Председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион дал интервью «Российской газете».
— Владыка, с Вашей точки зрения, влияли ли на решение Собора Украинской Православной Церкви внешние силы? Судя по результатам, на Церковь никакие политические расклады не действуют?
— Если такое влияние и было, то на результатах выборов оно не сказалось. Каждый архиерей голосовал по совести. Что же касается Блаженнейшего владыки Онуфрия, то я достаточно хорошо его знаю, чтобы с уверенностью сказать: это человек твердых принципов, глубокого, не показного благочестия и безупречной репутации. Принимать участие в политических играх он не будет, и манипулировать им никто не сможет.
— Вы побывали на интронизации Предстоятеля Украинской Православной Церкви. Как Вас встречали? Изменилась ли атмосфера в Киево-Печерской лавре? Вокруг нее?
— В Киеве и в Киево-Печерской лавре я бываю регулярно и не почувствовал никакой разницы между нынешним своим посещением и предыдущими визитами. Лавра всегда хорошо принимала своих гостей, а сейчас сердечности и радушия только прибавилось: трудные времена сплачивают верующих, делают их ближе друг к другу и воодушевляют к совместной молитве. Не убывает и поток паломников: Киево-Печерская лавра — это святыня, которая всех объединяет вокруг себя и каждому подает утешение.
— В Киеве некоторые рассуждают о том, что дни Московского Патриархата на Украине сочтены… Каковы Ваши ощущения от духовной ситуации в стране? Если на выбор главы Украинской Православной Церкви Московского Патриархата внешние силы повлиять не могут, то напугать, навести хаос — еще как…
— Украинской Православной Церкви ее враги пророчат полное уничтожение еще с 1992 года, со времен образования церковного раскола. Но за это время она только укрепилась, достигнув при Блаженнейшем митрополите Киевском Владимире небывалого расцвета. Можно как угодно жонглировать данными социальных опросов, но официальная государственная статистика — вещь упрямая. А она говорит, что на Украине в настоящее время общая численность приходов Украинской Православной Церкви превосходит численность приходов всех раскольнических и униатских групп, вместе взятых.
В последних решениях Священного Синода Украинской Православной Церкви и в публичных выступлениях Блаженнейшего Онуфрия чувствуется уверенность в будущем. Настроения верующих и духовенства также далеки от паники: молитва и приходская жизнь идут своим чередом, хотя, разумеется, попытки вмешательства некоторых политических сил во внутреннюю жизнь Церкви внушают беспокойство.
— Раскольничий лидер Денисенко назвал митрополита Онуфрия «непатриотом». В чем, на Ваш взгляд, должен состоять патриотизм пастыря украинских православных?
— Пусть утверждения раскольничьих лидеров остаются на их совести. Эти люди не способны примирять людей, нести им свет любви Христовой. Ничего, кроме агрессии, ненависти и разочарования, в таких заявлениях не просматривается. Патриот — это не тот, кто обслуживает интересы власти, меняя при необходимости свою политическую ориентацию с одной на другую, иной раз прямо противоположную. Патриот — это тот, кто любит свою родину и отдает ей жизнь. Именно таким был Блаженнейший митрополит Владимир, таким же является Блаженнейший митрополит Онуфрий. Оба они — плоть от плоти своего народа.
Владыка Онуфрий — коренной украинец, родом из Черновицкой области, украинский язык для него является родным. Блаженнейший душой понимает нужды, страдания и чаяния своей паствы. У него многолетний опыт архипастырского служения в столь сложном и многонациональном регионе, как Буковина, где он снискал всеобщую любовь и высокий духовный авторитет. Верю, что все его труды и усилия пойдут на пользу Украинской Православной Церкви и украинскому народу.
Православное понимание патриотизма одинаково и для пастырей, и для мирян, и для русских, и для украинцев: всякий православный христианин призван любить свое отечество и свой народ и трудиться ради их блага. С другой стороны (и об этом никогда нельзя забывать ни нашим, ни украинским патриотам), здоровый христианский патриотизм не может служить оправданием агрессивному национализму, ксенофобии, призывам к межнациональной розни. К сожалению, именно такие призывы нередко раздаются из уст раскольничьих и униатских лидеров.
— Профессия священника на Украине становится опасной для жизни. Последний случай с отцом Владимиром Навозенко просто вопиющий. Все ли выдерживают?
