В современной жизни Русской Православной Церкви значительное место занимает работа над составлением и изданием «Православной энциклопедии».
Универсализм как содержание, заложенное внутри всякой энциклопедии, стал тем основанием, на котором через проекты «Православной энциклопедии» реализуется идея церковного единства. «Православная энциклопедия» является одной из своеобразных скреп, благодаря которым поддерживается внутрицерковное единство Русского Православия, созидается межправославное сотрудничество, строятся конструктивные межконфессиональные отношения.
О том, как эта роль энциклопедии реализуется на практике, рассказывает руководитель Церковно-научного центра «Православная Энциклопедия» Сергей Леонидович Кравец.
***
— Сергей Леонидович, что собой представляет структура «Православной энциклопедии» в настоящее время?
— Церковно-научный центр «Православная энциклопедия» сегодня представляет собой сложный организм, некую систему, в которую помимо научно-энциклопедического издательства входят крупные информационные ресурсы: интернет-портал «Седмица.ru», еженедельная телепрограмма «Православная энциклопедия», ежеквартальный научный журнал «Вестник церковной истории».
В составе ЦНЦ «Православная энциклопедия» — несколько исследовательских групп: Агиографической совет, где сосредоточены специалисты, которые трудятся над рукописями житий русских святых; группы, работающие над материалами Совета по делам религий в Государственном Архиве РФ, Архива ФСБ, Архива Московской Патриархии, который частично передан «Православной энциклопедии», где его обрабатывают, делают опись. То есть «Православная энциклопедия» ведет большую работу с архивными материалами по истории Русской Православной Церкви.
Кроме того, нами создан Архив кино-фотодокументов по истории Русской Православной Церкви ХХ века. Отдельная составляющая «Православной энциклопедии» — одноименная программа на телеканале ТВЦ. Мы создаем документальные фильмы для федеральных телеканалов — порядка 10-15 в год. Началась реализация проектов, связанных с созданием художественных фильмов.
ЦНЦ «Православная энциклопедия» включает в себя и десять своих представительств в России, свыше десяти представительств в православных странах, таких как Сербия, Болгария, Украина, Белоруссия, Румыния. В структуре энциклопедии — научные центры в Италии и Франции. Все это вместе взятое и является системой, называемой «Православная энциклопедия».
— Но ведь этот гигантский «организм» сформировался не вдруг, не сразу?
— Когда мы начинали наше издание, почти не было сомнений в том, что сама работа над таким огромным научным богословско-историческим трудом потребует создания новых ресурсов. Необходимость расширения структуры нашего центра стала очевидна уже при работе над первым томом. Мы поняли, что, даже собрав воедино лучшие силы церковной и светской науки Москвы и Петербурга, не справимся с поставленной задачей — необходимо привлечь силы практически всех регионов России и епархий Русской Православной Церкви, в том числе расположенных на Украине, в Белоруссии и Молдавии. Без их участия энциклопедия была бы изданием, посвященным лишь истории Церкви.
Но сейчас в церковной жизни настолько быстро все изменяется, огромными темпами идет процесс воссоздания и развития структуры Церкви, восстановления и строительства храмов и монастырей. Образуются новые книжные издательства и церковные СМИ. Бурно развивается епархиальная жизнь в регионах. И для того, чтобы получать актуальную информацию с мест, нам необходимы авторы, которые находятся в епархиях и странах, о которых идет речь в нашей энциклопедии.
— Но стремление максимально актуализировать информацию, поступающую из других мест, наверное, создает дополнительные проблемы?
— Безусловно. Но одновременно это дает и позитивный эффект: именно благодаря нашему намерению дать максимально объективную информацию «Православная энциклопедия» оказалась очень востребованной как средство межправославного и даже межконфессионального общения.
Когда речь идет о стремлении получить максимально достоверную информацию, на второй план отходят имеющиеся трения и конфликтные ситуации. Более того, сотрудничество и взаимное уважение церковных и светских ученых потом выливается в такие качественные сдвиги, которые ведут к преодолению разногласий и росту взаимопонимания.
