Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Русская версияУкраинская версияМолдавская версияГреческая версияАнглийская версия
Патриархия

Митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл: «Церкви удалось добиться положительной динамики в построении отношений с обществом и государством»

Митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл: 'Церкви удалось добиться положительной динамики в построении отношений с обществом и государством'
Версия для печати
21 июня 2008 г. 08:35

Председатель Отдела внешних церковных связей митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл в своем интервью дает оценку работы возглавляемого им синодального отдела, описывает состояние отношений Русской Православной Церкви с другими Поместными Церквами и христианскими конфессиями, а также делится своими воспоминаниями о прошедших Архиерейский Соборах.

***

— Ваше Высокопреосвященство, по традиции Архиерейский Собор подводит итоги прошедшего четырехлетия. Какими были минувшие годы для возглавляемого Вами Синодального отдела?

— Отдел внешних церковных связей на протяжении последних четырех лет активно исполнял возложенные на него обязанности по поддержанию и развитию взаимосвязей нашей Церкви с Поместными Православными Церквами, инославными конфессиями, нехристианскими религиями, государственными органами разных стран, общественными и политическими объединениями, международными организациями.

Несмотря на серьезное противодействие со стороны тех, кто не хочет активного присутствия Церкви в жизни народа, ей удалось добиться положительной динамики в построении отношений с обществом и государством. Церковные инициативы и предложения в своем большинстве находят отклик и понимание со стороны властей. Конечно, еще остается нерешенным ряд вопросов, связанных с социальным партнерством Церкви и государства, введением в школьный образовательный процесс изучения религиозной культуры. Но и в этих областях наблюдается постепенный прогресс.

Важнейшей задачей Церкви, исполняемой в том числе и нашим Отделом, продолжает оставаться свидетельство миру о вере Христовой, о непреложности евангельского нравственного идеала. Именно это свидетельство лежит в основе взаимоотношений сотрудников Отдела со внешним для Церкви миром, а также их участия в различных событиях общественной жизни. Важнейшим инструментом свидетельства Церкви служат средства массовой информации. И поэтому труженики Отдела стараются как можно чаще доносить до аудитории СМИ православный взгляд на многие вопросы и ситуации.

Мы ведем диалог с международными организациями по вопросам прав и достоинства личности и связанного с этим нравственного измерения человеческой жизни. На протяжении последних лет различные встречи на международных площадках позволили нам доносить до международного сообщества нашу озабоченность насаждением нравственного релятивизма. Для того, чтобы наш голос не звучал одиноко, мы стремимся к объединению усилий с приверженцами традиционных религий и конфессий – людьми веры, разделяющими нашу озабоченность секуляризацией общественного сознания, попытками вытеснения религии из публичной сферы в частную. При этом мы не приемлем доктринальной и религиозно-этической унификации.

— В прошлом году состоялось воссоединение Зарубежной Церкви с Матерью-Церковью в России. Чем, по Вашему мнению, это событие запомнится нашим современникам?

— В двухтысячелетней истории христианства мы можем видеть множество расколов, разделений или длительных разномыслий. Разделение между Церковью в Отечестве и Русской Зарубежной Церковью возникло в основном по политическим причинам: из-за революционных событий разделился русский народ. Всякое разделение горестно, в особенности, когда оно проходит не по границам государств, а через сердца людей, через семьи. Поэтому столь отрадно, когда по милости Божией разделение бывает преодолено. Такие случаи в истории редки, но тем сильнее они запоминаются.

Церковное единство, когда верующие соединены в одном духе и в одних мыслях (1 Кор. 1, 10), является отражением будущей жизни в Царстве Небесном. Это единство — пример для любого человеческого сообщества, будь то государство или семья. На мой взгляд, подписание Акта о каноническом общении 17 мая 2007 года запомнится нашим современникам как воодушевляющий символ Божественного Промысла о единстве не только Церкви, но и человечества в целом. Но в большей степени воссоединение Русской Церкви — это знак победы над темными силами, которые во имя идеологической утопии вовлекли Россию в десятилетия губительного безбожия и ужасающих репрессий.

— Какие изменения произошли в сфере взаимоотношений Русской Православной Церкви с братскими Поместными Православными Церквами? Насколько тема церковного единства важна и актуальна для этой сферы церковной жизни?