— В истории Украинской Церкви бывали периоды намного более трудные: гонения во времена Брестской унии в конце XVI — начале XVII века, антирелигиозные гонения в советские времена, насильственные захваты православных приходов, проводившиеся униатами или раскольниками в 90-е годы. Но врата ада, по обещанию Спасителя, не могут одолеть Церковь Христову (см. Мф. 16:18), и православное духовенство на Украине всегда стояло на страже Православия и всегда разделяло горести и невзгоды своей паствы.
Вот и сейчас, к примеру, архиепископ Горловский и Славянский Митрофан служит в храмах своей епархии в условиях активных боевых действий, прямо под артиллерийскими и ракетными обстрелами — и даже освящает новые храмы! Митрополит Донецкий и Мариупольский Иларион тоже находится вместе со своей паствой в осажденном городе, под интенсивным артобстрелом. Один из снарядов попал прямо в его резиденцию, но он продолжает служить и проповедовать, утешая и ободряя людей.
— Не кажется ли Вам, что Украина сейчас на грани храмовой войны, еще более ожесточенной, чем была в период первой оранжевой революции?
— Опасность насильственных захватов православных приходов сохраняется; участились случаи нападений на храмы, ночных поджогов, актов агрессии против духовенства. Но мы надеемся, что украинская власть обеспечит законность в области соблюдения прав религиозных общин — по меньшей мере, в рамках стремления к тем демократическим идеалам, которые сейчас декларируются.
— Как, на Ваш взгляд, будет развиваться ситуация с расколом на Украине? Он усугубится? Или Украинская Православная Церковь Московского Патриархата будет двигаться навстречу предложению раскольников организовать национальную церковь?
— Едва ли можно ожидать усиления раскола, даже в условиях нынешней политической ситуации. Все те, кто не пожелал остаться в каноническом единстве с Всемирным Православием, уже давно ушли. С другой стороны, мы верим в то, что Церковь Божию невозможно «организовать» — она создана Самим Христом: к ней можно только присоединиться, и единство с ней возможно лишь в любви и смирении. Традиционное церковное устройство и фундаментальные принципы духовной жизни позволяют воссоединение раскольников с Церковью лишь на основании церковных канонов — то есть через покаяние. Именно это имел в виду Блаженнейший Онуфрий, когда сразу после своего избрания заявил, что объединение с раскольниками возможно «только согласно канонам» Церкви.
Тем не менее, и об этом мы не раз говорили, сама процедура воссоединения не должна быть унизительной для тех, кто осознал пагубность раскола. Воссоединение каждого человека с Церковью — это праздник для всей Церкви. Господь говорит: Если бы у кого было сто овец, и одна из них заблудилась, то не оставит ли он девяносто девять в горах и не пойдет ли искать заблудившуюся? и если случится найти ее, то, истинно говорю вам, он радуется о ней более, нежели о девяноста девяти незаблудившихся (Мф. 18:12-13). Именно с таким настроением Церковь будет принимать всякого человека, возвращающегося в нее.
— Чем Московский Патриархат может помочь своей верной пастве на Украине?
— Московский Патриархат будет помогать своим чадам на Украине всеми возможными способами. Прежде всего — молитвой: по благословению Священного Синода Русской Православной Церкви сейчас на всех приходах Русской Православной Церкви — в России, Украине и во всем мире — за богослужением читается особая молитва о мире на украинской земле. Кроме того, Московский Патриархат готов оказывать финансовую помощь в восстановлении тех храмов на востоке Украины, которые были порушены или повреждены в ходе военных действий.
Активно оказывается адресная помощь беженцам из зоны вооруженного конфликта, которых становится все больше. С этой целью создана особая межведомственная группа во главе с епископом Орехово-Зуевским Пантелеимоном, руководителем Синодального отдела по благотворительности и социальному служению. На нужды украинских беженцев Церковью собраны более 50 миллионов рублей и сотни тонн гуманитарных грузов, многие переселенцы размещены при церковных учреждениях различных епархий, ведется работа по их трудоустройству и предоставлению жилья. На днях владыка Пантелеимон открыл бесплатную горячую телефонную линию помощи украинским беженцам, для большей оперативности работы.
Церковь — вне политики, но утешать скорбящих и подавать помощь страждущим — наш нравственный долг.
Служба коммуникации ОВЦС/Патриархия.ru