Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Русская версияУкраинская версияМолдавская версияГреческая версияАнглийская версия
Патриархия

Не унывать, не печалиться, не раздражаться

Не унывать, не печалиться, не раздражаться
Версия для печати
21 марта 2014 г. 15:54

Председатель Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению епископ Орехово-Зуевский Пантелеимон ответил на вопросы посетителей сайта Синодального информационного отдела.

1. Скажите, пожалуйста, владыка, как спасти свою душу в наше современное время? Как относиться к тому, что Константинопольский Патриарх решил собрать восьмой вселенский «православный собор» в 2015 году? (Андрей, Курган)

Дорогой Андрей! Когда Господь говорил о трудности вхождения в Царство Небесное, апостолы смутились и спросили, кто же может спастись? Господь прямо ответил: человекам это невозможно. Очевидно, эти строгие слова относятся к живущим и жившим во все времена, не только в наше время. Господь для того и пришел на землю, потому что без Него невозможно спастись. Но невозможное для человека возможно Богу. Только с Богом и в Боге нам доступно спасение.

Господь обещал быть с нами до скончания века. Если Он с нами, то надо и нам быть с Ним. Чаще причащаться, изучать Евангелие и исполнять заповеди, учиться непрестанной молитве. Во все времена спасать душу было непросто. Во все времена желающие спасения призываются к подвигу и во все времена Господь помогает спасаться. Чем больше времени проходит после Первого пришествия Христа, тем яснее становятся слова о том, что в последние времена христиане будут спасаться, не совершая подвигов, подобных тем, что совершали древние святые, а благодушно перенося скорби. Надо стяжать мирный дух, невзирая на все, что происходит кругом. Не унывать, не печалиться, не раздражаться.

Теперь касательно возможного проведения Православного Собора. Соборный, или коллегиальный, принцип принятия решений присущ Православию с самых апостольских времен. Соборы разного уровня постоянно собираются и принимают жизненно важные решения церковных вопросов. После окончания эпохи Вселенских Соборов еще ни разу не созывался Собор, который бы включал все Поместные Православные Церкви. С 1961 года велась подготовка первого в истории Всеправославного Собора, в которой Русская Православная Церковь принимала самое активное участие. Сейчас подготовка приближается к завершению. Прошедшее 5-9 марта в Константинополе собрание Предстоятелей Поместных Православных Церквей наметило созыв Собора на 2016 год. Этим же собранием был принят ряд решений, касающийся принципиальных вопросов регламента Собора. Самое важное — все решения Собора будут приниматься методом консенсуса, то есть единогласным волеизъявлением всех Поместных Церквей. Этот метод позволяет не бояться никаких неожиданностей на Соборе, поскольку никакие новшества, искажающие основы православного вероучения, не смогут быть навязаны всем Церквам как соборное решение.

2. Здравствуйте, Ваше Преосвященство. Я хотел бы задать Вам вопрос, который мучает меня очень долго. С самого раннего детства я был православным верующим, хотя происходил из невоцерковленной семьи. Примерно в 12-летнем возрасте я внезапно обнаружил в себе экстрасенсорные способности. Например, мог предвидеть далекое будущее, мировой финансовый кризис; сказать, где в течение 3 дней произойдет катастрофа с жертвами. Видел вещие сны, в которых слышал голос, рассказывающий мне такую информацию, которую я просто не мог узнать сам, причем потом я убеждался в ее достоверности, и другое. Я никому не рассказывал об этом и никогда не хотел использовать это во вред. Я очень боялся этого. Потом меня стали терзать ужасные кошмары. Я кричал во сне во все горло, а проснувшись, не знал, где нахожусь. Я получил доступ в интернет и стал читать святоотеческую литературу, из которой узнал, что все это — от лукавого. Я никогда не курил, не пил, не вступал в близкие отношения, ничем серьезным не болел и психическими отклонениями не страдал. Чувствую очень сильную тягу к монашеству. Церковь стараюсь посещать почаще, и вот уже почти 3 года ничего подобного со мной не происходило, кроме одного случая в стенах церкви, который священник охарактеризовал однозначно как чудо от Бога. Однако про свой первоначальный мистический опыт я так и не открыл, боюсь. Ваше Преосвященство, подскажите, пожалуйста, является ли все это грехом, надо это исповедовать, и если да, то как правильно это делать? И еще, я где-то прочел, что дьявол пытается вербовать людей, призванных служить Богу, это правда? После всего этого я только укрепился в вере, и чувствую еще большую тягу к церковной жизни... (Алексей, Пенза)

Дорогой Алексей, из Деяний Апостольских известно про одну служанку, которая имела дар прорицания от лукавого (Деян. 16:16). Судя по твоему рассказу, твой дар был не от Бога, если ты утратил эти способности, когда воцерковился. Можно на исповеди покаяться в том, что ты доверял этим видениям. Доверять им было нельзя. Если бы ты доверял им и дальше, то мог бы повредиться умом, как это было однажды с преподобным Исаакием из Киево-Печерского монастыря. Очень хорошо, что ты хочешь иноческой жизни. Молись Матери Божией, чтобы Она помогла исполнению твоего желания, если на то будет Божия воля. Не доверяй никаким видениям, рассказывай духовнику обо всем.

3. Здравствуйте, скажите, пожалуйста, можно ли устраивать поминки 18 января в сочельник? Будет девять дней. Если нет, то когда можно это сделать? Сорок дней будет 18 февраля, нужно поминать дома? (Наталья, Балаково)

Дорогая Наташа! Прости, что не смог ответить тебе вовремя. Мне только недавно передали твой вопрос. 18 февраля нужно всем, кто знал усопшего (усопшую) собраться в храме. Очень хорошо было бы Вам в этот день на Литургии причаститься Святых Христовых Таин. Если получится, попросить священника послужить панихиду на могилке. Можно и дома устроить поминальную трапезу. Обычно она начинается с молитвенного поминовения усопшего. На трапезе вспоминают о нем, рассказывают друг другу об усопшем. Вечная память тому, о памяти кого ты спрашиваешь!

