21 февраля 2016 года гостем передачи «Церковь и мир», которую на телеканале «Россия-24» ведет председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион, стала актриса Екатерина Васильева.
Митрополит Иларион: Здравствуйте, дорогие братья и сестры! Вы смотрите передачу «Церковь и мир».
На этой неделе мы праздновали Сретение Господне — праздник, посвященный событию, которое произошло на сороковой день после рождения Иисуса Христа. Когда Иосиф и Дева Мария принесли Младенца в Иерусалимский храм, Его взял на руки старец Симеон, благословил и сказал: «Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему с миром». Эти слова составляют сегодня одну из молитв, которую каждый верующий по вечерам читает перед сном.
Сретение — это встреча, и это, прежде всего, праздник нашей встречи с Богом. Что дает человеку такая встреча? Кроме того, Сретение — это детский праздник. А для чего нужно, чтобы наши дети встречались с Богом? Обо всем этом мы сегодня поговорим с гостем нашей передачи — актрисой Екатериной Васильевой.
Здравствуйте, Екатерина Сергеевна!
Е. Васильева: Добрый вечер, владыка!
Конечно, каждый праздник в церковном календаре, можно сказать, своеобразная точка отсчета жизни человека, который приходит к Богу. Но Сретение — один из наиболее важных праздников для каждого из нас, пришедших к Богу, ибо, на мой взгляд, пока человек не встретится с Господом, пока не произойдет мистическое, сакральное соединение в любом его проявлении — пришел ли человек в храм, первая ли это исповедь, первое причастие, первая беседа со священником — это начало новой жизни человека, который искренне ищет пути правильной, праведной жизни.
Митрополит Иларион: Ваша судьба очень интересна. И я не сомневаюсь, что все наши телезрители знают о Вас как об актрисе, но, может быть, не все знают о Вашей личной судьбе. Не всем может быть известно, что у Вас сын священник, что Вы очень религиозный человек, и что приход в Церковь для Вас был делом очень важного жизненного выбора, который Вы сделали.
Но если говорить о встрече, то само ее понятие очень важно для людей, даже без религиозной ее составляющей. Вот мы с Вами сегодня лично встретились впервые, хотя заочно мы с Вами знакомы на протяжении многих десятилетий. Во-первых, я, будучи еще школьником, видел Вас в фильмах, на телеэкране, а во-вторых, моя мама — писатель Валерия Алфеева — была знакома и дружила с Вашим мужем — драматургом Михаилом Рощиным. И через эту связь, эту встречу уже мы с Вами были заочно знакомы. Я хорошо знаю Вашего сына — священника Дмитрия Рощина.
Интересно, что судьбы людей переплетаются иногда самым неожиданным образом. И люди иногда встречаются уже после того, как они на протяжении многих лет знают друг друга. Но, конечно, самая интересная, на мой взгляд, встреча, которая может произойти в жизни человека — это встреча с Богом. И тот сюжет, который мы видим на иконе Сретения, когда родители приносят ребенка в Церковь, я сейчас говорю только о самом образе, о том, что изображено на этой иконе, вот это, может быть, и есть та главная встреча, которая должна произойти в жизни человека. Я знаю, что в Вашей жизни такая встреча произошла.
Е. Васильева: Когда я прочитала книгу Вашей матушки, то удивилась, насколько схожи наши с ней пути по воцерковлению и по воспитанию единственного сына. Я даже ей позвонила, чтобы поделиться своими мыслями и впечатлениями. Это, наверное, тоже все неслучайно. Мне приятна такая аналогия, потому что книги Вашей матушки очень сильны и искренни с точки зрения духовного человека и с точки зрения матери, у которой сын священнослужитель.
Мне больно за ту молодежь, которая не ходит в храм, потому что я знаю на опыте, как бы они изменились, придя в церковь. Но виноваты родители. Родители нынешней молодежи еще молодые люди. Это мы уже старики, у нас внуки, правнуки. Уже можно подводить итоги, что удалось в воцерковлении детей. Но глядя на молодых родителей, мне иногда хочется воскликнуть: что же вы делаете?! Господь не спросит вас учили ли вы своих детей английскому, водили ли вы их в бассейн или на теннисный корт. Он спросит: воспитывали ли вы их в христианском духе, научили ли вы их заповедям Божиим, встретились ли они с Господом? Ведь молитвами родителей созидаются семьи. Я помню, как мне мой духовный отец, замечательный батюшка, отец Владимир Волгин как-то сказал, когда еще мой сын учился в творческом вузе, был на распутье и ничто не предвещало, что он станет священником: «Катенька, Ваш сын будет благодарен Вам только за то, что Вы привели его в храм. Сейчас Вы этого не понимаете». Это было в начале моего и Митиного пути. Так и сбылось.
Митрополит Иларион: Думаю, он не только за это Вам благодарен.
Е. Васильева: Все остальное — потом. Все остальное — производное от того, что он пришел в храм. Вся наша жизнь — это Господь. Начало — это сретение.
Митрополит Иларион: В одном из интервью Вы очень интересно рассказываете о воспитании детей, не теоретически, а исходя из собственного опыта. Читая эти строки, я сразу же вспомнил, как меня воспитывала моя мама. Может быть, потому и результат получился идентичный, что и Ваш сын стал священнослужителем и сын моей мамы, то есть я, тоже стал священнослужителем. Хотя ни моя мама, ни Вы с самого начала не готовили своих детей к священству, но само воспитание сыграло свою роль. Вы тоже не раз говорили, что воспитание ребенка должно быть основано на следующем принципе: мать должна делиться со своим ребенком всем тем, чем она живет, что ей интересно и что ей дорого.