— Например?
— Самый яркий пример — наша работа над статьями о Грузинской Православной Церкви и Грузии. Статьи сложные. Между нами существует немало разногласий — исторически, а сегодня и политически мотивированных. Например: как оценивать деятельность того или иного Экзарха Грузии синодальной эпохи? Или: как оценивать деятельность тех или иных грузинских национально ориентированных деятелей?
Такие вопросы перед нами стояли, когда мы вместе с большой группой грузинских авторов делали эти статьи. И делали их очень долго и тщательно. Помимо того, что в Грузии у нас работает постоянное представительство, мне приходилось неоднократно летать в Грузию, чтобы оговаривать какие-то вещи напрямую с Патриархом-Католикосом всея Грузии Илией II. Представители духовенства и ученых Грузии приезжали в Москву и порой по нескольку суток просто не выходили из помещения нашего Центра, где буквально день и ночь шла работа над статьями.
В результате — и это для нас самое главное — получились очень хорошие статьи. Но положительным итогом нашей работы стало еще одно важное событие. В очень сложный период истории политических отношений между Россией и Грузией, которые тогда сильно обострились, на презентацию тома, содержащего статьи о Грузии, прилетела большая грузинская делегация во главе с Патриархом-Католикосом Илией II и президентом Грузинской академии наук. Поскольку воздушного сообщения между Москвой и Тбилиси не было, был организован спецрейс, решение о котором принималось на самом верху. Но в итоге этот визит стал зримым свидетельством того, как работа ученых может помочь нашим политикам найти взаимопонимание и смягчить напряжение.
Вторым примером может служить наше взаимодействие с Русской Православной Церковью заграницей, которое началось задолго до свершившегося в прошлом году объединения — еще в 1998-м. Тогда у меня была встреча в Америке с покойным митрополитом Лавром, возглавлявшим в то время Духовную семинарию в Джорданвилле. Мы договорились об участии РПЦЗ в работе «Православной энциклопедии» над статьями, которые касалась Русской Зарубежной Церкви.
Это поначалу давалось достаточно трудно. Сложно продвигалась работа над материалами о владыке Анастасии (Грибановском) и владыке Антонии (Храповицком), которые по нескольку раз рецензировались, уточнялись, дополнялись. Хочу отметить в этой связи один очень интересный и мало известный факт: одним из первых (если не первым вообще!) писем Святейшего Патриарха Алексия к митрополиту Лавру стало письмо, сопровождавшее посылку с 1-м томом «Православной энциклопедии». В нем Святейший Патриарх как главный редактор благодарил владыку Лавра за содействие и посылал ему том «Православной энциклопедии» как одному из наиболее почтенных авторов.
— Наверное, это именно тот случай, когда церковное единство не строят, а вдруг обнаруживают.
— Да, именно так. Оно, действительно, именно обнаруживается в ходе совместной работы, проявляясь в единстве взглядов. Это, кстати, во многом характерно и для межрелигиозного диалога.
«Православная энциклопедия» и по своему авторскому составу, и по своим статьям находится ближе к консервативной части Русской Православной Церкви в том, что касается области богословских и литургических вопросов. Но при этом, находясь на консервативной позиции, мы находим возможность писать о других конфессиях максимально объективно — хотя и с точки зрения православной традиции.
В частности, у нас публикуется много материалов, посвященных истории Римско-католической Церкви, ее деятелям. Уже после выхода первых томов энциклопедии мы получили важное для нас свидетельство того, сколь успешной является наша работа, когда руководители научных институтов Ватикана не просто отметили точность и объективность наших статей по истории католицизма, но и предложили одну из первых презентаций «Православной энциклопедии» за рубежом провести в Ватикане.
