Председатель Синодального информационного отдела В.Р. Легойда, отвечая на вопросы издания «Вечерняя Москва», рассуждает о том, на каком языке стоит говорить с молодежью, какова в Церкви роль женщины и как в меняющемся мире продолжать следовать евангельским заповедям.
ЦЕРКОВЬ НЕ БОИТСЯ КРИТИКИ
— Вы более пяти лет возглавляете Синодальный информационный отдел, который, среди прочего, отвечает за формирование адекватного публичного представления о Церкви. А важно ли для Церкви общественное мнение?
— Для Церкви важно общественное мнение, но не потому, что мы «боимся» публичной критики или враждебности. Это не так, ведь во времена гонений на ранних христиан и в недавнее безбожное время Церковь осуждали и унижали, но от этого она стала только крепче и сильнее.
Церковь — это не корпорация, для которой общественное мнение — бизнес-актив для продвижения своего продукта. Церковь, Глава которой Христос, — это дверь, ведущая к Богу, в жизнь вечную. Если негативное общественное мнение, вызванное ложью или даже недостойным поведением кого-то, кто называет себя христианами, закрывает людям эту дверь — нас это не может оставлять безразличными.
Правдивое представление о Церкви в обществе, разрушающее ложную преграду между Христом и человеком, — это то, над чем может и должен работать Синодальный информационный отдел.
— Современные медиа подчас дают поверхностное представление о духовной жизни. Какие книги стоит прочитать, чтобы лучше узнать культуру Православия?
— Долгое время большая часть нашего населения была безграмотна. И что же — мы откажем им в принадлежности к Православию, к Церкви и к культуре? Нет, разумеется.
Сейчас, конечно, времена другие. Хотя многие, увы, читают не больше, чем наши малограмотные предки. Увы, не думаю, что можно назвать шорт- или лонг-лист книг, прочтение которых приведет нас к абсолютно гарантированному результату в духовной жизни. Не все, кто читал Евангелие, становятся верующими. Ведь даже не все, кто видел и слушал Христа лично, стали христианами, а один апостол даже предал его.
Точно так же не все, кто читает Толстого, становятся толстовцами, не все, кто читает Мартина Лютера, — лютеранами и так далее. Даже не все, кто читает журнал «Фома», идут стопами апостола. Если вы исследователь культуры, то на любой кафедре культурологии вам предоставят список литературы.
Но если цель чтения — обрести сокровище веры, то, что бы вы ни читали, надо прислушиваться к голосу своей совести, которая, как лакмусовая бумажка, среагирует на то, что ведет нас ко Христу, а что от него.
И все же чтобы не быть обвиненным в уходе от ответа, я бы посоветовал из духовной классики — святителя Феофана Затворника «Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться». Из современных авторов — книги митрополита Сурожского Антония (в первую очередь «Встреча», «Вера», «Человек перед Богом»), «Несвятые святые» архимандрита Тихона (Шевкунова) и книги митрополита Илариона (Алфеева), например, «Во что верят православные христиане» и «Христос — Победитель ада». Книг сейчас много — было бы желание.
СВОБОДА — ВЕЛИКАЯ СИЛА
— Многие приходящие в Церковь ищут в ней и поддержку своим общественным взглядам. Какая Церковь: либеральная или консервативная?
— Когда человек приступает к Чаше в Церкви — мы у него не спрашиваем, кто он: либерал или консерватор. Нельзя вписать Церковь в ту или иную общественно-политическую типологию. Господь судит людей не по признаку их партийной принадлежности.
Есть четкие границы, пределы допустимого поведения человека, вне которых — катастрофа и погибель души, да и тела тоже. Консерватизм ли это? Или просто верность истинным представлениям о жизни? Если под консерватизмом понимать ненужность каких бы то ни было изменений, то это не про нас.
Церковь — это живой организм, и современная церковная жизнь имеет отличия от церковной жизни, например, в XV веке. Определенные вещи на поверхности меняются, будучи связаны с миром людей, но базовые, принципиальные положения Божественного Откровения остаются незыблемыми.
— Каково отношение Церкви к свободе?
— Церковь считает дарованную Богом человеку свободу великим благом. Но современный философский либерализм (не путать с политическим и экономическим) нередко исходит из того, что свобода человека абсолютна и ограничения ее — зло. Это не так.
Свобода — великая сила, но она может и созидать, и разрушать. Задача самого человека, семьи, общества, государства — воспитать ответственность, и тогда свобода будет служить добродетели.
В ином случае она сводится к свободе срывать запретный плод с дерева познания, обрекая себя и окружающих на страдания и смерть. Причем обществу ничего не остается, как раз решать срывать этот плод: вчера это было непристойное кино и легкие наркотики, сегодня — узаконенная проституция и однополые «браки», а завтра может быть еще что-нибудь, например, педофилия.
С одной стороны, Церковь неизменна — в области вероучения, догматических вопросов, нравоучения. С другой стороны, Церковь как сообщество верующих людей, естественно, предполагает и даже требует постоянного поиска наиболее соответствующих настоящему времени подходов, христианских оценок, новых методов реализации евангельских задач.
ФЕМИНИЗМ — ЭТО ВЫЗОВ И МУЖЧИНАМ, И ЖЕНЩИНАМ
— Вопрос, который может стать проверкой на либерализм в Церкви. Как следует относиться к активной жизненной позиции женщин в настоящее время?
