Интервью ответственного секретаря Синодального комитета по взаимодействию с казачеством священника Тимофея Чайкина информационному агентству «Россия сегодня».
— Отец Тимофей, на международном фестивале «Казачья станица — Москва» традиционно представлен пласт духовной культуры казачества, раскрывающий его служение православной вере, России, в том числе и через строительство обыденного храма методом «народной стройки», в течение одного дня. Что еще включает в себя казачья православная традиция, представленная на фестивале?
— Прежде всего, это возведение обыденного храма. Возведение храма, пожалуй, самое главное событие для православного человека. Один святой сказал, что храм стоит возвести даже ради того, чтобы в нем совершилась хотя бы одна Божественная литургия. Поэтому так укоренена традиция возведения храмов, особенно в местах проживания казаков.
Само название фестиваля — «Казачья станица — Москва» свидетельствует о том, что правительство Москвы и руководство Центрального казачьего войска сегодня с большим вниманием относятся к духовному и культурному наследию, сохранившемуся у казаков. Известно, что когда наступил период изгнания из людских умов понятия о Боге и вере христианской, то вместе с тем стали изгонять само казачество и представления о нем. Во времена богоборчества хорошо понимали, что казачество на протяжении веков неразрывно было связано с православной верой, с духовно-нравственными традициями. Господь сподобил Православную Церковь возродиться, сегодня этот процесс идет серьезными темпами, и вместе с Церковью воскресает и наше славное казачество.
Примечательно, что возводить храм будут не строительные организации, а сами казаки, включая молодежные казачьи организации. Подрастающее поколение помогает по личному желанию; конечно, нам очень важно привлекать к благому делу казачью молодежь, и, слава Богу, фестиваль дает такую возможность.
И еще немаловажное событие. Во время открытия фестиваля будет совершен молебен на освящение обыденного храма, окропление его святой водой. Богослужение возглавит председатель Синодального комитета по взаимодействию с казачеством митрополит Ставропольский и Невинномысский Кирилл в сослужении священников, окормляющих православное казачество в городе Москве. И здесь важно то, что все гости, все казаки, которые соберутся не только из России, но и из зарубежья, смогут помолиться вместе. Потому что Господь нам сказал в Евангелии: «Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Мф. 18:20). Поэтому, испросив благословения, помолившись Господу, все, кто пришел 13 сентября на территорию олимпийского комплекса «Лужники», станут участниками большой и разнообразной программы, в которой нашлось место демонстрации воинскому мастерству казаков, традиционной джигитовке, народному песенному творчеству, особенностям быта и уклада жизни казачьей.
— Насколько популярен этот фестиваль, сколько гостей и зрителей вы ожидаете? Почему было принято решение провести его именно в Москве?
— Москва — это крупнейший центр, мегаполис, в котором сосредоточены самые разные культуры. И, в том числе Москва — это место, где находится штаб Центрального казачьего войска. На юге России часто проводятся подобные мероприятия, в которых принимает участие большое количество казаков, как реестровых, так и представляющих общественные объединения. Фестивали, смотры, форумы с казачьей тематикой набирают популярность, объединяя самых разных людей. Поэтому важно в те места, где казачество еще не так ярко представлено, как на юге нашей страны, привлекать представителей казачества с их лучшими традициями.
— Что представляет собой казачество сегодня, ведь в Москву съезжаются казаки реестровые и общественники из разных регионов РФ? И нередко, к сожалению, приходится слышать, как казаков называют таким не очень красивым эпитетом, как «ряженые».
— В Москву съедутся представители реестровых казачьих войск и общественных организаций… Их основу составляют те, кто служит своему народу, родному Отечеству, православной вере, служат по совести, желая принести пользу обществу. И, к огромному сожалению, как и в любом сообществе есть и такие, кто не с лучшей стороны показывают казачество. Фестивали, подобные «Казачьей станице — Москва», наверное, и проводятся для того, чтобы тот, кто пока не наполнен духом настоящего, истинного казачества, — прочувствовав атмосферу праздника, посмотрит на мир казачества уже по-другому, может быть, что-то поймет про его уникальную целостность. Свобода казаками понимается не как воля и своеволие, а как единственное предназначение послужить вере Христовой и Отечеству. Никак иначе. И, помолившись на водосвятном молебне, может быть, Господь откроет ему его внутренние очи.
Сегодня мы переживаем непростое время и знаем, как страдают наши братья на Украине, и казаки в том числе. Но в то же время мы знаем, как казаки защищают сегодня там веру православную — и Почаевскую лавру, и Свято-Успенскую Киевскую лавру…
— Вы сказали об Украине — с представителями украинского казачества какие отношения вы поддерживаете? Что они рассказывают о происходящем сейчас в этой стране, какова роль казачества в этих событиях? Представители Донского казачества, например, и не скрывают, что помогают ополченцам на юго-востоке.