Мне кажется, что это был очень важный прецедент, когда в Ватикане, при участии многочисленных кардиналов в Папском дворце была проведена презентация «Православной энциклопедии» и тома со статьей «Ватикан». Статья была написана без каких-либо реверансов в сторону католицизма, и, тем не менее, католические ученые ее оценили очень высоко. Презентация в Ватикане вызвала очень большой резонанс и интерес.
Мне кажется, что благодаря стремлению к научной объективности на основе «Православной энциклопедии» образовалось какое-то новое поле межконфессионального взаимодействия, на котором можно решать порой очень важные и сложные вопросы.
Например, такие, как вопрос о возвращении в Россию из Ватикана списка Казанской иконы Божией Матери. Когда решался этот вопрос, в комиссии по экспертизе иконы Русскую Православную Церковь представляла «Православная энциклопедия». Экспертиза была абсолютно объективной, хотя и крайне нежелательной для римской стороны, которая очень хотела видеть в этом списке XVIII века подлинник Казанской иконы. Но там, где воочию обнаруживается истина, нет поля для конфликта.
— Получается, что научная объективность — это почти универсальное средство для поддержания контактов и решения существующих проблем?
— Это так. И еще одним примером, подтверждающим это, может служить наше кинопроизводство. Не так давно в правительстве Москвы возникла идея создать большой документальный цикл о духовных основах мировых цивилизаций, где были бы отдельные документальные исследовательские фильмы и по иудаизму, и по буддизму, и по исламу.
Для нас очень важным является то, что с этой целью обратились в кино-телекомпанию «Православная энциклопедия», считая, что она в состоянии будет создать фильм не только о православии, но и об остальных конфессиях, придерживаясь принципа объективного исследования. Пусть киностудия уже в названии своем заявляет о своей конфессиональной принадлежности к Русской Православной Церкви, — тем не менее, нам доверяют, считая, что «Православная энциклопедия» сумеет показать каждое из религиозных движений лучше, чем какая-либо светская студия, которая не всегда понимает, что такое религиозные установки в принципе.
Это будет сложная работа. Но если нам придется ее выполнять, мы постараемся сделать ее в такой же объективной и уважительной манере, в какой делаются статьи по исламу, буддизму, иудаизму в «Православной энциклопедии».
— То есть добросовестный и объективный подход к работе в известной степени ведет к тому, что «Православная энциклопедия» вынуждена все время расширять рамки своей деятельности, осваивать направления, прежде ей не присущие?
— Тому, что мы расширяем сферу деятельности «Православной энциклопедии», есть две основных причины. Обычно думают, что Святейший Патриарх Алексий, будучи главным редактором энциклопедии, дает нам разного рода новые задания.
Как-то на одном из заседаний наших Советов (а Советы «Православной энциклопедии» представляют собой очень интересные сообщества людей Церкви и государства, финансистов, промышленников — вместе это около ста человек, и если бы существовало понятие «православная элита России», то список членов наших Советов, наверное, был ему идентичен), Святейший Патриарх сказал: «Я обращаю внимание на то, как разрослась “Православная энциклопедия”, хотя я никогда ни на чем не настаивал и никогда ничего специально не поручал».
Действительно, этот процесс роста энциклопедии имеет естественный характер, и шел он всегда по двум направлениям. Первое, которое мы в ЦНЦ в шутку называем «эгоистическим», связано с тем, что решаем задачи, без которых не можем издавать «Православную энциклопедию». Мы, например, не можем заниматься историей Церкви ХХ века без работы в архивах. Бывает, что мы приходим в архив, а архив не описан. Как с ним работать? Тогда мы вынуждены создавать специальную группу, которая занимается работой по систематизации документов. Так, например, у «Православной энциклопедии» теперь есть подокументное описание архива Совета по делам религий.
Архивное дело для нас вообще является важнейшим направлением деятельности. Как мы можем давать статьи о новомучениках без архивных материалов ФСБ? Поэтому даже было создано специальное представительство «Православной энциклопедии» в архиве ФСБ.
