Международная конференция «Религия и образование: российский и международный опыт» открылась 31 марта в Российском государственном гуманитарном университете.
Организаторы форума ― Центр изучения религий РГГУ и Международный центр изучения религии и права при Университете им. Бригама Янга (США) ― предложили участникам обсудить проблемы правового регулирования преподавания религии в школе, содержание школьных образовательных программ о религии и практику преподавания.
Зарубежные гости конференции ― эксперты ОБСЕ ― познакомили своих российских коллег-религиоведов с «Толедскими руководящими принципами по обучению вопросам религии в государственных школах». Это документ, в котором изложены методологические и практические рекомендации международной рабочей группы ОБСЕ. Конференция проходит 31 марта ― 1 апреля, в обсуждении темы форума и «Толедских принципов» принимают участие представители религиозных организаций, религиоведческого сообщества, государственной власти России, аналитики, журналисты.
Модератор первого заседания, руководитель Центра изучения религий РГГУ Николай Шабуров во вступительном слове отметил все возрастающую роль религии в современном мире, подчеркнув, что определение «светское общество» не означает ― атеистическое. Этот фактор, а также особенности национальных традиций, необходимо учитывать в разработке проблем школьного образования.
Советник Управления президента РФ по внутренней политике Сергей Мельников посвятил свою речь вопросам правового регулирования государственно-конфессиональной сферы. Большое значение он придает принятому недавно закону, который дает возможность религиозным образовательным учреждениям получать государственную аккредитацию. По словам чиновника, этот закон «поставил религиозное образование в стране на качественно новый уровень», сделав его «полноценным институтом для подготовки кадров для разных сфер жизни общества». Более того, данный закон позволит разрешить такие сложные «смежные» вопросы, как отсрочка от службы в армии для студентов духовных вузов, создание военных кафедр в религиозных вузах.
По мысли заместителя председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата протоиерея Всеволода Чаплина, курсы знаний о религии не имеют смысла, если не содержат «нравственного императива», не направлены на то, чтобы научить ребенка, «что такое хорошо и что такое плохо». «Якобы нейтральные» религиоведческие курсы, проповедующие на самом деле толерантность и релятивизм, не могут быть навязаны ребенку из верующей семьи. Подчеркивая роль семьи в формировании мировоззренческих установок ребенка, священник сказал: «Школа ― не место для миссионерства, но она должна предоставлять возможность людям, уже имеющим эти убеждения ― как верующим, так и неверующим ― укрепляться в этих убеждениях».
Оптимальной моделью, позволяющей развести преподавание для верующих и неверующих детей, чтобы разные подходы «не сталкивались в одном пространстве», зампред ОВЦС считает новую образовательную область «Духовно-нравственная культура», включающая предметы о религии по выбору. Он подчеркнул, что «сегодня многие поддерживают преподавание в школе отдельных религий и светской этики».
Представитель Совета муфтиев России Арслан Садриев от имени своей организации высказался резко против модели «Духовно-нравственная культура». Он убежден, что нельзя сводить эту образовательную область только к преподаванию одного предмета, даже и по выбору учащегося, так как это, в конечном счете, приведет к расколу России по этно-конфессиональному признаку. Чтобы этого избежать, разным религиозным традициям необходимо «изучать друг друга». Совет муфтиев уже не первый год настаивает на преподавании курса религиоведения, где все религии изучались бы в равной степени и в старших классах. Курс «светской этики», который предполагает в рамках «Духовно-нравственной культуры» для атеистов, А.Садриеву «трудно представить», т.к. «нравственность от религии неотделима». Более углубленное изучение каждой религии может осуществляться в рамках воскресных школ и религиозных учебных заведений, отметил представитель Совета муфтиев.
Министерство образования и науки РФ согласно с религиозными организациями, что от атеистического подхода в школе пора отказаться, заявила представитель ведомства Елена Романова. По ее словам, вся система школьного образования теперь будет сориентирована на «новую реальность»: «Мы впервые в российской истории вписали в закон (№ 309, ст.14-2, от 1 декабря 2007 г.) в качестве задачи содержания образования формирование духовно-нравственной личности, и вся система будет сориентирована на это». В своем докладе Е. Романова показала, как совершенствуется законодательная база, в том числе ― в направлении поддержки духовных учебных заведений, которые «уже давно переросли рамки подготовки кадров только для себя». Говоря о подготовке новых федеральных образовательных стандартов, она отметила, что они предполагают возможность преподавания основ религии по желанию родителей. Более того, возможности как урочной, так и внеурочной духовно-нравственной воспитательной деятельности значительно расширяются. Над разработкой содержания «Духовно-нравственной культуры» работает специальная группа Российской академии образования, в состав которой входят представители разных конфессий, рассказала представитель министерства.
Вторая половина заседания была посвящена ознакомлению российской аудитории с основными положениями «Толедских принципов». Выступили сопредседатели рабочей группы при БДИПЧ (Бюро по демократическим институтам и правам человека при ОБСЕ) профессор Кол Дурэм (США) и профессор Миланского университета Сильвио Феррари (Италия), представитель ОБСЕ Анастасия Крикли (Ирландия), член рабочей группы Иоланта Амброзиевич-Джекобс (Польша) и другие.
Заседание конференции «Религия и образование: российский и международный опыт» продолжится 1 апреля в РГГУ.
«Благовест-инфо»/Патриархия.ru