— Мне сложно сейчас говорить именно об украинском казачестве, но я знаю, что, когда начались недопонимания на Украине, казачество встало на защиту Святогорской лавры, которую и сегодня они охраняют. Я точно знаю, что, когда мятежники хотели захватить Почаевскую лавру, Свято-Успенскую Киево-Печерскую лавру, казаки защитили храмы.
Если говорить об участии российского казачества, то каких-то официальных данных об этом мы не имеем. Может быть, наши казаки, особенно представители южных регионов, по собственному волеизволению там и присутствуют.
— 6-7 сентября в Ставрополе пройдет организованный Синодальным комитетом форум, посвященный российскому казачеству, на котором, как сообщалось, планируется выработать некую стратегию в сфере духовно-нравственного развития казачества. Можете отметить уже сейчас какие-то контуры этой стратегии, или это все будет еще обсуждаться?
— Любое мероприятие, проводимое Синодальным комитетом по взаимодействию с казачеством, главной целью имеет воцерковление и соработничество Церкви с казачеством. Это, как звучит в уставе нашей религиозной организации, — «совместное исповедание православной веры». Самая сущностная наша стратегия, потому что достигнув соработничества, мы делаем самое важное дело в жизни каждого человека — приведение его к Богу. То, что происходит на различных мероприятиях — это уже некие «подстратегии», которые все вместе, как звено в цепочке, приводят нас к самой главной стратегии.
А поговорить мы хотели бы на форуме главным образом о работе казачьих СМИ, и не только казачьих, с представителями казачества, епархиальных отделов по взаимодействию с казачеством, войсковыми священниками. О том, как можно более эффективно наладить сотрудничество с казачеством средств массовой информации. Также мы проведем несколько круглых столов — по системе непрерывного казачьего образования, оказанию методической помощи образовательным организациям, реализующим казачий компонент; привлечению казаков к государственной службе. И, конечно же, мы пригласим всех духовников Терского казачьего войска для того, чтобы поговорить с ними о самой главной стратегии — приведении душ казаков к Богу.
— Есть какие-то статистические данные, какой-то примерный процент, какое количество из всех казаков воцерковлены, кто постоянно участвует в таинствах, ходит в церковь?
— Мы проводим ежегодный мониторинг религиозной ситуации в казачьей среде. Сказать, что все казаки полностью воцерковлены, как, наверное, это хотелось бы видеть и как это требуется по нормам поведения православного христианина, нельзя. Наверное, процентов 70 — тех, кто действительно принимают участие в таинствах, состоят в венчанном браке, у которых крещены дети, которые знают «Символ веры», соблюдают святые посты. Но, опять же, здесь многое зависит от регионов. Если брать юг России — Кубань, Ростов, Терек, — там исторически так сложилось, что каждый проживающий в этом регионе — он почти казак, который помнит православные, духовные традиции. И там они более-менее соблюдаются всеми. Если брать другие территории, где казачество пока не так развито, не имеет укоренных традиций, то там и воцерковленность казаков, увы, слабее. Но, замечу, сегодня уже более тысячи священников назначены указами правящих архиереев, и они занимаются вопросами воцерковления казаков, а мы, Синодальный комитет, призваны помочь этому делу. Поэтому надеюсь, что процент людей, глубоко воцерковленных, будет с каждым годом возрастать.
Кстати, только представители казачества, подобно представителям Церкви, принимающим духовный сан, — принимают казачью присягу на кресте и Евангелии. При принятии этой присяги казак говорит, что клянется служить вере Православной, Отечеству своему и православному казачеству. Это второе по значимости событие в их жизни после крещения. Высокая, колоссальная ответственность.
— Недавно в Госдуму был внесен проект закона о создании казачьих, кадетских классов в общеобразовательных школах. Вы поддерживаете эту инициативу?
— Мы знаем, что примеры казачьих классов уже существуют, например, в Юго-Восточном округе Москвы. Если взять Ростов, Кубань — там их вообще очень много. Мы неоднократно приводили кадет к присяге в Донском, Высоко-Петровском монастырях. Такая традиция есть, и наше отношение — положительное к развитию такой инициативы. Прежде всего, нам бы хотелось, чтобы те молодые ребята, которые интересуются казачеством, изучали бы не только те науки, которые им предлагают сегодня в рамках получения общего образования, но и старались бы изучать православную веру. Чтобы их учили самому главному — духовным основам христианской жизни.
Синодальный комитет по взаимодействию с казачеством/Патриархия.ru