Или еще один пример. Мы должны готовить статьи о святых Русской Православной Церкви, но столкнулись с тем, что бурно начавшийся во 2-й половине XIX века процесс подробного изучения и описания житий русских святых по рукописям прервался и находится сегодня в очень плохом состоянии.
Нужно стимулировать эту работу. Соответственно, мы создаем Агиографический совет, выделяем ежегодно деньги в виде грантов тем исследователям, которые занимаются рукописями житий святых, которые мы будем затем публиковать.
Мы очень нуждаемся в авторах — специалистах высокого научного уровня. Но не всех авторов устраивает формат одних лишь энциклопедических статей, имеющий ряд существенных ограничений. У многих ученых есть и другие материалы, которые не могут быть изданы в виде статей энциклопедии, но очень нужны нам для работы над ними: публикации источников, обширные статьи по общим вопросам, библиографические заметки, критические статьи, рецензии на выпущенные книги. И тогда мы создали «Вестник церковной истории» для того, чтобы публиковать там все эти труды.
— А возникающие в последнее время представительства «Православной энциклопедии» в других странах — это тоже следствие «эгоистического» направления развития?
— Конечно. Равно как и наши региональные представительства в России, от которых мы получаем сведения о епархиях, епископах, монастырях и проч. То же самое касается и наших представительств в Белоруссии, Грузии, на Украине, в Сербии, Болгарии и других странах. Представительства не только расширяют круг наших авторов, но и решают важнейшую для нас проблему актуализации.
Иногда она осознается в специфической ситуации. Почему, например, мы открыли свое представительство в Риме? У нас были очень квалифицированные специалисты по католицизму. Но однажды в энциклопедии стала готовиться к выходу статья, в которой речь шла о богослужебной одежде в Католической Церкви. Мы написали ее и отослали на рецензию, которая, когда мы ее получили, поставила нас в тупик. В ней говорилось, что написали мы все правильно, но только все сказанное в статье относится к XIX веку, а сейчас в Католической Церкви все по-другому.
Возник вопрос, как решить проблему актуализации материала? Тогда мы стали теснее взаимодействовать со структурами Ватикана и с нунциатурой Ватикана в России с тем, чтобы максимально актуализировать информацию по католицизму. Нам очень важно, чтобы наш труд стал энциклопедией, которой можно было бы пользоваться сегодня и которая не будет отсылать к временам хорошо описанным и изученным в дореволюционной русской литературе.
— Вы сказали, что «эгоистическое» направление — первое. А второе?
— Второе направление я бы, напротив, определил как направление «борьбы с жадностью». В какой-то момент мы поняли, что обладаем очень большими ресурсами — знаниями, методологией. Этим надо делиться.
Как, например, появился наш интернет-портал «Седмица.ru»? Все началось с того, что о «Православной энциклопедии» стали писать в газетах, говорить по радио, и мы вдруг увидели, что журналисты делают множество ошибок. Тогда мы создали собственный портал для того, чтобы они могли брать с него достоверную информацию. Мы стали размещать не просто ту или иную новость из церковной жизни, но и ее рассмотрение в историческом, культурологическом, правовом или иных аспектах. Даем в придачу к этой новости массу материалов, какой бы ни была сама новость — будь то праздник, будь то еще какое-то событие.
В начале был именно такой подход. А потом портал стал жить своей жизнью, обрел свои специфические черты, превратившись в один из наиболее интересных и авторитетных сайтов в религиозном интернет-пространстве.
Точно так же начиналось и наше телевидение. Сначала мы помогали коллегам из студии «Неофит» делать программу «Православная энциклопедия», потом, получив некоторый опыт, мы стали делать программу сами. Сейчас это устойчивая еженедельная программа с шестилетней историей. Мы выпускаем 54 программы в год. Это, по сути, такое же масштабное производство, как выпуск еженедельной газеты. Каждую неделю по субботам в 8.30 утра на телеканале ТВЦ выходит эта программа.
— А кинопроекты «Православной энциклопедии» — это уже производная от телепередачи?