— Упрочение единства братских Поместных Православных Церквей – это одна из приоритетных задач работы Отдела внешних церковных связей. Прошедшее четырехлетие было достаточно сложным для выполнения этой задачи. Православие испытывает все возрастающее давление со стороны окружающего секулярного мира, дух которого порой  проникает и в церковную ограду. Все это негативно отражается на межцерковных отношениях, приводя к появлению  противоречий, имеющих не церковные, а другие - к примеру, политические или националистические причины. Тревожным симптомом этого явления стали предпринимаемые в последнее время попытки некоторых церковных деятелей пересмотреть канонические устои, на которых строится вся система межцерковных отношений. Такая тенденция очень опасна, так как без единых освященных Преданием Церкви правил эта система погрузится в хаос. Вот почему становится очевидной актуальность темы всеправославного единства и важность обсуждения ее на предстоящем Архиерейском Соборе.

— Как бы Вы охарактеризовали нынешнее состояние диалога Русской Православной Церкви с Римско-Католической Церковью и протестантскими сообществами?

— Поддерживая отношения с католиками, протестантами и представителями других инославных церквей и сообществ, Русская Православная Церковь исходит из своей главной задачи, определенной в Основных принципах ее отношения к инославию следующим образом: «Православная Церковь является хранительницей Предания и благодатных даров Древней Церкви, и поэтому главной своей задачей в отношениях с инославием считает постоянное и настойчивое свидетельство, ведущее к раскрытию и принятию истины, выраженной в этом Предании» (п. 3.1).

 Практическим образом это свидетельство выражается в усилиях нашей Церкви по отстаиванию и проповеди традиционных христианских ценностей перед лицом многочисленных вызовов, которые ставит перед христианством современный мир. Это, в частности, наступление идеологии воинствующего секуляризма, о чем уже говорилось, и проблема обвальной либерализации многих христианских сообществ. 

В данном смысле наиболее перспективным видится диалог с Римско-Католической Церковью. Он несет в себе большие возможности для совместного отстаивания традиционных христианских нравственных ценностей,  для правильного устроения социальных и семейных отношений, для защиты прав человека. В этих областях позиции наших Церквей практически полностью совпадают.

Между тем, необходимо отметить, что в наших отношениях до сих пор сохраняется ряд нерешенных проблем. Сюда следует прежде всего отнести неурегулированный конфликт между православными и греко-католиками на Западной Украине, а также неоправданное распространение миссии Украинской Греко-Католической в традиционно православных регионах. Еще одним непростым вопросом является миссионерская деятельность некоторых представителей Римско-Католической Церкви среди православных людей в России и других странах СНГ. Для решения  подобных ей проблем в России с 2004 года действует совместная православно-католическая рабочая группа. Надеемся, что ее работа принесет результаты.

Отношения нашей Церкви с протестантскими церквами и сообществами носят в силу различных обстоятельств более сложный характер. С одной стороны, среди протестантов у нас есть многолетние партнеры по богословскому диалогу и совместному социальному служению. Это Евангелическая Церковь в Германии, с которой мы ведем богословский диалог с 1959 года, и  Евангелическо-Лютеранская Церковь Финляндии, с которой мы проводим такие же собеседования с 1970 года. Кроме того, мы поддерживаем с немецкими и финскими лютеранами совместные образовательные и социальные проекты.

Но есть и другая сторона православно-протестанстких отношений. К нашему глубокому сожалению, в последние годы некоторые протестантские церкви и общины демонстрируют тенденцию крайней либерализации многих сторон своей жизни. Наибольшую тревогу вызывает радикальное изменение их представлений о нормах христианской морали. Напомню, что в начале 2000-х годов некоторые протестантские церкви в угоду секулярным настроениям отступили от христианских нравственных законов, основанных на Священном Писании, и начали публично благословлять так называемые «однополые союзы», рукополагать в пасторское и епископское достоинство открытых гомосексуалистов. В результате наша Церковь отказалась от контактов с общинами, идущими по этому антибиблейскому пути, - Епископальной церковью в США и Церковью Швеции.

К сожалению, подобная тенденция продолжает охватывать все новые и новые протестантские сообщества на Западе. Для того, чтобы успешно противостоять этой попытке тотальной либерализации, возникает задача объединения усилий православных и тех протестантов, которые сохранили верность евангельским традициям в вере и жизни.

В этом смысле больше оптимизма внушают наши отношения с  протестантскими конфессиями в России и других странах СНГ. Мы имеем близкие взгляды по вопросам христианской нравственности и можем вырабатывать общие позиции, чтобы дать достойный совместный ответ всем вышеупомянутым вызовам, которые ставит перед нами секулярный мир. 

С другой стороны, проблемным вопросом является прозелитическая деятельность отдельных протестантских сообществ в отношении православных. Это создает непростые и зачастую даже конфликтные ситуации на местах. Каждый из таких случаев требует внимательного рассмотрения и разрешения. Для снятия остроты этой проблемы также необходим открытый и взаимоуважительный диалог.

