Интервью председателя Учебного комитета при Священном Синоде Русской Православной Церкви, ректора Московской духовной академии и семинарии архиепископа Верейского Евгения официальному сайту Архиерейского собора Русской Православной Церкви 2008 г. www.sobor2008.ru.
***
— Ваше Высокопреосвященство, Вы с 1994 года возглавляете Учебный комитет Русской Православной Церкви, а с 1995 года являетесь ректором старейшей духовной школы Московского Патриархата — Московской духовной академии. Как Вы можете охарактеризовать развитие духовного образования в Русской Церкви за истекший с последнего Архиерейского Собора период?
— За межсоборный период было открыто 10 семинарий и 4 училища, так что на настоящий момент в систему духовного образования в России входят 5 духовных академий, 2 университета, 2 института, 40 семинарий и 39 училищ, не считая различных пастырских курсов, иконописных и регентских школ. Выросло число учащих и учащихся в духовных школах.
Важным фактором в развитии духовного образования стало завершение перехода Московской и Санкт-Петербургской академии, а также значительного числа семинарий на реформированные программы. Так, в 2006 году Московская духовная академия выпустила последний дореформенный курс и первый курс, учившийся по трехлетним, реформированным программам. В ходе реформы были разработаны новые академические курсы и спецкурсы, повышены требования к кандидатским работам выпускников. На уровне семинарий был закреплен, порой скорректирован, опыт первых лет пореформенной деятельности.
В целом можно сказать, что уровень духовного образования существенно повысился, теперь необходимо оттачивать отдельные аспекты сложившейся после реформы духовно-образовательной системы.
— Согласно принятой в 2007 году Священным Синодом Концепции духовного образования, «Духовные учебные заведения всех ступеней образования состоят под начальственным наблюдением Патриарха Московского и всея Руси, осуществляемым через Учебный комитет при Священном Синоде Русской Православной Церкви». В чем конкретно состоит деятельность Учебного комитета?
— Представители Учебного комитета инспектируют существующие духовные заведения, а также представляют свои заключения об открытии новых учебных заведений или о преобразовании училищ в семинарии. На основании результатов инспекций и заключений Учебного комитета Священный Синод принимает соответствующие решения.
В обязанности Учебного комитета входит координация обсуждения руководством духовных академий и семинарий насущных вопросов развития научной и учебной работы духовных учебных заведений. За истекший период неоднократно проводились совещания ректоров и представителей академий и семинарий, в ходе которых были выработаны, например, основные принципы, касающиеся совершенствования учебных планов и программ, создания церковных образовательных стандартов.
Учебно-методическая и научно-методическая деятельность является неотъемлемой и важнейшей обязанностью Учебного комитета. В частности, за межсоборный период Учебным комитетом, преимущественно на базе Московской духовной академии, была проведена серия методических семинаров, каждый из которых был посвящен одному из предметов, преподаваемых в духовных учебных заведениях. По итогам каждого семинара, ставшего для педагогов местом встречи и обмена опытом, были выработаны практические рекомендации по совершенствованию учебного процесса. Отдельный семинар собрал проректоров по воспитательской работе, и был посвящен вопросам духовного воспитания учащихся.
Кроме того, Учебный комитет провел ряд научных семинаров и конференций, либо самостоятельно, либо выступая в качестве соорганизатора совместно с такими учреждениями, как Институт всеобщей истории РАН, Московский государственный университет и другие.
Не последней заботой Учебного комитета является издательская и информационная деятельность. С 2004 года был издан или переиздан ряд научных монографий. Важным проектом Учебного комитета стало подготовленное силами Московской духовной академии издание творений святых отцов на электронных носителях: в рамках этого проекта уже издано собрание творений святителя Григория Богослова, почти готов диск с творениями святителя Василия Великого.
Нельзя не упомянуть здесь и о научном богословском портале «Богослов.ru», разработанном группой преподавателей Московской духовной академии под двойной эгидой Учебного комитета и Академии. Портал является уникальной в интернет-пространстве площадкой для научного обсуждения вопросов, возникающих в духовном образовании, в церковной науке, в жизни Церкви, в диалоге Церкви и общества. Немаловажно то, что к работе портала удалось привлечь преподавателей, ученых и учащихся из многих учебных заведений Русской Православной Церкви. Есть корреспонденты и в дальнем зарубежье. Портал может, таким образом, сыграть важную роль в сплочении научного сообщества нашей Церкви.