4. Владыко, благословите! У меня вопрос: у меня знакомая очень хочет в монастырь, но у нее нашли ВИЧ и ей сказали, что постриг в монастыре не возможен. Она в отчаянии, говорит: неужели такие люди никому не нужны? Государство их считает изгоями, и Церковь отворачивается, может и Господь поставил крест на них? (Ольга, Ногинск)

Дорогая Ольга! Церковь не отворачивается от людей, которые страдают болезнями. Несколько лет назад был принят церковный документ об отношении Церкви к проблеме ВИЧ/СПИДа. Там есть такие слова: «Священнослужители и миряне должны сделать все возможное для того, чтобы попытки людей, живущих с ВИЧ/СПИДом, прийти в Церковь не были встречены холодом равнодушия, а тем более презрения и осуждения. Человек с ВИЧ/СПИДом призван обрести в Церкви дом Отчий, тихую гавань спасения и заботливую семью». Священнослужители, сестры милосердия оказывают помощь людям с ВИЧ. Например, сестры Свято-Димитриевского сестричества и добровольцы с 2009 года постоянно трудятся во второй московской инфекционной больнице на Соколиной горе, там организован церковный ресурсный центр паллиативной помощи. Помогают людям с ВИЧ и в различных церковных реабилитационных центрах. Люди, живущие с ВИЧ/СПИДом, не должны чувствовать себя изгоями в Церкви. Они могут причащаться святых Христовых Таин, приступать к другим таинствам Церкви. На общецерковном уровне каких-то ограничений на принятие людей с ВИЧ в число монашествующих я не знаю. Хотя не исключаю, что в каких-то монастырях есть препятствия для приема в число сестер женщин с ВИЧ и другими заболеваниями. Возможно, это связано с особыми порядками и условиями, которые приняты в конкретной обители. Советую Вашей знакомой, прежде всего, поговорить по поводу монашества со своим духовником, спросить его, в какой именно монастырь можно было бы обратиться для прохождения испытания перед постригом. Также Ваша знакомая может написать на электронный адрес ccfoda@mail.ru. Сотрудники нашего Синодального отдела свяжут ее со священнослужителями, которые давно работают с людьми с ВИЧ и могут помочь с выбором конкретного монастыря.

5. Добрый день! Большой поклон Вам! Я живу в постоянном страхе смерти, почему — сама не могу понять. Мне 32 года, у меня семья и все хорошо, нет никаких претензий к жизни. Стараюсь посещать храмы, езжу по монастырям, мне очень нравится находиться у Сергия Радонежского. И в Иерусалиме была, очень благодатно было. Но я не знаю, почему у меня постоянно страх смерти. Помогите, может как-то можно с этим недугом справиться? Спаси Вас Господи. (Елена, Донецк, Украина)

Дорогая Елена, память о смерти считалась добродетелью еще в дохристианские времена. Нам эта память помогает не забывать об ответе, который нужно будет всем дать на Страшном суде и о призрачности всякого земного счастья. Для христиан смерть — переход в другую жизнь, смерть — это не конец жизни, а окончание земного странствования, исполненного трудностей и искушений и скорбей. С этим страхом не надо справляться, нельзя жить, как живут сейчас многие, не думая о смерти. Но и унывать не надо. Любовь сильнее смерти! Смерть — это только временная разлука с нашими дорогими близкими. Для людей живущих праведно смерть — это радость встречи с Богом!

6. Благословите, владыко. Я вырос в Московской области, в этом же городе, в котором и сейчас живу, мне 24 года. Жизнь свою, хоть и не такую длинную, на данный момент я прожил очень насыщенно. В ней были смерти близких мне людей, я побывал в тюрьме 4 года за преступление, которое не совершал, видел полное нарушение законов со стороны лиц, представляющих исполнительную власть нашей страны. И еще больше я увидел в своей жизни людей, которые хотят стремиться к чему-то хорошему и просто не знают, как выйти на тот путь, который их устроит. Бог вел по моей греховности меня тернистым путем, как мне казалось. Я хотел поступить в духовную семинарию, но женился на женщине, у которой есть ребенок, и развелся. Я спрашивал себя: «Почему Бог такое грехопадение допустил?». И вот не так давно я получил ответы на все свои вопросы. Я понял, что всю свою жизнь я строил бесцельно и не понимал, для чего я живу. У нас на территории теперь уже города Долгопрудного есть храм Сергия Радонежского. На этом месте раньше был женский монастырь с детским приютом. И Господь провел меня таким путем, что я познакомился с его историей. Я поставил цель заработать денег, привлечь единомышленников (а они появляются) и возродить его с новой силой и сделать его лучше, чем раньше был. По поводу денег я верю в то, что наши проекты все реализуются и все получится, мы приложим все усилия, чтоб это получилось. Но вот к духовенству еще не ходили, так как у нас только белое духовенство в городе, и немного побаиваемся. Прошу, владыко, Вашего благословения и совета в этом деле. С низким к Вам поклоном, раб Божий Дионисий, Ваш верный послушник. (Дионисий, Долгопрудный)

Дорогой Дионисий, я не совсем понял, что Вы хотите возрождать? Женский монастырь с приютом? Или только приют? Если первое, то, этим должны заняться женщины, которые хотели бы в будущем стать насельницами этой обители. Если второе, то я советовал бы Вам обратиться в уже существующие в Москве церковные детские приюты, чтобы узнать, как можно осуществить Ваше благое намерение. Дело это очень благое, но очень трудное. Хотел бы сразу поделиться с Вами своим опытом. Детей лучше воспитывать в семье. Современные детские дома лишь для временного пребывания детей. Они, конечно, нужны, но больше как центры семейного устройства сирот.

7. Отче Пантелеимоне, как жить церковной жизнью, если сам не хочешь? Разумом понимаешь, что вне Церкви нет спасения (для меня), а в сердце холод и безразличие. Как лень и боязливость победить? Спаси Господи. (Павел, Санкт-Петербург)

Дорогой Павел, святой апостол Павел, который, возможно, является Вашим небесным покровителем, писал: что хочу, не делаю, а что не хочу, делаю. Во мне действует какой-то другой закон. Закон греха (Рим. 7:19-23). Видите, даже первоверховный апостол говорит о действии в нем силы, противящейся делу спасения души. В Евангелии говорится, что Царство Божие усилием берется (Мф. 11:12). Вот и нужно нам, дорогой Павел, совершать усилие и всегда на помощь призывать Бога! Я знаю, что в Питере есть много мудрых, опытных священников. Очень важна в деле спасения роль духовника. Господь помогает преодолеть лень и боязливость тому, кто серьезно подходит к Таинству исповеди, стремится к частому причащению Святых Таин. Не унывайте, не печальтесь! Ничего, что пока в сердце холод. Это следствие прежних грехов и действие противника нашего спасения. Согревайте сердце молитвой, читайте о подвигах святых, особенно, близких нам новомучеников. Очень помогают преодолеть безразличие слова старцев, которые жили в наше время: отца Иоанна (Крестьянкина), старца Паисия Святогорца. Господь поможет, и постепенно преобразится душа!

