В среду в рамках VI Международного фестиваля православных СМИ «Вера и слово» в Храме Христа Спасителя состоялась панельная дискуссия на тему «Церковь и СМИ: взаимные ожидания, взаимные претензии».
В дискуссии приняли участие председатель Патриаршей комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства протоиерей Димитрий Смирнов, декан факультета Международной журналистики МГИМО (У) МИД России Ярослав Скворцов, генеральный директор радиостанции «Говорит Москва» Владимир Мамонтов, главный редактор журнала «Русский репортер» Виталий Лейбин, первый заместитель генерального директора по новым медиа ЗАО «Аргументы и факты» Наталья Лосева, генеральный директор компании «Ашманов и партнеры» Игорь Ашманов и главный редактор телеканала «Царьград» Илья Кузьменков. В качестве модератора выступил председатель Синодального информационного отдела Владимир Легойда.
Декан факультета Международной журналистики МГИМО (У) МИД России Ярослав Скворцов, открывший круглый стол своим выступлением, задал тон всей дискуссии. «Часто так бывает, что СМИ, и особенно церковные, ориентируются на тех, кто уже разделяет те или иные убеждения. А тех, кто «не с нами», — есть такое мнение, — вообще не стоит убеждать и воспитывать. Всегда проще общаться с единомышленниками, но, тем не менее, необходимо строить мосты, находить те перешейки, те ниточки, которые могут зацепить пока еще «не нашего» читателя. В социологии есть понятия «мы — группа» и «они — группа». Так вот, тех, кто пока еще относится к «они — группе», необходимо делать частью «мы — группы». Это сложно, но это благородная миссия», — сказал он.
Протоиерей Димитрий Смирнов отметил важность того, чтобы журналисты, работающие в церковных СМИ, всегда имели в виду в качестве своей аудитории людей светских, что, по его мнению, должно способствовать катехизации. «Я ожидаю от наших СМИ, что каждый воцерковленный журналист будет катехизатором своих собратьев по цеху из соседней комнаты, куда, надеюсь, дверь будет расширена и станет двустворчатой», — заявил председатель Патриаршей комиссии по вопросам семьи.
Генеральный директор радиостанции «Говорит Москва» Владимир Мамонтов сказал в своем выступлении, что есть лишь один способ работы в современных непростых условиях, когда отовсюду на Церковь и общество обрушивается вал клеветы и заряженной пропагандой информации — это говорить правду, причем говорить ее с мудростью. «Необходимо говорить только правду. Надо слушать разные мнения и синтезировать их. Иначе не будет журналистики ни светской, ни церковной».
Главный редактор журнала «Русский репортер» Виталий Лейбин посетовал, что иногда очень не хватает ответов Церкви на самые простые светские вопросы. «Хотелось бы максимально вселенского и минимально провинциального слова Церкви в разных вопросах», — подчеркнул он. «На важнейшие вопросы, которые мучают светское общество, мы не получаем ответа на том языке, который может понять это светское общество».
Первый заместитель генерального директора по новым медиа ЗАО «Аргументы и факты» Наталья Лосева заявила, что, по ее мнению, основной причиной непонимания является отсутствие правильного языка: «За двадцать с лишним лет присутствия Церкви в светском пространстве правильный язык, который был бы адекватен, понятен и резонировал бы в современном обществе, до сих пор не найден. Существуют две крайности: мы видим либо «розовые рюши», умиленные тексты с большим вкраплением малопонятных для светского общества церковнославянских терминов, либо чересчур глубокую отстраненность — я пишу про православных, но демонстративно от них дистанцируюсь, чтобы меня, не дай Бог, с ними не спутали. Понятный, не подражательно церковный, но и не нарочито светский язык отсутствует».
Наталья Лосева также подчеркнула, что, по ее словам, «идти за аудиторией надо туда, где есть аудитория, а не ждать пока она благочестиво, смиренно придет сама».
Генеральный директор компании «Ашманов и партнеры» Игорь Ашманов основную проблему увидел в том, что в настоящее время против Церкви, государства, российского общества, его ценностей ведется информационная война, причем инициатива находится в руках противника.
«Довольно большое число отечественных СМИ просто захвачено нашими прямыми противниками», — заявил Игорь Ашманов. «Идет чрезвычайно плотный поток фальшивок, причем никого не заботит то, что эти фальшивки могут быть разоблачены уже в течение двух часов после их публикации. Потому что разоблачение уже мало кто увидит. Если фальшивка достаточно острая, то ее увидят миллионы, а разоблачение услышат лишь тысячи».
Глава компании «Ашманов и партнеры» также согласился с прозвучавшим ранее мнением о том, что Церковь разговаривает на языке, непонятном потенциальной пастве. «Церковь говорит на герметическом языке, который не выходит за ее пределы. В своем пути к пастве, которая полностью секулярна, она не доходит нескольких шагов. К сожалению, хотя христианство имеет в нашей стране широкое поле для распространения, выросли целые поколения людей, которые никогда не задумывались о том, зачем нужны церкви. Им это не интересно, и они стараются об этом даже не думать».
«Нужны евангелисты, которые несут церковное слово и разговаривают на понятном пастве языке, которые могут говорить как бы за себя, а не за Церковь», — заключил Игорь Ашманов.
Глава телеканала «Царьград» Илья Кузьменков высказал свои мысли относительно того, что является самой основой журналистики. «Журналист в своей первооснове стремится к правде. Он хочет ее найти, чтобы этой правдой поделиться со своими читателями. Но правда может принимать разные образы. Первый — правда факта, второй — правдивая картина мира».
По словам Ильи Кузьменкова, один и тот же правдивый факт о, например, неблаговидном поступке священнослужителя, может восприниматься очень несходным образом в зависимости от того, в каком издании он представлен. Если он опубликован в церковной газете, освещающей жизнь Церкви всесторонним образом, то, скорее всего, не нарушит правдивость картины мира, а если напечатан в сугубо светском издании, чрезвычайно редко уделяющем внимание церковной жизни, то способен сформировать у читателя искаженное представление о Церкви.
В ходе круглого стола по завершении импульсных докладов со стороны аудитории прозвучали многочисленные реплики, были заданы вопросы. Особенно сильной критике подверглось высказанное отдельными участниками дискуссии мнение, что Церковь не обладает возможностью говорить с невоцерковленными людьми понятным им языком. В качестве примера противного собравшимися неоднократно приводился журнал «Фома», а также некоторые епархиальные СМИ.
В заключение панельной дискуссии председатель Синодального информационного отдела Московского Патриархата Владимир Легойда резюмировал итоги встречи, снял некоторые из взаимных претензий, а также высказал свое мнение относительно темы взаимодействия Церкви и СМИ. «Что делает Церковь? — она воспитывает людей. О чем журналистика? — о человеке. Как писать про Церковь? — да пишите про человека. Церковь работает с людьми, а люди меняют мир», — заключил Владимир Легойда.
Синодальный информационный отдел/Патриархия.ru