— Нет. Это скорее производная от того же ядра, которое составляют наши научные редакции. Когда создавался документальный фильм «Земное и небесное», посвященный истории Русского Православия, материалы для сценария этого сериала готовились редакциями «Православной энциклопедии». Фильм снимала студия «Остров», и мы тогда с ее помощью только учились работать в этом жанре.
Через некоторое время мы стали делать уже свои собственные проекты. Когда их количество стало очень большим, Святейший Патриарх сказал, что пора создавать кинокомпанию, поскольку мы перешли к очень крупным кинопроектам. Таким образом, после выхода в свет «Паломничества в Вечный город» мы создали свою кино-телекомпанию.
Сегодня она очень востребована и даже перегружена работой. У нас нет ни одной ленты, которая не вышла бы в свет на федеральном канале. В основном наши фильмы выходят на канале Россия, также они идут на «Первом канале», ТВЦ и НТВ.
— Все ли задуманные теле- и кинопроекты удается реализовывать?
— У нас было лишь два телевизионных проекта, которые не состоялись. Мы не смогли довести до ума проект «Семейные летописи» и еще один проект программы, связанной с пастырской деятельностью. Мы остановили работу уже на уровне продумывания сюжетов.
Но нельзя сказать, что все закончилось неудачей. Опыт, полученный в ходе работы над этой неосуществленной программой, и, прежде всего, опыт интерактивных бесед со священником нам очень пригодился в дальнейшем. Сначала нам пришла в голову мысль: неплохо бы сделать программу, в которой священник отвечал на вопросы зрителей в прямом эфире. Мы работали долго над этой программой. Приглашали опытных духовников, священников — не получилось. Но потом эта идея воплотилась в пастырских беседах в телепрограмме «Православная энциклопедия». Все идеи в итоге оказались воплощены в ней.
Так же мы с Валерием Коноваловым и Александром Архангельским думали над созданием интересного, на наш взгляд, ток-шоу «В чем твоя вера?». Как человек претворяет свою веру, свои религиозные побуждения в повседневной жизни, какие бывают проблемы, — нам казалось важным показать это. В итоге и эта идея, так и не выросшая в самостоятельный проект, тоже была реализована в телепрограмме «Православная энциклопедия». Хорошая идея всегда может быть воплощена не тем, так другим способом. Для этого она должна быть востребована и хорошо продумана.
— Недавно мы все стали зрителями сериала «Планета православия», который показал единство и многообразие мирового православия. Как создавался этот грандиозный проект?
— «Планета православия» — проект, действительно, уникальный по своему масштабу. В нем участвовали церковные общины из 40 стран и большинство Предстоятелей Православных Церквей. В фильме принимают участие Патриархи Московский, Антиохийский, Александрийский, главы Элладской, Польской, Чехословацкой, Албанской и Японской Церквей. По состоянию здоровья не смогли принять участие Патриархи Сербский и Болгарский, но их представляют ведущие иерархи Сербской и Болгарской Церквей. «Планета Православия» — это цикл фильмов, прежде всего, о том, насколько едино православие во всем мире.
Фильм этот в известной степени апологетический, но в то же время мы не скрывали проблем, существующих в православном мире. В этом смысле показательна серия, посвященная Болгарской Церкви, где ее представители откровенно говорят о резком уменьшении паствы и о других больших проблемах болгарского православия.
Фильм о православии в Австралии честно говорит о проблеме безрелигиозности австралийцев, о сложности пастырской работы в этой стране. В Африке нашей съемочной группе пришлось побывать в типичной бедной африканской деревне — но православной. И как объединяющее начало, как камертон, во всех фильмах звучит молитва «Отче наш…» на самых разных языках. Повсюду мы видим: это наши православные братья.
В сериале также поднимаются и проблемы взаимоотношений с другими конфессиями. В частности, идет речь о том, как принимать в православие католиков и протестантов.