8. Дорогой владыка, мы сердечно благодарим отца Нафанаила Алтухова за регулярное окормление наших деток и реальную помощь нашим детским домам. Да хранит Бог всех вас на долгие годы и спасибо, что Вы есть! (Надежда, Уссурийск)

Помоги Вам Бог, дорогая Надежда, в воспитании детей! Помните слова Спасителя: «Кто примет одно такое дитя во имя Мое, тот Меня принимает» (Мф. 18:5).

9. Здравствуйте, можно узнать, после упокоения на мытарствах за забытые или нераскаянные грехи бесы могут забрать в ад насильно, или на мытарствах дается выбор, например, злоупотребляющему винопитием — показывают вино?.. Что говорят Церковь и святые отцы про это? Если можно, укажите труды по этой теме. (Константин, Ровно, Украина)

К сожалению, не могу указать труды по этой теме, наверное, их можно найти в интернете. Могу только поделиться тем пониманием, которое сложилось у меня, не претендуя на абсолютную правильность моей точки зрения. На мытарствах возможны искушения, и бесы будут стараться воспользоваться последней возможностью заполучить душу грешника. Нам поможет молитва Божией Матери во время этого последнего испытания. Надо помнить, что мытарства подводят итог всей жизни человека. Мытарства — это не последний выбор, это последняя черта, итог. Платой за одержимость той или иной страстью, за нераскаянные или утаенные на исповеди грехи может быть вечная мука.

10. Можно ли надеяться на создание комиссии по объективному расследованию скандальной информации, которую приводит в своем блоге протодиакон Андрей Кураев? (Ростислав, Москва)

Насколько я знаю, вся информация о тех и или иных проступках и пороках священнослужителей всегда изучается Священноначалием нашей Церкви. Только делается это не напоказ, чтобы никого не соблазнить. Есть церковные суды, а в особых случаях расследование поручается специальным комиссиям. До окончания их работы — а она совсем непростая — никакая информация не оглашается. Вы, может быть, знаете, что светские суды порой ошибаются и осуждают невиновных. Возможность ошибки в церковном суде должна быть сведена к минимуму. Поэтому для вынесения справедливого вердикта необходимо самое тщательное рассмотрение всех обстоятельств дела, а на это требуется время.

11. Здравствуйте, владыка Пантелеимон! Что Вы думаете по поводу идеи о том, что до настоящего времени на народах, составлявших СССР, лежит печать проклятия Божия за богоборчество в период Сталина-Хрущева аналогично тому, как Бог проклял и обрек на вековые страдания народ Израилев за создание и поклонение Золотому Тельцу (по Второзаконию)? В СССР люди и власть массово и в течение многих лет отрекались от Бога, разрушали храмы, преследовали за веру, богохульствовали и кощунствовали. Считаете ли Вы необходимым приносить массовое покаяние перед Богом народу и власти за эти дела? (Алексей, Москва)

Я считаю, что каждый должен каяться в своих грехах. Почему Вы должны каяться в том, чего не делали? Если Вы в этом участвовали непосредственно или иным образом — надо каяться. Конечно, это отступление от Бога привело к тому, что жизнь нашего народа стала совершенно иной и нам еще долго предстоит бороться с атеистическим мировоззрением и мироощущением, которые пустили глубокие корни в культуре, воспитании, искусстве, образе жизни людей.

12. Дорогой владыко, мы, находящиеся «в рассеянии» в Далласе прихожане, совершенно неожиданно оказались в большом недоумении о казанских событиях, их разрешении и открывающихся фактах из жизни Матери Церкви. Почему нет никакой официальной позиции, только неубедительная и противоречивая реакция отдельных лиц? Неужели наша Церковь малоспособна к нереанимационной терапии? Спаси Господи. (Николай, Даллас, США)

Я думаю, что время все расставит на свои места. Давайте будем совершать хирургические операции над своей душой, отсекая грехи. Доверимся мудрости тех, кто, в отличие от нас, отвечает не только за себя, но и за всю Церковь.

13. В церковь доставлены мощи св. Матроны. Мнения разделились — одни говорят, что нельзя поклоняться им — это грех, т.к. в Библии сказано: «Любой, кто прикоснется в поле к убитому мечом, или к умершему, или к человеческой кости, или к могиле, будет нечистым семь дней», «...да не оскверняют себя прикосновением к умершему из народа своего», другие же не считают грехом. Разъясните, пожалуйста. (Галина, Кулунда)

Мы живем во времена Нового Завета, и многие ветхозаветные правила потеряли свою силу (Гал. 3:24-25). Мы покланяемся мощам — останкам людей, прославленных как святых. Тело человека лишь до времени воскрешения разлучено с душой. Вот почему тело умершего не сжигают, а благоговейно погребают и в дни памяти усопшего собираются рядом с его могилой, чтобы помолиться о нем. Тела же преставившихся святых являются величайшей святыней, потому что души этих людей предстоят престолу Божию и молятся о нас. Св. мученик Уар в знак благодарности за сохранение его мощей вымолил прощение всем почившим некрещеным родственникам св. Клеопатры, которая спасла его останки от поругания.

14. Здравствуйте. Как Вы относитесь к современным скандалам, связанным с «голубыми» епископами в Церкви? (Роман, Москва)

Прежде всего, с болью за тех, кто, предваряя церковное разбирательство, перед всеми выставляет напоказ срамоту и беззаконие, соблазняя этим людей. Те грехи, о которых сейчас так много говорят, конечно, страшные преступления, за которые по канонам полагается суровейшее наказание. Но нельзя предварять церковного суда.

