Основные элементы катехизической деятельности на всех уровнях, их взаимосвязь, особенности реализации и развития в существующих условиях были рассмотрены на дискуссиях по катехизации в рамках направления «Религиозное образование и катехизация» XXIII Международных Рождественских образовательных чтений.
Секция «Стратегия развития катехизической деятельности в епархиях Российской Федерации», семинары «Практические вопросы оглашения» и «Катехизация после крещения», круглый стол «Деятельность центров подготовки катехизаторов в епархиях» состоялись 22 и 23 января 2014 года в гостиничном комплексе «Даниловский». В них приняло участие более 140 человек: руководители и сотрудники епархиальных отделов религиозного образования и катехизации, центры подготовки катехизаторов, священнослужителей и катехизаторов-мирян из 46 епархий.
На секции «Стратегия развития катехизической деятельности в епархиях Российской Федерации» обсуждался проект одноименного документа, перспективы в области организации и ведения катехизической деятельности. Председатель секции митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий посвятил выступление необходимости дальнейшего развития в данной сфере, указав на его главные направления.
Сопредседатель мероприятий, заведующий сектором катехизации Синодального отдела религиозного образования и катехизации Денис Туголуков представил основные результаты мониторинга катехизической деятельности в епархиях РФ и познакомил участников с проектом «Стратегии развития катехизической деятельности».
О епархиальной программе развития катехизации как неотъемлемом элементе общей стратегии развития на примере программы Мичуринской епархии рассказал специалист по вопросам катехизации Синодального отдела религиозного образования Антон Ракушин.
Руководитель отдела катехизации и духовного просвещения Хабаровской епархии священник Стефан Нохрин предложил участникам рассмотреть катехизическую деятельность как единую систему, элементы которой (приходское консультирование, оглашение, краткосрочный катехизический курс, евангельские встречи, длительная систематическая катехизация и др.) должны быть в определенной последовательности и взаимосвязи.
О систематическом подходе к епархиальным мерам в области катехизации говорили руководитель отдела религиозного образования и катехизации Нижегородской епархии протоиерей Евгений Худин и заведующий сектором катехизации отдела религиозного образования и катехизации Екатеринбургской епархии Алексей Пиличев. Так, по его мнению, важной мерой было создание слаженной команды помощников благочинных по катехизации, которые сообща регулярно решают организационные и методические задачи.
Также мерам по развитию катехизической деятельности на епархиальном, благочинническом и приходском уровнях было посвящено выступление заведующего отделением дополнительного образования Донской духовной семинарии священника Александра Усатова.
Помощник епископа Воскресенского Саввы по катехизации и религиозному образованию, социальной и миссионерской работе Сергей Рогунов рассмотрел методологические аспекты развития просветительской деятельности. Он указал на развитие тех форм взаимодействия с людьми, при которых возможно на локальном отрезке времени приобщение человека к опыту жизни, ориентирующейся на идеалы святости, к опыту жизни в православной евхаристической общине. Здесь большую роль играют дополнительные формы катехизации — паломнические поездки, совместные дела социального служения, выездные образовательные и коммуникативные программы.
В завершение мероприятия пресс-секретарь православной социальной сети «Елицы» Наталья Чиж представила возможности данной сети как современной площадки для осуществления катехизической деятельности.
Работу семинара «Практические вопросы оглашения» возглавил епископ Ахтубинский и Енотаевский Антоний. Он поделился опытом организации оглашения в своей епархии, процесса возглавляемого им лично. В частности, архиереем лично разработаны рекомендации по проведению оглашения в Ахтубинской епархии.
Вопросам методологии методики и содержания катехизации перед Таинством Крещения были посвящены выступления священника Стефана Нохрина, Алексея Пиличева, катехизатора храма пророка Божия Илии в Черкизове г. Москвы Екатерины Макалец. Рассматривались вопросы целеполагания при проведении предкрещальной катехизации: чего можно достичь и чего нельзя достичь в процессе краткого оглашения. В качестве эффективных методов работы предлагалось использовать слайдовый метод подачи материала и методы активного вовлечения оглашаемых в процесс, проблемный метод. Священник Александр Усатов оценил возможности индивидуального и группового оглашения, отдав предпочтение первому из них, при котором, по его мнению, в максимальной мере реализуется принцип «личностного характера катехизации».
Руководитель отдела религиозного образования и катехизации Кинельской епархии протоиерей Андрей Федосов представил возможности разработанного им дистанционного огласительного курса, использование которого как вспомогательного средства может быть особенно актуальным в епархиях, где катехизическая деятельность только начинает формироваться.
Органичным продолжением стал семинар «Катехизация после крещения» под председательством митрополита Ташкентского и Узбекистанского Викентия. Архиерей обозначил важность такой работы, нацеленной на введение новоначального христианина в церковную жизнь и общину. Священник Александр Усатов описал катехизический курс практического воцерковления, ориентирующий прошедшего краткое оглашение в основных аспектах жизни в Церкви. Программы длительной катехизации были представлены священником Стефаном Нохриным и Алексеем Пиличевым. Сергей Рогунов в докладе оценил потенциал выездных коммуникативно-образовательных программ как средства дополнительной катехизации.
Итоговым мероприятием явился круглый стол «Деятельность центров подготовки катехизаторов в епархиях». Его председатель митрополит Кемеровский и Прокопьевский Аристарх в своем выступлении рассказал о многолетней деятельности системы богословско-катехизаторских курсов Кемеровской епархии.
Денис Туголуков дал подробное описание вопросов получения представления Русской Православной Церкви центрами подготовки катехизаторов, правовых возможностей деятельности центров подготовки катехизаторов, организации учебного процесса, практики и итоговой аттестации выпускников.
«Православное образование»/Патриархия.ru