Показ «Планеты православия» закончился 14 июня этого года серией, посвященной Русской Церкви. Она снималась тоже в нескольких странах: здесь мы видим и республики Средней Азии, и Украину, и Прибалтику. Конечно, мы не смогли охватить все каноническое пространство православия: тогда бы нам не хватило 44 минут, отводимых на каждую серию. Нельзя объять необъятное, но главное достигнуто: наш зритель увидел, сколь разнообразно, разнолико мировое православие по своим формам, и сколь едино оно в главном — своей вере.
— Какие новые кинопроекты «Православной энциклопедии» зрители увидят в ближайшем будущем?
— Мы приступаем к нескольким новым проектам. Один из них — полнометражный художественный фильм, посвященный Псковской миссии (режиссер Владимир Хотиненко). Этот проект уже находится в стадии активной реализации. Съемки будут проходить всю осень, и мы надеемся, что в следующем году фильм выйдет на экраны.
Хотиненко — глубоко верующий человек, и это во многом определяет его отношение к избранной теме. С ним мы уже делали фильм «Паломничество в Вечный город». В фильме снимаются такие блистательные актеры, как Сергей Маковецкий, Нина Усатова. В основу картины положен пронзительный сценарий, рассказывающий о служении русского священника на оккупированной территории в деревне Псковской области во время Второй мировой войны, о его отношениях с немцами и с партизанами, о его огромной любви к ближним и трагической судьбе.
Сама идея этого фильма родилась у нас в «Православной энциклопедии». Сначала мы заказали книгу, и вышел роман «Поп» Александра Сегеня. По роману был написан сценарий. Меня в этой истории поразило то, что здесь несмотря на, казалось бы, побеждающую смерть, с невероятной силой ощущается торжество жизни. Здесь нет ни одной придуманной истории — все было в реальности, хотя и с разными священниками, в разное время, но все документально подтверждается. Мы подходили к этой истории, прежде всего, с мыслью о евангельских словах о пастыре, который не бросает своих овец ни в каких обстоятельствах, и полагает за них душу.
Следующий наш проект, который сейчас находится в стадии сценарной разработки — художественный фильм о человеке, который глубоко почитаем в нашей Церкви, но при этом роль его в истории нашего Отечества для многих остается совершенно неосознанной и непонятной. Это — святитель Алексий, митрополит всея Руси, Московский чудотворец.
В этой картине мы уходим в XIV век, во времена, когда Русь только начинает собираться воедино великим князем Иваном Калитой и его преемниками. Московская Русь, едва возникнув, тогда очень легко могла распасться. Человеком, который помог Московским князьям удержать разрозненные княжества в составе единого Русского государства, сделав православную веру и Церковь основой будущей нации, был святой митрополит Алексий.
Это человек очень непростой судьбы, тесно переплетенной с судьбой нашего Отечества. Он умер за два года до Куликовской битвы, подготовив ее не в военном смысле, а в смысле духовного единства страны. Русь пошла на Куликовскую битву как единая страна, единый народ, и это сделал, прежде всего, святой митрополит Алексий.
Кроме того, он напрямую избавил Русь от двух нашествий ордынцев. Знаменитая грамота ордынского хана Джанибека к Алексию гласила: «Приезжай и исцели жену мою Тайдулу, иначе пойду разорять вас». Представить себе человека в таком положении, в каком оказался святитель Алексий, сложно. От него зависит судьба страны, а ему говорят: «Пойди и соверши чудо. Не совершишь, считай страну сожженной и растерзанной». Какова же была степень ответственности у этого человека! Сегодня иной раз человек за себя и свою семью ответить не может, а тут за спиной вся страна, весь народ, и ему предлагается не поработать, не переговоры провести, а просто взять и совершить чудо!
Его служение было особым. И при жизни и после смерти его нередко упрекали: почему он занимался политикой, почему смешивал интересы Церкви и Московского государства? Да потому что он четко понимал: без Москвы, без ее объединяющей роли не станет не только Руси, но и православной веры. Византия гибнет, Русь зажата в тиски между Ордой и Литвой, и гибель ее, казалось, не за горами. Но за годы первосвятительского служения святителя Алексия появилось русское государство, с которым стали считаться.