15. Владыка! У меня такой недоуменный вопрос. Я верующий православный христианин, мне 39 лет. Меня печалит, что многие наши архиереи и маститые протоиереи выступают с очень резких антисоветских позиций. Мне видится здесь какая-то неискренность, наигранность. Даже президент Путин сейчас выступает с некоторой симпатией к советскому прошлому и не боится быть осмеянным либеральной общественностью. А Церковь, получается, боится. Вы зайдите в любой трамвай или троллейбус и послушайте, о чем говорит простой народ. Все ругают нынешних «демократов» и с уважением вспоминают советское прошлое. А Церковь заявляет о своем единстве с народом. Тогда она должна быть едина с ним и в этом. Она должна уважать мнение народа. И второе. Как известно, Запад во все века хотел уничтожить Россию. Действовал на Россию и извне, и внутри нее искал себе приспешников. Запад наверняка знает об антисоветской позиции многих иерархов. И он будет стараться завербовать их. Не станет ли Церковь пятой колонной Запада? (Виталий, Чистополь)

Церковь всегда была со своим народом. Даже во времена страшных беспрецедентных гонений православные не предавали Родину. Наверное, было что-то хорошее в советское время. Но ведь Церковь гнали, не давали воспитывать детей, проповедовать. Даже исповедовать вечером было нельзя. Нельзя было свободно купить никакой религиозной литературы. Если ты открыто заявлял себя верующим, то это означало конец карьеры, снятие с очереди на квартиру. Это я говорю о последних годах советской власти. Что уж говорить о Хрущеве, при котором насильственно закрыли тысячи храмов и арестовывали священников. А про то, что было до этого и говорить нечего. Такого масштаба гонений не знала история!

16. Благословите, батюшка. У меня есть вопрос, и касается он умершего человека. Это грех молиться за человека и «представлять» его в аду? Молю Господа нашего Иисуса Христа и Его Пречистую Матерь помиловать этого человека. Знаю точно, что этот человек не ходил в церковь, не исповедовался, не причащался. В Бога этот человек не верил до самой старости, да и до самой смерти тоже. (Ирина, Миннеаполис, США)

Дорогая Ирина! Милосердие Божие неизреченно! Но мы не знаем, где сами окажемся после смерти. Не надо его нигде представлять, а просто нужно молиться. За некрещеных усопших принято молиться мученику Уару, которому дарована благодать помогать в спасении некрещеных от адских мучений.

17. Я лежачая. Исповедуюсь и причащаюсь на дому. Во время последней исповеди батюшка (по забывчивости или другой немощи) не наложил на меня епитрахиль и не прочитал разрешительную молитву, а сразу по прочтении записки с грехами причастил. Считаются ли мои грехи отпущенными? Или надо в них исповедаться снова? (Светлана, Усть-Лабинск)

Дорогая Светлана, если Вас это смущает, можно снова покаяться в этих грехах. Но ошибки священника исправляет Сам Господь, Который, я верю, простил Ваши грехи, если Вы в них искренне каялись и стараетесь больше не повторять. Помоги Вам Христос и Матерь Божия в несении подвига болезни!

18. Добрый день! С наступающим праздником Крещения! Путаюсь найти пути решения проблемы, очень для меня важной. Я стала очень депрессивной, обидчивой, стала много грустить, переживать о своей личной жизни. Как от этого избавиться? Думаю, причина этому то, что я до сих пор не определилась в своей личной жизни. Родителей я потеряла: в 5,5 папу и маму в 25, но рада, что пусть и так недолго, но были такие замечательные родители, могу легко сказать — самые лучшие на свете! Братьев и сестер нет, родня живет в другом государстве и немногочисленна. Пытаюсь построить свою семью. 8,5 лет нахожусь в отношениях с мужчиной, 4 года он уже в другом государстве. Пытаемся решить наши отношения, создать семью. Но пока все тщетно. Никак не можем найти общий язык. И как-то после сильного конфликта так получилось, что я начала общаться еще с одним молодым человеком. Он разведен, имеет дочь. Семья у него очень сложная, родители его не хотели и постоянно об этом твердят, особенно на его дне рождения и на дне рождения его матери: «Сын, ты хороший, но ты не то, вот если бы у меня вместо тебя дочь родилась, то сбылась бы мечта моей жизни». Брат родной любит выпить. И он порой тоже. Нет особых целей в жизни. И я окончательно запуталась в себе и в своих чувствах, с кем мне из них быть. Первого я очень любила, но вся неопределенность с его стороны и откладывания выбили у меня почву из-под ног, что и привело к появлению второго. Я понимаю, что все это неправильно, а как найти правильный выход не знаю. Причем, я не стала скрывать от второго, что есть первый. Он поначалу сказал, что готов ждать. Сейчас уже чувствую, что пора определяться. Каждый из них мне очень дорог. Как быть, не знаю... По церковным канонам я веду себя неверно, понимаю. Но как выйти из этой проблемы и все решить — не знаю. Буду очень рада Вашей помощи! Спасибо заранее! (Анна, Ташкент, Узбекистан)

Дорогая Анечка! Прежде всего, тебе надо покаяться, если ты была в близких отношениях с первым или вторым молодым человеком. До вступления в брак эти отношения недопустимы, они-то как раз и запутывают ситуацию в такой узел, что распутать бывает невозможно, только разрубить и все эти отношения прекратить. Судя по описанию, ни тот, ни другой не составят тебе настоящего счастья. Конечно, без мужа тяжело и одиноко, но с плохим мужем совсем бывает плохо. А когда рождаются дети, становится и вовсе невыносимо. Ты обеспокоена отношениями с этими людьми, а я очень обеспокоен твоими отношениями с Богом. Можно быть счастливой и без мужа, но если человек своими грехами отделяет себя от Бога, он никогда не будет счастлив. Вот об этом тебе надо подумать. Тебе нужно пойти на исповедь к опытному и доброму священнику. Может быть, он тебя не допустит сразу до причастия, но поможет покаяться. Пока ты живешь грехами, ты никогда не узнаешь, как тебе надо поступать. Начни молиться утром и вечером, читай Евангелие, проси Бога тебе помочь увидеть грехи и избавиться от них! Не доверяй своим чувствам, а проверяй их Евангелием, христианскими правилами благочестивой жизни. Тогда поймешь, как жить, чтобы быть счастливой.

19. Благословите, владыко Пантелеимон! Обращается к Вам грешная и совсем мало воцерковленная раба Божия Татьяна. Помогите мне Вашим просвещенным знанием. Меня и моего мужа, а мы своих детей крестили во времена оные, чуть ли не скрытно, даже не в своем городе (Вы, владыко, помните эти годы) и имена наши не были приурочены к датам величания святых, божьих мучеников, угодников божьих, святителей, Небесных сил. И мы сами стали приносить молитвы святым с нашими именами, деяния которых затронули наши сердца, чтобы они стали помощниками и молитвенниками о душах наших перед Господом. Не оскорбляем ли мы православных правил, не святотатственно ли поступаем? Но святые, которым мы так долго молимся стали нам очень близки и дороги. Помогите мне советом. (Татьяна, Мурманск)

Дорогая Танечка, вы с мужем поступили очень хорошо и благочестиво. Родители вправе выбрать небесных покровителей своим детям независимо от дней памяти этих святых, от того, насколько эти дни приближены ко дню рождения ребенка. Существует традиция, по которой ребенку дается имя того святого, день памяти которого следует вскоре после дня рождения. Но это совершенно необязательно. Я знаю много благочестивых семей, в которых имена детям давались по любви и почитанию родителями святых, памяти которых на многие месяцы отстояли от дней появления на свет их чад. Желаю Вам, дорогая Татаяна, и Вашему супругу дальнейшего воцерковления! Не стесняйтесь спрашивать о том, что вам непонятно.