—  Какие, на Ваш взгляд, явления современной общественной жизни требуют к себе особенного внимания со стороны Церкви?

— В числе наиболее тревожащих тенденций общественного развития можно назвать возрастающую секуляризацию общества и связанное с ней размывание основных нравственных ценностей народа. Современное общество неоднородно. С одной стороны, мы являемся очевидцами сознательного обращения к вере миллионов наших соотечественников, среди которых значительный процент составляет молодежь. С другой стороны, мы сталкиваемся с проявлениями религиозного и нравственного индифферентизма. Порой нам говорят, что постепенный упадок религиозности закономерен, что  государство не должно связывать себя какой-либо идеологией, а в обществе нужно утверждать идейный, религиозный и даже этический плюрализм.

Однако на это мы отвечаем, что, уважая свободу мысли, мировоззрения и религиозного выбора наших соотечественников, общество не должно забывать свои духовные и культурные корни, на протяжении многих веков питавшие и продолжающие питать самосознание народа, его цивилизационную самобытность. Именно базисные духовно-нравственные ценности являются той основой, которая позволяет обществу объединяться перед лицом различных угроз и воплощать в жизнь созидательные замыслы. Единство народа в осознании своей цивилизационной уникальности, проникнутой верой предков, – есть иммунитет, способный защитить общество от нравственного разложения и деградации.

— Вы были участником многих церковных Соборов. Какой из них особенно запомнился Вам?

— Действительно, я принимал участие в подготовке и работе как Поместных, так и Архиерейских Соборов, начиная с 1988 года. Каждый из них оставил память о себе, поскольку не было Соборов, абсолютно похожих друг на друга. Осознание сопричастности соборному деланию Церкви всегда заставляло с особой ответственностью подходить к подготовительной работе, тщательно продумывать различные предложения. Безусловно, наследие каждого Собора различно, но все их объединяет принципиальная важность принятых решений для внутренней жизни и внешней деятельности нашей Церкви.

 В общем ряду Соборов хотел бы выделить Юбилейный Архиерейский Собор, прошедший в год 2000-летия от Рождества Христова. Именно тогда совершилось прославление Собора новомучеников и исповедников, пострадавших от богоборческой власти, а также были приняты важнейшие документы, касающиеся различных аспектов церковной жизни. В числе последних нужно назвать Устав Русской Православной Церкви, который явился откликом на изменение внешних общественно-политических условий жизни Церкви и ее внутренних потребностей, и Основы социальной концепции Русской Православной Церкви – документ, давший с опорой на Священное Писание и Священное Предание ответ на актуальные вопросы, не имеющие оценки в святоотеческой мысли по причине отсутствия в прошлом различных явлений нашего времени. Собор 2000 года принял также документ, который сформулировал принципы взаимоотношений нашей Церкви с инославными церквами и сообществами. Речь идет об Основных принципах отношения к инославию. В этом документе обозначены цели и задачи нашего диалога с инославием, принципы участия в работе межхристианских организаций.

 Говоря о Соборе 2000 года, нельзя не вспомнить торжественное освящение Храма Христа Спасителя, а также трагедию, которую переживала вся страна – гибель атомной подводной лодки «Курск». Тогда все участники Собора вознесли свою молитву о членах экипажа подводного крейсера. Юбилейный Собор дал мощный импульс церковной жизни и открыл новые перспективы для широкого присутствия Церкви в обществе. Решения Собора во многом повлияли на процесс восстановления канонического общения и единства Русской Зарубежной Церкви с Московским Патриархатом.

***

Другие интервью

Время для настоящей жизни

Митрополит Курский Герман: В основе пастырского служения — благоговейное предстояние пред Богом

Протоиерей Максим Козлов: Система высшего духовного образования в Русской Православной Церкви свидетельствует о своем развитии, стабильности и жизнеспособности

В.Р. Легойда: Важно, от кого произошел человек, но еще важнее, что с ним произойдет

Митрополит Екатеринбургский Евгений: Мы боремся за то, чтобы жить в евангельской системе координат

А.В. Щипков: Смоленск — особый город в истории России

«Ортодоксия» на марше: православные миссионеры в тылу и в зоне СВО

Митрополит Наро-Фоминский Никандр: У нас высокая миссия — создавать архитектурные проекты, которые не уступают древним шедеврам по своей красоте и разнообразию

Протоиерей Михаил Потокин: Нужны добровольцы для помощи людям на Донбассе

Епископ Каменский и Камышловский Мефодий: «Церковь — самый эффективный помощник в избавлении от всякой тяги, в том числе и к наркотикам»