Вы обращаете внимание на то, что и я как священнослужитель часто замечаю. Приходят родители с детьми в церковь. Детей подводят к причастию. Это очень хорошо, но сами родители не причащаются. Почему? Потому что многие думают: ребенка привел, причастил, все хорошо, а самому причаститься — это готовиться надо, а я и живу не так, и проблемы есть, да и некогда.
И получается, что в этот момент наступает некое разделение между родителями и детьми. Дети идут к Святой чаше, а родители почему-то нет. Но, конечно, гораздо хуже, когда родители, как это часто случается в наше время, заботятся только о физическом воспитании ребенка, о его интеллектуальном развитии, о том, чтобы он не болел, рос здоровый. И они совершенно забывают о том, что у человека есть духовная составляющая и что в какой-то момент, когда он вырастет, ему действительно будет не хватать полученных знаний или только того опыта комфорта, в котором он воспитывался. В первую очередь ему нужны духовные ценности, которые и закладываются через воспитание в Церкви.
Е. Васильева: Да. Они не нужны до той поры, пока, как говорится, гром не грянет. Мы всегда ждем этого грома, не готовясь к этому. Жизнь очень сложная вещь. Их возлюбленные и выпестованные чада во всех областях, кроме духовного образования, столкнувшись с первой трудностью или с первой сложностью в жизни, потеряются, потому что у них нет твердого основания, твердых принципов в жизни, которые даются только в храме. У них нет твердой защиты и помощи, которая дается только Господом. Начнут отматывать обратно, а поезд постепенно уходит. Чем раньше, тем лучше.
Как достучаться?! Я тоже часто вижу, как родители причащают детей, а сами не причащаются. Но дети очень внимательно смотрят и следят за жизнью родителей. Родители даже этого не замечают. Поэтому можно говорить все что угодно, делиться, общаться, быть товарищами (есть такие товарищеские, дружеские отношения между родителями и детьми), но если ребенок видит, что вы не ходите в церковь, и он не пойдет. Если он видит, что вы не причащаетесь, и он перестанет. Вы его маленького водите к причастию, а потом, взрослея, он следит и все за вами повторяет, и можно только своим авторитетом добиться от ребенка того, чего ты хочешь. Как говорит старец Иоанн Крестьянкин, не хотите, чтобы он курил — не курите, не хотите, чтобы он пил — не пейте, не хотите, чтобы он ругался — не ругайтесь. Такая простота.
Родители являются для детей примером. Есть какой-то сакральный страх перед родителями, который, как мне кажется, заложен в детях. Я это чувствую, знаю. Даже могут быть какие-то плохие отношения, но Господь заложил в детях невероятную, глубинную любовь, страх, обожание родителей, и поэтому не воспользоваться этими ресурсами со стороны родителей очень неразумно. Это надо знать и использовать с пользой для ребенка.
Митрополит Иларион: Родители могут, как Вы правильно говорите, своим примером вдохновить ребенка. И когда этот пример является положительным, тогда ребенок, конечно, за ними следует. К сожалению, очень часто родители дают отрицательный пример детям, и тогда дети вырастают в разладе и со своими родителями, и с самими собой, потому что их воспоминания о детстве несчастливые, их отношение к родителям далеко от того, каким оно должно было быть.
К сожалению, часто в этом виноваты сами родители. Потому что когда люди задумываются о рождении детей, то обычно критерием для положительного ответа служат материальные условия. Мне в передачу часто пишут, что, мол, вы все нас призываете детей рожать, а как рожать детей, если материальное состояние не позволяет, когда квадратных метров не хватает, и так далее. Я всегда отвечаю, что не это должно быть главным критерием. Мы не можем дожидаться идеальных, стерильных условий, абсолютного благополучия прежде, чем давать жизнь ребенку. А вот задуматься о том, каково твое нравственное состояние и особенно, если ребенок родился, а у тебя еще сохраняются какие-то пороки и недостатки, которые ты не хотел бы видеть в своем ребенке, вот, наверное, о чем нужно думать в первую очередь.
Когда ребенок родился, то воспитывая его, надо и себя воспитывать. Может быть, себя в первую очередь. И ребенок в этом процессе самовоспитания родителей будет естественным образом участвовать. И тогда семья станет «малой Церковью», как называл ее апостол Павел, в которой все помогают друг другу, и в которой не только родители воспитывают детей, но и дети в каком-то смысле воспитывают родителей.
К сожалению, у нас истекло время, но я хотел бы надеяться, что мы с Вами еще увидимся и продолжим эту беседу.
Е. Васильева: Спаси Господи, владыка. Я только хотела добавить, для тех людей, которые пишут о своих материальных сложностях в связи с рождением детей, что вообще-то Господь задумывал семью только для продолжения рода. Смысл семьи — в продолжении рода. И смысл женской судьбы, женского предназначения — в чадородии. И никакого другого смысла (понравится это кому-то или не понравится), нет. Другое дело, что от этого можно отмахнуться, но если серьезно относиться к своей жизни, то потрудитесь заглянуть в книги, поговорить с людьми, к которым вы прислушиваетесь, и поменять свои взгляды, потому что от этого зависит будущее ваших детей.
Все мои призывы, конечно, к родителям. Сейчас родители за все отвечают. Родители будут потом страдать, если вовремя не спохватятся. Родители, будьте благоразумны!
Служба коммуникации ОВЦС/Патриархия.ru