20. День добрый! Пожалуйста, ради Христа, не молчите сейчас о том, что происходит с о. Андреем Кураевым и отношением РПЦ к его заявлениям по поводу голубых в рясах. Мой вопрос: почему РПЦ не защищает мирян от геев и педофилов в рясах, а вместо этого замалчивает и лишь гнобит о. Андрея Кураева? (Евгений, Москва)

Протодиакон Андрей Кураев, не стесняясь, свободно высказывает, все что думает. Почему другие священнослужители не могут поступать также? Он рассказывает о грехах других, почему о его недостатках сказать нельзя? Почему нельзя указать ему на его ошибки? Он что, не может ошибаться? Почему критиковать его — значит «гнобить»? Явления, о которых он пишет, конечно, ужасны, если все действительно так. Но ведь нельзя выносить суд только на основании слов отца протодиакона. Работают специальные комиссии и на основании проверок будут приняты соответствующие решения.

21. Владыка Пантелеимон, благословите! В селе Хохлово Белгородской области в 15 километрах от города Белгорода строится новый храм во имя святых мучеников Флора и Лавра, где настоятелем будет мой духовный отец протоиерей Сергий (Говоров). Он очень хотел бы иметь в своем храме частичку святых мощей мучеников Флора и Лавра. С его благословения я писала во многие храмы св. мч. Флора и Лавра, но нам отвечали, что св. мощей не имеют, только из одного храма ответили (это село Ям Московской области), что имеют очень маленькую частичку, ее уже невозможно делить, ко всему, она запаяна в капсулу. Поэтому мы с батюшкой Сергием решили обратиться к Вам с вопросом, советом и, возможно, помощью. Подскажите нам, пожалуйста, где можно взять частичку святых мощей мч. Флора и Лавра, кому и как правильно писать прошение? Строительство идет быстро, даст Господь, к лету новый храм будет построен и какая радость будет у нашего батюшки Сергия и всех прихожан, когда в новом храме святых угодников Божьих мч. Флора и Лавра будет и их частичка святых мощей. Помогите нам, Владыка! Храни Вас Господь! С праздником Крещения Вас, здравия и многая лета! (Людмила, Валуйки)

Дорогая Людмила, конечно, хорошо иметь в храме частичку мощей святых, в честь которых храм освящен. Но я, к сожалению, не знаю, как вам помочь. Молитесь святым Флору и Лавру, своим небесным покровителям, и если они изволят, то посетят ваш храм в своих мощах.

22. Ваше Преосвященство, дорогой владыка Пантелеимон! Я православный человек, выпускник Свято-Тихоновского богословского института. После операции стал инвалидом 1 группы, лежу в больнице уже больше года. Мне необходимо грамотное оформление индивидуальной программы реабилитации (ИПР) в медико-социальной экспертной комиссии (МСЭК), так как без многих льгот не смогу жить, а в МСЭКе стараются многое скрыть, особенно социальные льготы. Полноценной толковой информации найти не могу. Есть ли в Вашем отделе юридически грамотный специалист по социальной работе с инвалидами, для помощи в составлении ИПР, чтобы получить возможные государственные льготы «тяжелому» инвалиду? (Александр, Москва)

Конечно, дорогой Александр, мы Вам поможем! Каждую субботу с 12 до 15 часов в нашем Синодальном отделе по благотворительности ведут бесплатный прием профессиональные юристы-добровольцы. Записаться на прием можно по телефону справочной службы «Милосердие»: 8 (495) 972-97-02. Если у Вас есть доверенное лицо (родственник или близкий друг), который мог бы по Вашему вопросу прийти на прием к юристу в наш Синодальный отдел, то попросите его позвонить по этому номеру и записаться на прием. Если такого человека нет, то один из наших юристов приедет непосредственно к Вам в больницу. Он свяжется с Вами по электронной почте. Если возникнут какие-то сложности, пишите мне на электронный адрес: pantaleon177@gmail.com.

23. Можно ли пожилому человеку, который плохо понимает, в чем и как нужно исповедоваться, причащаться без исповеди? (Мария, Москва)

Дорогая Мария! Не стоит причащаться, не покаявшись в грехах. Конечно, пожилому человеку, я это начинаю замечать за собой, труднее увидеть свои грехи. На моем первом сельском приходе многие бабушки мне говорили: «Во всем грешна, батюшка»! Я спрашивал: «В чем во всем?»  А они отвечали: «Да ни в чем». Я помню, даже сердился и начинал их допрашивать, перечислять разные грехи. Теперь я понимаю, что не всегда от пожилого, больного человека можно добиться ясного понимания своих прегрешений. Как и с ребенка, с таких людей нельзя много спрашивать, но исповедь все-таки нужна, надо с любовью объяснить, какие бывают грехи в этом возрасте; но не требовать много и не ждать полного понимания и подробного перечня всех грехов.

24. Здравствуйте! Каким образом можно себя настроить, чтобы не смущаться от общения с противоположным полом, видеть в каждом брата? И как можно разъяснить слова из Послания к галатам апостола Павла: «Ибо все вы сыны Божии по вере во Христа Иисуса; все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись. Нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе. Если же вы Христовы, то вы семя Авраамово и по обетованию наследники» (Гал. 3:26-29). (Мария, Орел)

Дорогая Мария, борьба с плотской нечистой страстью в наше время, когда страшные грехи стали нормой, очень трудна. Трудна, но, конечно же, возможна. Святые отцы говорят, что от этой страсти нужно бегать. То есть избегать всего, что ее порождает. Конечно, нужно стараться смотреть на молодых людей, как на братьев во Христе. Но если это не получается, лучше вообще на них не смотреть. Тема эта очень деликатная и хороша было бы ее обсудить наедине с духовником.Объяснение текстов:

1) Верующий во Христа может обращаться к Богу как к Отцу. Бог любит нас, по слову Библии, больше чем мать свое грудное дитя.