— В Церкви многие направления бы просто не развивались без «твердой» женской руки. Женская природа — это природа материнская, которой органически присуща забота и милосердие, и эта природа приносит плоды в области социальной работы Церкви. Сегодня и на многих приходах Русской церкви можно встретить те или иные формы служения, где женщины играют основную роль. Работая в этих сферах, женщины действительно обретают полноту жизни и находят профессиональное счастье, а некоторые — и личное.
Другое дело, когда под флагом феминизма женщина пытается доказать себе и окружающим, что она не хуже, чем мужчина. И доказать это пытается, мужчине уподобляясь.
А вот здесь и ошибочка. Не хуже — конечно. Но другая — факт. Зачем же превращаться в мужчину-то? И не нужно, и не получится.
— Иногда сталкиваешься с ситуацией, когда совесть другого как бы глуха к евангельскому посланию. Как привести его к Богу и в Церковь?
— Это очень сложный вопрос. Наверное, каждый из нас переживал от того, что дорогой нам человек идет ложным путем, не видит или, того хуже, не хочет видеть и искать Бога. Это не может не тревожить христианина, который, подобно Учителю, хочет, чтобы «все спаслись и в разум истины пришли».
Но не надо отчаиваться, если близкий глух к нашим словам. Самый короткий путь к тому, чтобы послужить спасению ближнего, это быть самому живым свидетелем Евангелия, преображающего действия Божественной силы в современном мире. Когда в христианине есть то, чем может не обладать другой человек — а именно душевный мир и теплота, искренняя радость, чистота сердца, — это неизбежно вызывает интерес к вере. Каждый христианин призван быть в этом мире иным, качественно другим — и свидетельствовать о своей вере не только словами, но и прежде всего делами, служением ближнему. Но даже если, как нам кажется, мы сделали все, а дорогой нам человек безучастен, то и тогда не стоит унывать. Молитесь о нем и вспоминайте, что в Царствие Небесное вошел первым разбойник, покаявшийся прямо перед смертью.
— Все так, но как быть с общественным злом: смириться или бороться за правду?
— Предлагаю обратиться к памяти великого святого, память которого мы особо празднуем в этом году, — преподобного Сергия Радонежского. Во время тяжкой междоусобицы он уходит в лесную глушь, строит церковь в честь Святой Троицы — молится, трудится, борется со страстями и в итоге сам становится обителью Святого Духа. И только тогда он смог сплотить русских князей, чтобы дать достойный отпор татаро-монгольским завоевателям. Настоящая, а не фиктивная победа над злом всегда начинается с преодоления зла в себе самом. Поэтому умение сдержаться, остановить распространение зла на себе — это не слабость, а большая сила и мужество. И только когда произошла эта первая победа, можно увидеть, что именно надо сделать, чтобы помочь другому в этой борьбе.
Из этого не следует, что нужно сначала стать святым, а потом человеком, приносящим пользу обществу, небезучастным к происходящему вокруг. Просто любое наше общественное начинание, а оно немыслимо без борьбы, требует внимания к себе. Чтобы в порыве мы не превратились в борющихся с несправедливостью посредством ненависти и зла.
— Как бороться с гневом и раздражительностью?
— Нередко гнев — это естественная реакция человеческой души на недолжное, неправильное. И в самом явлении гнева греха как такового нет: мы знаем из Евангелия, что Сам Спаситель гневался на жестокосердие книжников и фарисеев и выгонял бичом из храма торговцев.
Но в нашей поврежденной грехом природе гнев стал слишком сильным и трудноуправляемым, что чаще всего он оказывается обращенным не на грех, а на ближних. Чтобы реже гневаться, надо научиться искать и любить волю Божию. Когда человек считает самого себя исключительным и полноправным хозяином своей жизни, то любое препятствие будет вызывать у него либо уныние, либо гнев. Но когда человек верит Богу, вверяет Ему свою жизнь как Любящему Отцу, тогда он более спокойно относится к изменениям в жизни, у него меньше оснований испытывать неудовольствие, раздражение или разочарование. Научимся разделять грех и грешника, терпению и преданности Богу — и гнев перестанет быть большой проблемой.
ЧТО СКРЫВАЮТ АЛЛЕГОРИИ
— Церковь призвана говорить на всех языках, в том числе на понятном молодым. На каких принципах должен строиться диалог Церкви с молодежью?
— Прежде всего необходимо понять, чему именно противостоит то или иное течение молодежной субкультуры. Молодежь во все времена отличалась своей категоричностью и жаждой подлинности.
И когда именно эти стремления находят свое отражение в субкультуре — здесь всегда будет достаточно общих точек соприкосновения между Церковью и молодежью для конструктивного разговора. Однако, к сожалению, нередко приходится наблюдать, как эти благородные мотивы становятся инструментом для манипуляций.
В разговоре с молодежной субкультурой Церковь призвана помочь молодым обрести истинные понятия о Боге, человеке, жизни. Мы можем использовать определенные методы и подходы, которые будут хорошо понятны молодым — как это, например, делали Клайв Льюис и Толкиен, передавая евангельские истины языком аллегорий, образов, притч. Однако здесь надо быть очень аккуратными и осторожными, чтобы в стремлении донести главное содержание, не растерять его по дороге и не похоронить под грудами труднопонимаемых и неясных символов и образов.
И еще очень важно, чтобы молодые люди видели в нас не актера из детско-юношеского театра, который хочет под них подстроиться. Тогда больше шансов быть услышанным.
Беседовала Екатерина Гончарова
«Вечерняя Москва»/Патриархия.ru