И наш новый фильм будет посвящен этому тяжелому и удивительному времени, которого, наверное, в истории нашей страны больше никогда не будет. Это эпоха, когда в одной стране и в одно время были друзьями и даже родственниками святитель Алексий, преподобный Сергий Радонежский, святой благоверный великий князь Димитрий Донской, его супруга святая княгиня Евдокия, преподобные Кирилл Белозерский, Савва Сторожевский, Андроник Московский. Они друг с другом общались, дружили, вместе молились. Это время Федотов называл «золотым веком русской святости».
— А если говорить о более далекой перспективе, что еще может предложить зрителю «Православная энциклопедия»?
— У нас уже есть несколько литературных произведений, которые мы можем рассматривать как основу для будущих киносценариев. Например, есть очень интересная история о событиях 1917 года в Москве — об обороне Кремля юнкерами.
Важнейшие для судеб России события тогда развивались в Москве параллельно: шел Церковный Собор, а рядом умирали за Россию эти мальчишки. Драматические события 1917 года зафиксированы на кинопленку. Это страшное свидетельство того времени: тогда столкнулись две процессии, два движущихся потока — похоронная процессия во главе с участниками Поместного Собора, шедшая от Храма Христа Спасителя хоронить юнкеров, и движущаяся от Белорусского вокзала красноармейская масса, которая шла к кремлевской стене хоронить красных, погибших при штурме Кремля. Встреча этих двух движений — символ того страшного времени, символ разделения. Мне кажется, это могло бы лечь в основу интересного фильма.
Еще в наших проектах — создание фильма о епископе Порфирии (Успенском), выдающемся церковном ученом, исследователе православного Востока. Есть еще много другим задумок — но это как Бог даст! В любом случае, хотелось бы заниматься историческим кино. Кажется, что оно сейчас очень востребовано.
— И все же, что в деятельности Церковно-научного центра «Православная энциклопедия» Вы считаете главным?
— Главное, безусловно, — сама энциклопедия как свод знаний. Создавая ее, мы всегда придерживались принципа, что наша работа — работа на будущее. Мы создаем уникальный свод знаний по вселенскому православию. Думаю, что еще раз вернуться к подобной работе Церковь сможет только через многие десятилетия.
Поэтому так важно, чтобы «Православная энциклопедия» как можно шире разошлась по стране, чтобы она стояла в библиотеках даже тех священников, которые считают, что в их служении такое гигантское собрание знаний не является востребованным. Так может казаться сегодня, но завтра все может измениться. Энциклопедия должна быть в каждой приходской библиотеке, где ею могли бы пользоваться прихожане.
— Как удается решать проблему распространения энциклопедии, какие проблемы встречаются на этом пути?
— Распространение «Православной энциклопедии» — дело огромной важности. Это понимают не только в Церкви. Государственная власть России тоже сознает значимость нашего труда и необходимость приобщения к его результатам как можно большего числа наших соотечественников. Сегодня помимо епархиальных и монастырских библиотек энциклопедия есть в 17,5 тыс. муниципальных библиотек в субъектах Российской Федерации, в 3 тыс. вузовских библиотек, в каждой школе Москвы.
Но этого все равно недостаточно. Необходимо сделать « Православную энциклопедию» еще доступнее. Но наш тираж — 39 тыс. — не позволяет этого достигнуть. Для сегодняшних издательских проектов он не мал, но для энциклопедии — это капля в море. Если учесть, что примерно половина уходит в государственные и вузовские библиотеки, то для приходов и монастырей остается немного. Именно с недостаточностью тиража, прежде всего, связана идея постепенной публикации интернет-версии «Православной Энциклопедии».