2) Блаженный Феофилакт Болгарский пишет: «Если мы облеклись во Христа, Сына Божия, и Ему уподобились, значит, приведены в единое родство, в единый образ, став по благодати тем, что Он есть по естеству».

3) Это означает, что все христиане вне зависимости от национальности, положения в обществе, пола едины во Христе. Национальные и другие различия несущественны для тех, кого соединяет православная вера.

4) Семя Авраама (потомок Авраама), в котором благословятся народы, есть Христос. А если Галаты имеют образ Христа в себе, то они тоже семя Авраама и наследники обещанного Богом благословения.

Очень хорошо, дорогая Маша, что вы читаете апостольские послания. Можно порекомендовать вам найти в интернете толкования на эти послания святителя Иоанна Златоуста, блаженного Феофилакта Болгарского, святителя Феофана Затворника.

25. Добрый день. Подскажите, как Церковь относится к тому, что православные практикуют занятия йогой и медитацией, можно ли читать мантры? Ведь Бог един... Имеет ли значение, каким способом мы находим душевное равновесие и успокоение? (Светлана, Хабаровск)

Конечно, имеет. Мы ищем не безразличия и просто равновесия, а мира, сходящего свыше, который принес на землю Христос. Бог един, но есть очень много ложных представлений о Нем. Успокоение дает молитва. Чтение Слов Божиих, а не непонятных мантр. Обращение к Богу, а не концентрация на себе, или на представляемых образах.

26. Доброго времени суток! По просьбе своей бабушки хочу задать такой вопрос: можно ли вышивать крестиком иконы по канве с напечатанным рисунком этой иконы? Если нет, то почему? Заранее спасибо! (Екатерина, Новосибирск)

Создание иконописных изображений должно совершаться с молитвой. Надеюсь, Ваша бабушка участвует в таинствах, знакома с Евангелием, соблюдает по мере сил посты. Нужно узнать, насколько рисунок соответствует канонам. Хорошо было бы у священника в храме перед созданием иконы взять благословение, а по окончании работы — принести икону для освящения.

27. Достопочтенный владыка, хочу попросить Вас дать мне хоть чуть-чуть надежды, которая даст мне силы жить. Летом мне сделали в Санкт-Петербурге онкологическую операцию. Но страх не в этом. Ужас в том, что меня родная дочь выгнала после операции ночью из дома, в чужом для меня городе. Меня приютила сестра милосердия из храма Державной иконы Божией Матери. Дай Бог этой Вере здоровья и всех благ! Дочь до сих пор не поинтересовалась, что со мной. Запретила общаться внуку, которого я ей вырастила. И причиной стал мой протест, когда она била внука. Била до такой степени, что мальчик писался. Внуку 9 лет. Вы скажете, хороших матерей не выгоняют. Может быть. Но я посвятила свою жизнь дочерям. Я перечеркнула свою личную жизнь ради них. На моих руках 11 лет была прикованная к постели мама. Я ее любила и не оставила до конца дней. И после ее смерти я просто осиротела. Разве это не пример любви к ближнему для моей дочери? Мне казалось, что только любовь порождает любовь. Я позвонила в Петербург на Рождество — они не дали внуку трубку... Владыка, как мне жить, если в душе и сердце моей дочери нет места для меня? Врачи говорят, только положительные эмоции, а меня ни днем, ни ночью не покидает мысль: как это могло получиться? Чтобы у такой матери как я, выросла такая жестокая, бездушная дочь? Я молюсь каждый день за смягчение ее сердца и просвещение ее души. Но облегчение не приходит. (Татьяна, Крым)

Дорогая Татьяна, Вы убедились на своем опыте, что мир не без добрых людей. Вам помогла сестра милосердия. Иногда так бывает, что неродные люди по плоти оказываются ближе по духу. Конечно, это очень тяжело, когда родная дочь так поступает! Надо находить утешение в молитве. Советовал бы Вам почаще причащаться Святых Тайн, предваряя причастие усердным покаянием. Может быть, и Вы при воспитании дочери допустили какие-то ошибки? Научили ли Вы ее самому главному — любви к Богу? Ваша дочь живет в венчанном браке? Часто ли она причащается, бывает ли в храме по воскресеньям? Очень хорошо, что, ухаживая за своей матерью, Вы показали своей дочери пример настоящей любви, но, может быть, не смогли воспитать ее в православной вере? Без веры в Бога никакая добродетель не имеет твердого основания. Все, что Вы не сделали для дочери, Вы можете восполнить усердной сердечной молитвой. Особенно молитесь о ней при совершении Божественной Литургии. Вы пишете: «Чтобы у такой матери как я, выросла такая жестокая бездушная дочь». Нет ли в этих словах гордости? Вы безгрешный человек? У Вас не было грехов в юности? Загляните в себя, попросите у Бога даровать Вам зрение Ваших грехов в наступающем Великом посту, читайте молитву Ефрема Сирина: «Ей, Господи Царю, даруй мне зрети мой согрешения и не осуждати брата моего…» Своим поведением Ваша дочь тяжело согрешает, но Вы не должны осуждать ее. Она, наверное, сама мучается от страстей, с которыми не может справиться. Пожалейте ее и молитесь со смирением, считая себя достойной тех скорбей, которые попускает Бог! Молюсь о Вас, чтобы Вы увидели свои грехи, простили дочь, в душе примирились с ней. Молитва матери, исходящая из смиренного и исполненного жертвенной любовью сердца, может спасти Вашу дочь!

28. Ваше Преосвященство, Преосвященнейший владыка Пантелеимон! Прочитав книгу Л. Миллер о святой преподобномученице великой княгине Елисавете Феодоровне, я узнал о ее духовном завещании. В частности, там указано: «Прошу меня похоронить в склепе под ныне построенной мною церковью во имя Покрова Пресвятой Богородицы в моем владении на Большой Ордынке в Москве при моей Обители милосердия...» Владыка Пантелеимон, Марфо-Мариинская обитель милосердия Вам очень близка. Есть ли надежда, что мощи святой преподобномученицы великой княгини Елисаветы Феодоровны вернутся в Москву, согласно ее духовному завещанию? Испрашивая Вашего святительского благословения, раб Божий Алексий. (Алексей, Москва)

Дорогой Алексий, в житии святой преподобномученицы Елисаветы рассказывается о том, что, когда она со своим мужем великим князем Сергием была в Иерусалиме, то сказала, что хотела бы быть похороненной там. Господь чудесным образом исполнил ее желание. Из всего великого сонма новомучеников российских только ее мощи и мощи ее сподвижницы инокини Варвары были спасены и вывезены из России. У нас в Марфо-Мариинской обители есть большая частица мощей Великой княгини, и мы постоянно чувствуем ее присутствие в обители. Мы не дерзаем обращаться к Священноначалию Русской Зарубежной Церкви с предложением о перенесении мощей преподобномученицы, понимая, что эта святыня очень дорога насельницам монастыря Марии Магдалины и является самой значимой святыней Нового времени на Святой Земле.

