искусство портить нравы?». Факт подтасовки выявился после того, как по просьбе Ю. Полякова зал проголосовал поднятием рук.
«Если бы был Общественный совет, то такие факты явной манипуляции, когда уже поймали за руку, были бы невозможны. В Общественный совет подается жалоба, там обсуждается и соответственно принимаются меры», — считает Юрий Поляков.
Он также сказал, что в Администрации Президента планируется создание пробного общественного совета при частных каналах. «Власть понимает, — сказал главный редактор «Литературной газеты», что с таким телевидением нормально молодежь не воспитаешь. Я думаю, что мы в своем порыве не так одиноки».
Режиссер Павел Лунгин обратил внимание собравшихся на деструктивную роль российского телевидения в формировании морального облика наших сограждан. «Как бороться с этим оскотиниванием? — задал режиссер вопрос тем, кто собрался в зале, и тут же сам на него ответил. — Я перестал включать телевизор вообще...».
Тенденция «не смотреть телевизор» вообще в последнее время крайне распространена среди российских интеллектуалов. Однако, по мнению Лунгина, это малодушное решение. Выход в том, чтобы бороться за мораль, которой, как считает режиссер, у нас в стране «почти нет». Одним из инструментов этой борьбы может стать Общественный совет по нравственности на российском телевидении.
Журналист, историк и культуролог Константин Ковалев в своем выступлении затронул тему низкого профессионализма работников СМИ там, где приходится освещать события православной жизни. «Ни один из ведущих наших телеканалов не может правильно произнести имя Святейшего Патриарха», — посетовал Ковалев, пояснив, что ударение в имени «Алексий» делается на последнем слоге.
«А попробуйте сделать такую ошибку в регалиях Владимира Путина или Дмитрия Медведева!», — невесело пошутил К. Ковалев, который ведет в «Литературной Газете» страницу, посвященную телевидению,
По его мнению Ковалева, Общественный совет по нравственности мог бы подсказывать каналу, кого из журналистов или экспертов приглашать для комментариев по тем или иным событиям православной жизни.
Главный редактор журнала «Фома» Владимир Легойда остановился на проблеме взаимодействия общества и СМИ. «У нас в России сегодня не сложилась система общественных СМИ, — заявил он. — Часто приходится слышать, что СМИ — это четвертая власть, но это некорректно. Четвертая власть — это общество, а общественные СМИ — голос этой власти».
Общественный контроль над телевидением, по мысли Легойды, поможет укрепить эту функцию СМИ. Речь не идет о цензуре: цензура предполагает предварительный просмотр передач, а в функции Общественного совета будет входить только оценка постфактум. Легойда предположил, что у нас нет признанных нравственных авторитетов не потому, что они отсутствуют физически, а потому, что общество слишком разобщено, чтобы признавать чей-то авторитет безоговорочно.
Проблему цензуры продолжил актер и продюсер Николай Бурляев. «Я натерпелся от цензуры еще со времен Тарковского и Германа, — признался он. — Я из тех, кто отрицает чью-либо власть над художником». Однако, по мнению Бурляева, общественный экспертный совет при телевидении безусловно необходим. В него, помимо деятелей религии и культуры, должны входить и люди из правоохранительных органов. В то же время Бурляев не уверен, нужно ли просматривать фильмы и передачи до того, как они выйдут на экран. Этот вопрос, по его мнению, заслуживает дальнейшего рассмотрения.
«Раньше в углу была икона, теперь это место занял ящик, через который в наш дом может ворваться демон или монстр, — предостерег Бурляев. — Я за самые прямые и ясные меры, не допускающие демонизации и сатанизации моих детей и внуков».
Писатель Елена Чудинова, полемизируя с Александром Щипковым, высказалась против того, чтобы в состав Общественного совета входили представители других конфессий, кроме Православия. По ее мнению, нравственные установки других религий сильно отличаются от православной этики. «Одинаковая ли у нас, православных, мораль с теми, кто считает, что можно иметь четыре жены?», — задалась вопросом Чудинова.
Западная (протестантская и католическая) цивилизация, по ее мнению, «уже давно проела последние крошки своего запаса христианской нравственности». Она привела в пример Великобританию, где в эфире нельзя употреблять обсценную лексику, но где по центральным каналам транслируют церемонию венчания двух гомосексуалистов, одобренную Англиканской Церковью.
Е. Чудинова убеждена, что без создания Общественного совета по нравственности Россию ждет то, что сейчас происходит на Западе. Главная задача совета — устанавливать нравственные ориентиры, основываясь на православной этике.
«Иначе все увязнет в четырех женах, благонравном венчании гомосексуальных пар и прочих ценностях мультикультурного общества», — предостерегла Е. Чудинова.
Иного мнения придерживается коллега Е. Чудиновой, писатель Алексей Варламов. По его мнению, если смотреть на все с точки зрения Е. Чудиновой, то единственным реальным выходом остается формулировка «не забудьте выключить телевизор». «Но мы не сможем убедить в этом общество, и вместо диалога с обществом получится наш монолог», — считает писатель.
В то же время почва для диалога безусловно есть. А. Варламов видит ее в общем неприятии рекламы, которая раздражает большую часть зрителей. «Рекламодатели хотят превратить телезрителя в идеального потребителя», — сказал писатель. По его мнению, именно рекламодатели более всего заинтересованы в засилье пошлых и отупляющих передач на нашем телевидении. «Я бы стремился к тому, чтобы запретить рекламу на государственных каналах телевидения, — заявил писатель. — Мне кажется, здесь мы найдем союзников не только среди православных журналистов».
Евгений Никифоров, президент медиахолдинга «Радонеж» и основатель Клуба православных журналистов, заявил, что мультикультурный проект, о котором говорила Елена Чудинова — это инструмент дехристианизации общества. По словам Никифорова, в Латвии сейчас ведется подготовка к принятию закона, запрещающего священникам критиковать гомосексуализм. И подобное вполне может произойти и в России. «На нас надвигается диктатура греха, — предупредил Никифоров. — Общественный совет — это препятствие на пути этой диктатуры».
По словам Е. Никифора, в нынешнем году Клуб будет внимательно отслеживать ситуацию на Украине, введение дисциплины «Духовно-нравственная культура», но главной темой останется формирование Общественного совета по нравственности, создать который предложили члены Клуба православной журналистики в ноябре 2007 года.
Завершил выступления профессор Московской духовной академии диакон Андрей Кураев. По его словам, Общественный совет не должен превращаться в идеологический комитет «Единой России» или какого-либо министерства. Андрей Кураев подчеркнул, что такой совет должен стать не очередным клоном Общественной палаты, а организацией, созданной по инициативе и при участии ядра национально-патриотической элиты России.
Затем состоялись выборы председателя Клуба православных журналистов и его заместителей. Председателем Клуба вновь избран Александр Щипков; заместителями — Юрий Поляков, главный редактор «Литературной газеты», и Василий Анисимов, глава Пресс-службы Украинской Православной Церкви.
Патриархия.ru