Почему Церковь выступает против отмены армейских отсрочек для духовенства и критически реагирует на новый уральский культ «святого Славика» — об этом глава Синодальной комиссии по канонизации митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий рассказал в интервью корреспонденту портала «Интерфакс-Религия» Леониду Бамблевскому.
— Ваше Высокопреосвященство, в этом году исполняется 1020 лет со времени Крещения Руси. Какое значение имеет эта дата для современной России, Украины и Белоруссии? Какие мероприятия планируется проводить в связи с юбилеем?
— Для ответа на этот вопрос необходимо прежде всего обратиться к событиям 1988 года, когда праздновалось 1000-летие Крещения Руси. Именно тогда в Советском Союзе началось возрождение Православной Церкви.
По прошествии 20 лет мы можем увидеть те поистине необыкновенные плоды, которые, по милости Божией, принесли труды Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, епископата, духовенства Русской Православной Церкви и мирян на всех направлениях служения. За столь короткий срок удалось открыть тысячи храмов и сотни монастырей для богослужения, возродить систему духовного образования, заложить основы для преподавания подрастающему поколению знаний о Православии, развить многообразные направления социально-благотворительной деятельности, присущие нашей Церкви на протяжении тысячелетнего служения на Руси.
Событие Крещения Руси имеет огромное духовное значение для единения народов России, Украины и Белоруссии. Я думаю, что в ближайшее время будет выработана и программа празднования 1020-летия Крещения Руси.
— Минувший год запомнился масштабными торжествами в связи с 600-летием преставления преподобного Саввы Сторожевского. Благодаря юбилею Саввино-Сторожевский монастырь получил поддержку со стороны власти и благотворителей. Но в Московской епархии остается немало обителей в достаточно тяжелом, бедственном положении. Какие из них требуют сегодня немедленной помощи, какие планируется в первую очередь реконструировать в 2008 году?
— Мы должны благодарить Господа, что за короткое время в Московской епархии, помимо ставропигиальных монастырей, находящихся в непосредственном ведении Святейшего Патриарха Алексия, было открыто 24 монастыря. И все они требовали и требуют до сих пор восстановления и реставрации.
Древние монастыри — это и духовные, и культурные центры нашей страны. Здесь хранится сама история нашего государства. Поэтому невозможно восстановить их за один год. Идет плановая реставрация, требующая усилий многих и многих людей. Также обсуждаются вопросы возвращения зданий монастырей, где в настоящее время монашеская жизнь возрождается пока только в отдельных храмах и строениях.
Для примера можно назвать Гуслицкий Преображенский, Лужецкий Ферапонтов, Николо-Берлюковский, Николо-Пешношский и Николо-Радовицкий мужские монастыри.
В нашей епархии в этом году имеются монастыри-юбиляры, но не все круглые даты мы предполагаем торжественно отмечать. Так, 600-летие со дня основания можайского Лужецкого Богородице-Рождественского монастыря мы будем праздновать только после того, как завершатся реставрационные работы и будут решены другие организационные вопросы, связанные с окончательной передачей обители всего комплекса строений.
— Владыка, как, на Ваш взгляд, должна решаться проблема исполнения воинского долга для православного духовенства и отсрочек от армии для семинаристов?
— Священнослужитель не может воевать и брать в руки оружие. Об этом говорят церковно-канонические правила. И хотелось бы, чтобы в условиях становления новой России государство уважало внутренние установления нашей Церкви. Тем более что наше православное духовенство активно и на совершенно добровольной основе трудится в Вооруженных силах, окормляя православную часть российского воинства.
Что же касается призыва немногочисленных молодых священников и семинаристов, то вряд ли это сможет серьезно повлиять на повышение обороноспособности нашей страны, зато способно породить у этих людей серьезный внутренний духовный конфликт.
Насколько мне известно, во многих странах СНГ духовенство и учащиеся духовных школ не призываются на военную службу.
— Сотрудничают ли представители Церкви с экспертной группой, занимающейся идентификацией найденных летом 2007 года под Екатеринбургом останков, которые предположительно принадлежат детям императора Николая II? Выдвигаются ли со стороны Церкви какие-либо требования к процессу идентификации (например, обязательное участие в исследовании нескольких независимых экспертных групп)?
— На данном этапе представители Церкви, насколько мне известно, не осуществляют сотрудничества с экспертной группой, занимающейся идентификацией упомянутых Вами останков. Однако мы надеемся, что, когда экспертиза будет завершена, Церкви предоставят полные и исчерпывающие данные всех проведенных исследований.
— С недавнего времени в некоторых церковных кругах начали много говорить о «пророчествах» мальчика Славика из Челябинской области, умершего в 1993 году в 11-летнем возрасте от заболевания крови. На Южном Урале создается настоящий культ «святого Славика», ему призывают молиться, на его могилу совершаются паломничества. Какова позиция Церкви по вопросу «святости» Славика?
— Изучение этого вопроса проводилось. Как говорится в заявлении митрополита Челябинско-Златоустовского Иова, ложный культ «отрока Вячеслава Чебаркульского» чужд духу и учению Христовой Церкви. Причиной этому служит безмерное славолюбие, гордыня и духовная слепота этих заблуждающихся и коснеющих в своих суевериях «ревнителей святого отрока». Описания странных и нелепых «чудес» и «пророчеств», переполненные вредным для души содержанием, почти магические ритуалы на месте погребения этого ребенка, неканонические иконы и акафисты — все это составляет основу деятельности последователей чебаркульского лжесвятого. Из опыта Церкви мы знаем, как легко подобные заблуждения соблазняют простых и легковерных людей и, отсекая их от Тела Церкви, уводят к погибели.