29. Дорогой о Господе владыка! Я не знаю, как мне поступить и что делать. На днях в Facebook появилось тревожное сообщение руководителя правозащитной организации о том, что у молодой мамы незаконно отобрали младенца. Я знаю эту семью — бабушку, маму и малышку, потому что около 2-х лет мы, несколько прихожан, занимались спасением их (именно так). Но спасением занимались и до нас, и параллельно нам. В результате выяснилось, что эти люди используют других людей (простите, здесь лучше подходит слово «паразитируют»). И вот очередная волна тревожных сообщений, но уже на уровне правозащитной организации, Государственной Думы и т.п. Со стороны этих людей — ложь, изворотливость, болезнь, со стороны выше названных организаций — пиар. «Ура, мы победили!», — написал помощник депутата, когда малышку вернули маме. Я впервые за долгие годы не выдержала и написала резкий комментарий (смысл — все ложь). И грянуло продолжение (меня, например, пригласили в Государственную Думу, и эта встреча была неприятной). Этим больным женщинам (одна из них, бабушка, была у Вас на приеме) не помогают, а ими играют сошки от политики. Обе стороны на сегодня довольны. Но все под прикрытием Православия. Например, у мамы младенца нет паспорта, и эту историю я знаю, но сегодня по чьему-то наущению бабушка говорит, что это она не разрешила получать паспорт, так как они православные, и далее все в том же духе. Идет не обследование здоровья, условий жизни, работы и т.п. и последующая помощь, и работа с семьей, а явная политическая игра и дальнейшее развращение этих людей. А на их примере — развращение таких же других, каких, к сожалению, становится все больше и больше. Продолжать мне настаивать, что это неправильно, и что этим людям нужно помогать по-другому? Очень тяжело на душе! Простите! (Ирина, Сергиев Посад)

Конечно, дорогая Ирина, надо и дальше отстаивать свою позицию! Она совершенно правильная! Но надо делать это со смирением и любовью ко всем. Нужно не только свидетельствовать о правильной позиции, не только убеждать других, но и молиться о них. Молитва может многое изменить. Не надо обижаться и сердиться на тех людей, которые, на наш взгляд, поступают неправильно — это только ухудшит ситуацию. Нужно терпеливо, с любовью объяснять их неправоту и вред, проистекающий от их действий, тогда хотя бы некоторые из них поймут свою неправоту. Если нужно, иногда можно действовать решительно, но спокойно и не раздражаясь.

30. Что Вы думаете об этом: иудейская символика в Храме Христа Спасителя. Самый известный в Москве и в России Храм Христа Спасителя имеет на каждом кресте по 12 шестиугольных звезд Давида, звезд, имеющих в Каббале тайное значение, и перевернутый рогами вверх серп ущербной луны, тоже являющийся специальным символом черной магии. Конечно же, иудохристианские попы говорят, что, мол, это не серп, а чаша (чаша изобилия), однако нормальный человек способен отличить плоский серп от круглой чаши (которая к тому же должна быть наполнена дарами земли, если это чаша изобилия). (Максим, Курган)

Морская пятиконечная звезда не виновата, что стала символом безбожников. Древнее изображение креста в виде свастики стало символом человеконенавистников-нацистов. Радуга — знак милости Божией и окончания потопа — стала символом извращенцев. Зло есть искажение добра. Добрые символы, невинные числа иногда берутся злонамеренными людьми для обозначения их ложных идеалов. Звезда Давида — знак, который является добрым ветхозаветным символом, употребляется сионистами, масонами. Изображения на Храме Христа Спасителя нужно толковать, исходя из христианской традиции. Можно что-то плохое видеть везде, мир искажен грехом.

31. Здравствуйте, Ваше Преосвященство! Благословите! Я волонтер православной службы св. Татианы в Балашихе, мне 25 лет. Три года назад я стала приносить продукты пожилой женщине, инвалиду I группы. Она художница, хороший врач-кардиолог, имеет много образований и в прошлом очень активный человек, очень много дел милосердия сделала, со своими представлениями о религии и сложным характером. В течение года-полутора я ходила к ней, как волонтер. Ее дочь очень тяжело больна, маме 90 лет, обе они живут в Туле. Поэтому она так привязалась ко мне, что стала относиться практически как к дочери. Со временем я забеременела, у меня стало меньше сил и времени, чтобы ходить к ней. Но дело в том, что она очень избирательна — от социальных работников она отказалась («после них все быстрее умирают»). Предлагала платить знакомой сиделке, чтобы та носила ей продукты — она отказалась («у нее самой депрессия, ей надо лечиться, я не могу ее видеть»). Когда я родила, мы нашли еще двух волонтеров чтобы к ней ходить. Но она все равно периодически теряет их номера и звонит мне. Сейчас она совсем слегла. К ней по очереди приезжают мама, дочь, но они все инвалиды. К ней часто приезжает ухаживать баптистка из соседнего города (тоже потому что Господь так сказал нам делать). Я бы могла периодически ей звонить и даже заходить (хотя я могу это делать только с дочерью на руках, потому что некому с ней сидеть, муж служит). Но дело в том, что с этой женщиной постоянно что-то случается каждый день — случается такое, что обычному человеку хватило бы на месяц. У нее одновременно ломается микроволновка и телевизор, или начинают звонить неизвестные круглые сутки и что-то требовать, или теряются счета, или соседка перерезает домофон за шкафом... и т.д. И я не знаю, как это называется в Православии, эти ее свойства «заражают» тех, кто рядом с ней. Ее мама у нее дома сломала ногу, мне доверили купить лекарство — я его нечаянно разбила, дали социальную карту — она у меня исчезла и т.д. Я в это никогда не верила и каждый раз удивляюсь, но даже после простого общения по телефону мой день превращается в череду сплошных неудач, если так можно сказать. И такое на меня раздражение находит, даже какая-то необъяснимая злость... Я хорошо отношусь к этой женщине, с уважением, муж даже причащал ее пару раз, но потом она отказалась. Я понимаю, что ей хотелось бы, чтобы я ей звонила, приходила. И мне даже это не столько тяжело физически, сколько я потом на себе ощущаю тяжесть от ее непроизвольного воздействия. Вопрос у меня такой: что мне делать? Продолжать к ней ходить, звонить и смиряться, или, сославшись на то, что у меня грудной ребенок, отойти от дел? Я не могу понять, слабость и эгоизм это с моей стороны, или же нет. Я молюсь за нее, записки в храме подаю. Спаси Вас Господь за ответ! С уважением, Анна. (Анна, Балашиха)