— Архиерейский Собор 2004 года в своем определении «О вопросах внутренней жизни Русской Православной Церкви» признал целесообразным «скорейшее получение Духовными школами государственной аккредитации при учете традиций церковного образования». Можно ли сказать, что это постановление Архиерейского Собора выполнено?
— Вы, конечно, помните, что в конце прошлого и начале этого года особый резонанс в церковных и светских СМИ получил вопрос о предоставлении государственной аккредитации религиозным высшим учебным заведениям. Эта инициатива получила тогда поддержку нынешнего Президента Российской Федерации Дмитрия Анатольевича Медведева, курирующего в то время в качестве первого заместителя Председателя Правительства национальные проекты.
Этому решающему этапу предшествовала начавшаяся еще в 2005 году кропотливая подготовительная работа, осуществленная в диалоге представителей религиозных организаций с органами государственной власти, в частности Комиссией по вопросам религиозных объединений при Правительстве Российской Федерации и Министерством образования и науки РФ.
Завершением этого длительного процесса стало подписание Президентом России В.В. Путиным принятого Государственной думой 20 февраля 2008 года федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части лицензирования и аккредитации учреждений профессионального религиозного образования (духовных образовательных учреждений)». Этот закон открыл для нас путь к аккредитации, что позволит нам, в частности, выдавать дипломы государственного образца.
Теперь в рамках разработки государственных образовательных стандартов III поколения должны, в частности, быть созданы те стандарты, на основании которых будет проводиться аккредитация религиозных учебных заведений. Религиозные объединения призваны принять участие в этой работе, и для Учебного комитета это станет одной из важных задач на ближайшее время. Ведь новые стандарты должны быть не только приемлемы для государственных органов, но и учитывать специфику духовного образования.
— В начале нашей беседы Вы упомянули о необходимости оттачивать отдельные аспекты пореформенной духовно-образовательной системы.
— Конечно, ведь в деле образования едва ли можно останавливаться на достигнутом! После того, как реформа была проведена в жизнь в духовных академиях, Святейший Патриарх поручил особой комиссии проанализировать её итоги. На основании доклада комиссии Священным Синодом была принята уже упомянутая Концепция духовного образования и два образовательных стандарта — для семинарии и для академии. Сейчас Учебному комитету предстоит скорректировать итоги недавно завершенной реформы академий и выработать ряд нормативных документов в применение упомянутой концепции.
Должен сказать, что речь идет не о формальном пакете абстрактных документов, но о целой программе развития нашего духовного образования. В частности, в принятой Священным Синодом Концепции подчеркивается, что духовные семинарии являются Высшими духовными заведениями, в которых должен быть сформирован Ученый совет, образованы кафедры…
Важнейшим является определение в Концепции духовных академии как научно-богословских образовательных исследовательских центров наряду с учебными функциями. Представление об академиях как об исследовательских центрах является для нас достаточно новым, ведь мы привыкли, что академии занимаются преимущественно образовательной деятельностью.
Однако совершенно очевидно, что совмещение этих двух функций необходимо для того, чтобы академии выпускали востребованных в Церкви высококвалифицированных ученых и преподавателей — специалистов в различных церковно-научных областях. Кроме того, именно академии призваны стать теми вспомогательными для высшей церковной власти научно-исследовательскими центрами, в рамках которых будут теоретически разрабатываться те вопросы, с которыми сталкивается сегодня наша Церковь — вопросы, связанные с миссией в обществе, с межцерковным диалогом, с развитием богослужебной жизни и т. д.
Видимо, именно эти задачи, поставленные перед нашей духовно-образовательной системой Священном Синодом, определят один из ключевых аспектов деятельности Учебного комитета в ближайший период. В связи с этим вполне актуально звучат слова из определения Архиерейского Собора 2004 года о вопросах внутренней жизни: «Сочтено необходимым повышение уровня научной работы, проводимой в духовных учебных заведениях. В связи с этим важной задачей представляется общецерковная координация научно-исследовательской деятельности, организационная и материальная поддержка церковной науки».
***