Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Русская версияУкраинская версияМолдавская версияГреческая версияАнглийская версия
Патриархия

Игумен Серапион (Митько): Создание магистратуры по миссиологии — важнейший элемент формирования общецерковной системы миссионерского образования

Игумен Серапион (Митько): Создание магистратуры по миссиологии — важнейший элемент формирования общецерковной системы миссионерского образования
Версия для печати
28 июля 2014 г. 17:47

Единственная в системе духовного образования Русской Православной Церкви магистратура по миссиологии открыта в Белгородской духовной семинарии (с миссионерской направленностью). Первый набор объявлен на 2014/2015 учебный год. О перспективах развития магистратуры в интервью порталу Учебного комитета рассказывает заместитель председателя Синодального миссионерского отдела, заведующий магистратурой Белгородской духовной семинарии игумен Серапион (Митько).

— Отец Серапион, в связи с чем было принято решения открыть в Белгородской семинарии магистратуру?

— Создание магистратуры по миссиологии — важнейший элемент формирования общецерковной системы миссионерского образования.

По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и во исполнение постановлений Архиерейского Собора 2013 года планируется открытие образовательных центров подготовки приходских миссионеров на базе духовных учебных заведений.

Представители Белгородской духовной семинарии и Синодального миссионерского отдела приняли активное участие в разработке Церковного образовательного стандарта по подготовке миссионеров, который был принят принят Высшим Церковным Советом 21 июля 2013 года [и одобрен на заседании Священного Синода 16 июля 2013 года (журнал № 74)]. Стандарт ориентирован, прежде всего, на двухлетнюю подготовку миссионеров из числа мирян и будет реализовываться по программам подготовки, переподготовки и повышению квалификации и ориентирован, прежде всего, на двухлетнюю подготовку миссионеров из числа мирян. Его реализация призвана решить наиболее насущные проблемы подготовки приходских миссионеров.

Сегодня необходимы люди, способные обучать миссионеров в рамках принятого стандарта, именно для таких людей, а также для руководителей епархиальных миссионерских отделов и открывается наша магистратура по миссиологии.

Конечно, это лишь начало формирования системы миссионерского образования. Наряду с двухлетней образовательной программой существует более фундаментальные проекты — Миссионерский факультет Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, работающий по стандарту 033300 Религиоведение, и Белгородская духовная семинария, работающая по стандарту 033400 Теология. Эти образовательные учреждения готовят миссионеров-священнослужителей и миссионеров-богословов, призванных сформировать полноценную систему миссионерского образования.

Помимо этого мы стремимся активно участвовать в процессе приведения деятельности духовных учебных заведений Русской Православной Церкви в соответствие с требованиями светского законодательства об образовании и государственных образовательных стандартов.

Открытие магистратуры — важнейший фактор статуса духовных учебных заведений в российской системе образования, без наличия магистратуры духовные учебные заведения будут отставать в своем развитии от светских вузов.

— Это очень существенно?

— Конечно! В Белгородской области семинария и университеты обладают высокой степенью интеграции. У нас есть совместные научные проекты, священнослужители преподают в светских вузах, а светские преподаватели — в семинарии. По благословению нашего ректора митрополита Белгородского и Старооскольского Иоанна многие семинаристы получили и продолжают получать высшее профессиональное образование в ведущих университетах региона, некоторые продолжают обучение в теологической магистратуре Белгородского государственного университета. Лицензирование бакалавриата и магистратуры Белгородской духовной семинарии расширит возможности наших выпускников.

— Каким образом и как долго вы готовились к открытию магистратуры?

— К открытию магистратуры наша семинария шла на протяжении почти всей своей истории.

После перехода духовных учебных заведений на пятилетнюю систему обучения Белгородская духовная семинария стала первой семинарией, образовательная программа которой включала в себя полноценную специализацию. В самом общем виде отличие образовательных программ бакалавра и специалиста состоит в том, что в бакалавриате специализация отсутствует. Нам не хотелось терять уникальный опыт миссионерской специализации, и открытие магистратуры как раз позволит эту специализацию сохранить.

— У вас был накоплен особый опыт в формировании учебных программ?

— Да. За последнее время Белгородской духовной семинарией совместно с Синодальным миссионерским отделом было подготовлено Положение о миссионерских практиках, принято активное участие в разработке Церковного образовательного стандарта по подготовке миссионеров, совместная работа с Учебным комитетом и другими синодальными учреждениями позволила приобрести уникальный опыт в сфере проектирования образовательных программ, что и способствовало открытию магистратуры в этом году.

— В магистратуре будет открыто только миссионерское направление?

— Да. Белгородская духовная семинария — центр миссионерского образования Русской Православной Церкви, поэтому мы открыли магистратуру именно по профилю «миссиология». На данный момент это единственная магистерская программа такого профиля в системе духовного образования Русской Православной Церкви. В рамках профиля «миссиология» открываются две аннотированные магистерские программы — миссионерская апологетика и организация миссионерского служения. Первая ориентирована на тех, кто занимается практической миссией, вторая — на руководителей епархиальных миссионерских отделов.