Дорогая Анечка, конечно, если Вы будете по силам помогать этой несчастной женщине, это будет хорошо. Но ПО СИЛАМ. Что это значит — Вам решать вместе с Вашим мужем священником. Не зная ни Вас, ни эту женщину, меру Вашего участия в ее жизни со стороны определить невозможно. Конечно, было бы очень хорошо, если бы Вы помимо практической, психологической помощи помогли ей понять важность участия в Таинствах Церкви. Наверное, в ее окружении Вы единственный человек, который может это сделать. Обращать особенно много внимания на все эти «случаи» не стоит! Что это, действие «окаяшки» (так называл нечистого духа святой праведный Алексий Московский) или случайные совпадения, не так важно — с нами Бог! Не надо этого бояться. Очень хорошо, что Вы преодолеваете себя, помогая ей. Господь ведь заповедал нам любить даже врагов. Помоги Вам Бог, дорогая матушка! Рад за Вашего супруга, что у него такая милосердная помощница!

32. Богоугодны ли высказывания отдельных священнослужителей в адрес людей, посещающих храмы, «захожане», «прихожане»? (Владимир, Белгород)

Употребление этих слов не является выражением негативного отношения к людям. Этими словами священники никого не осуждают, просто констатируют, что некоторые люди ходят в храм постоянно и являются членами приходской семьи, а другие лишь иногда заходят и не участвуют в приходской жизни. Конечно, если ко всем относиться с любовью, многие «захожане» станут прихожанами.

33. Благословите, владыко! Ваше Преосвященство, среди множества вопросов, которыми я задаюсь, наиболее животрепещущий и актуальный для меня это вопрос опытного стяжания благодати. Не знаю, уместно ли именно Вам адресовать его чтобы не получить в ответ самое общее и абстрактное увещание. Известно, что в самом имени Божием при переводе с греческого языка есть непрозрачный намек на убегание, ускользание, что в самой теофании, праздник которой мы недавно совсем отмечали, мир не узнал, «не уловил» своего Творца. Возможно ли сегодня опытно постигать и несомненно ощущать на себе действие Божественной благодати, Его нетварных энергий? Как сопоставить стремление к подобному стяжанию с тем, что происходит во внешней жизни и с собственными слабостями и немощами? Когда с одной стороны можно наблюдать падение людей, казавшихся некими ориентирами, авторитетами в духовной жизни для многих, а с другой, что важнее, видишь собственную никчемность и неспособность к подвигу телесному и духовному, даже и к борьбе с банальными немощами. К чему эта раздвоенность? Когда желание чего-то высшего переплетается с сознанием своей очевидной греховности и беспомощности перед любыми страстями. Казалось бы, должно смириться и даже не помышлять ни о чем, что видится вовсе не достижимым в этих условиях, но душа не дает. Более того, подобного рода смирение видится пагубным и смертельным для нее. Но и ответа, выхода из этой антиномии не находится. И как научиться безошибочно распознавать в себе действия божественные, если таковые есть вообще, и усиливать их в себе, сделать их единственно центральными, приводящими в движение все остальное естество и единственно путеводительными? Благодарю Вас за любое внимание. (Алексей, Москва)

Дорогой Алексей! Без духовного руководства стремиться «безошибочно распознавать в себе действия божественные» невозможно и опасно. Легко можно впасть в прелесть. Нужно идти путем смирения. Хорошо было бы найти духовника и слушаться его, если Вы действительно хотите научиться духовной жизни. В Москве ОЧЕНЬ много хороших священников. Просите Бога, чтобы Он помог Вам найти такого учителя духовной жизни и помог Вам понять, что стоит за теми высокими словами, которыми Вы оперируете. Ищите смиренного, опытного, доброго и строгого одновременно пастыря. Просите Божию Матерь о помощи!

Синодальный информационный отдел/Патриархия.ru

Материалы по теме

Патриарший экзарх всея Беларуси принял участие в торжественном мероприятии по случаю 100-летия Белорусского товарищества инвалидов по зрению

Гуманитарный отдел Симферопольского районного благочиния передал гуманитарную помощь в зону конфликта. Информационная сводка о помощи беженцам (за 12-19 ноября 2024 года) [Статья]

В Синодальном отделе по тюремному служению прошла встреча с помощниками начальников московских СИЗО по работе с верующими и православными волонтерами, посещающими учреждения УИС

Синодальный отдел по благотворительности и социальному служению Белорусской Православной Церкви представит проект «Сердце Беларуси»

При поддержке Синодального отдела по благотворительности состоится II Всероссийский онлайн-форум православных приемных семей

Врио председателя Синодального отдела по благотворительности принял участие в конференции по паллиативной помощи

Врио председателя Синодального отдела по благотворительности встретился с добровольцами зоны конфликта

Другие интервью

Протоиерей Максим Козлов: Система высшего духовного образования в Русской Православной Церкви свидетельствует о своем развитии, стабильности и жизнеспособности

В.Р. Легойда: Важно, от кого произошел человек, но еще важнее, что с ним произойдет

Митрополит Екатеринбургский Евгений: Мы боремся за то, чтобы жить в евангельской системе координат

А.В. Щипков: Смоленск — особый город в истории России

«Ортодоксия» на марше: православные миссионеры в тылу и в зоне СВО

Митрополит Наро-Фоминский Никандр: У нас высокая миссия — создавать архитектурные проекты, которые не уступают древним шедеврам по своей красоте и разнообразию

Протоиерей Михаил Потокин: Нужны добровольцы для помощи людям на Донбассе

Епископ Каменский и Камышловский Мефодий: «Церковь — самый эффективный помощник в избавлении от всякой тяги, в том числе и к наркотикам»

Митрополит Калужский Климент: Лауреаты Патриаршей литературной премии и традиция семейного чтения

Протоиерей Максим Козлов: Постарайтесь прикоснуться к Пасхе в Светлую неделю