Еще одна причина — актуальность. Тома, выпущенные 7 лет назад, к сожалению, уже успели немного устареть. Это касается статей о епархиях, монастырях, архиереях, новопрославленных святых. Для того чтобы восполнить уже вышедшие в свет тома новыми материалами, мы создали специальную редакцию электронной версии, которая будет не просто публиковать статьи изданных томов, а дополнять их новыми, содержащими обновленную информацию.
— В чем Вы видите главное назначение «Православной энциклопедии»?
— Как бы банально это ни прозвучало: давать знание. В продолжение ХХ века мы, как никогда, убедились: отсутствие знания порождает не только сон разума, но и сон чувства долга, ответственности. Даже если они присутствуют у человека, он зачастую сегодня не в состоянии их осознать и воплотить в какие-то конкретные формы. Сочетание малообразованности и низкой ответственности все более проявляется в современном человеке. К сожалению, снижение культурного и образовательного уровня сегодня характерно даже для духовенства.
Особенно заметным оскудение культуры становится в мире, подверженном глобализации, когда печальной нормой становится отсутствие национального самосознания, видения себя как части национальной истории и культуры. Но без этого невозможна и причастность к мировой культуре.
Что будет отстаивать современный молодой человек, живущий в мире телефонов, кока-колы, Гарри Поттера и голливудских фильмов? Они везде одинаковы, это культура для всех. Она позволяет легко перемещаться по пространству земли, нигде особо не зацепляясь. Кока-кола что у нас, что в Сербии, Турции, Австралии — всюду одинакова. Повсюду все становится одинаковым. Даже язык наполняется чужеродными элементами, столь же универсальными по всему миру. Человек перестает ощущать себя частью определенной национальной культуры, традиции.
На днях собор Василия Блаженного объявлен одним из семи чудес России. Мы провели опрос на улицах Москвы, спросили: что вы знаете об этом соборе? Это было чудовищно! Некоторые не знали ничего. Один из 30 ответил более или менее правильно. Большинство же обладало обрывками несистематизированной информации, воплотившимися в ответ: «Собор построили при Петре I, а потом Сталин приказал расстрелять архитектора». Человек набит штампами. Казнил кто? — Сталин. Построил кто? — Петр I. Что было до Петра? Сколько времени до Сталина? Никто не знает.
Отсутствие интеллектуальных интересов свидетельствует о бедности души — не менее, чем отсутствие духовных или душевных движений. Еще 100 лет назад оно хоть как-то восполнялось общением с природой. Необразованного крестьянина упрекали, что он ничего, кроме поля, коровы и святцев не знает. Но и то и другое все же было реальным знанием. Оно все же давало основание, на котором можно было выстроить образование, сформировать культуру.
Сегодня же, если у тебя нет знаний о собственной национальной культуре, это уже не значит, что ты tabula rasa. Все свободное пространство в мозге современного человека уже занято элементами массовой культуры, оно не свободно. Это тот самый случай, когда дьявол как «обезьяна Бога» превращает человека в «обезьяну человека». Он человек лишь по видимости: обладая навыками массовой культуры, он не обладает ничем своим собственным, но лишь набором штампов, аудио и видео-роликов, возникающих у человека в голове в зависимости от ситуации.
Сколь велико значение образования, знаний для формирования национальной культуры, понимали уже в древности. Юлиан Отступник, желая сокрушить христианство, запретил христианам учиться в высших языческих школах античного мира. Первое, что делали войска вермахта, когда приходили на территории других стран, — закрывали все учебные заведения, которые могли бы дать знания выше уровня ведения производственно-растительной жизни, уничтожали систему высшего образования.
Наша страна сегодня находится под жесточайшим прессингом массовой культуры, и эта проблема может встать очень остро. Поэтому нужно возрождать в нашем народе стремление к знаниям, давать ему возможность вооружиться ими. И прежде всего — для того, чтобы осознать себя частью великой русской культуры, основа которой — православие.
Материал подготовлен редакцией интернет-портала «Седмица.ru»