Третья аннотированная магистерская программа — «Внешняя миссия» — получила одобрение Учебного комитета, и мы планируем открыть ее в обозримом будущем.

— Почему не сейчас?

— Для ее реализации необходима более высокая степень интеграции учреждений и лиц, занимающихся внешней миссией. Для подготовки учебно-методического обеспечения также требуется некоторое время.

— Сколько мест предусмотрено для магистрантов?

— Материально-технические условия нашей семинарии позволяют принять не менее 20 абитуриентов-магистрантов. В настоящее время подано 12 заявлений от желающих обучаться на дневном отделении магистратуры и продолжается прием на заочное отделение. К нам обращаются священнослужители и миряне из других епархий, в том числе люди, занимающиеся практической миссией в Москве. Для их обучения будут задействованы системы дистанционного образования.

— Кто имеет право поступить в магистратуру?

— При формировании правил приема мы следовали опыту базовых учебных заведений Русской Православной Церкви, поэтому в магистратуру принимаются не только выпускники семинарий, но и лица, имеющие высшее профессиональное образование уровня бакалавра или специалиста, для таких людей предусмотрено специальное тестирование по богословским дисциплинам, ориентированное на уровень выпускника семинарии. Тестирование по иностранному языку направлено не столько на оценку, сколько на выявление уровня знания языка для последующей корректировки в процессе обучения.

— Что самое трудное для учебного заведения в процессе организации магистратуры? Получение лицензии?

— Самое трудное — не столько процесс лицензирования, сколько стабильное следование лицензионным требованиям на протяжении всего образовательного процесса. Поэтому мы активно перенимаем опыт светских учебных заведений в вопросе организации учебного процесса в соответствии с требованиями ФГОС ВПО. В содержательном плане ориентиром для нас являются Общецерковная аспирантура и докторантура имени святых Кирилла и Мефодия, Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет, Московская и Санкт-Петербургская духовные академии.

— В чем принципиальная новизна вашей магистратуры по сравнению с прежней пятилетней семинарией?

— Цель магистранта — не только получение образования, но и разработка тех или иных актуальных проблем миссиологии, служащих ее дальнейшему развитию. Наша магистратура не только даст выпускникам возможность преподавать весь спектр миссиологических дисциплин, но и расширит возможности научно-исследовательской работы и прохождение специализированных миссионерских практик.

— Вы будете убеждать выпускников вашего бакалавриата поступать в вашу магистратуру, или желающие вольны будут поехать в магистратуры иных (центральных) академий и семинарий? На ваш взгляд, в чем возможные преимущества того или другого решения?

— На протяжении истории нашей семинарии многие ее выпускники получили академическое образование, однако немалая часть выпускников не смогла поступить в академии в силу трудностей, связанных с переездом в другой город, особенно это относится к людям семейным. К сожалению, поступлению выпускников провинциальных семинарий в академии препятствует некий социальный фильтр материального, логистического и психологического характера. После открытия магистратуры выпускники обретают большую свободу выбора — продолжать образование в Белгороде или поступить в столичные духовные учебные заведения. В этом году из 10 выпускников 8 подали заявления в магистратуру, 1 в рекомендован в Санкт-Петербургскую духовную академию, 1 уже поступил на магистерскую программу Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых Кирилла и Мефодия.

— Вы планируете отправлять лучших выпускников магистратуры в аспирантуры Русской Православной Церкви?

— Магистратура не является завершающим этапом духовного образования, поэтому мы заинтересованы в дальнейшем образовании наших выпускников, которые смогут продолжить обучение в аспирантурах духовных учебных заведений Русской Православной Церкви. Полагаю, что научно-исследовательская работа в рамках магистерской программы может стать хорошим фундаментом для последующего написания кандидатской диссертации.

— Какими бы вам хотелось видеть выпускников-магистров?

— Прежде всего, наши выпускники должны быть подлинно церковными людьми, видящими свою дальнейшую жизнь как служение Церкви. Они должны быть настоящими учеными-миссиологами, специалистами высокого уровня, способными решать задачи в сфере миссионерского служения, хранить подлинный дух миссионерства, который заключается в преизбыточествующей любви ко Христу и готовности к жертвенному служению во имя спасения ближнего.

Беседовала О. Богданова

Все материалы с ключевыми словами

 

Другие интервью

Протоиерей Максим Козлов: Система высшего духовного образования в Русской Православной Церкви свидетельствует о своем развитии, стабильности и жизнеспособности

Православная миссия в студенческой среде: опыт, проблематика и перспективы на примере вузов Москвы

Митрополит Екатеринбургский Евгений: Мы боремся за то, чтобы жить в евангельской системе координат

А.В. Щипков: Смоленск — особый город в истории России

«Ортодоксия» на марше: православные миссионеры в тылу и в зоне СВО

Что стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьи. Комментарий ректоров Санкт-Петербургского госуниверситета и Российского православного университета

«Всеобъемлющая забота о людях, о том, чтобы привести их ко Христу»

Наступило время, когда монахи должны больше помогать миру

Интервью протоиерея Максима Козлова журналу Сербского Патриархата «Православие»

«Исследуйте Писания». Патриаршая программа изучения Библии на приходах: первые итоги