Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Русская версияУкраинская версияМолдавская версияГреческая версияАнглийская версия
Патриархия

Протоиерей Константин Татаринцев: Во всех гарнизонах Дальней авиации проводится регулярная работа военных священнослужителей

Протоиерей Константин Татаринцев: Во всех гарнизонах Дальней авиации проводится регулярная работа военных священнослужителей
Версия для печати
28 июня 2016 г. 17:40

В конце мая на авиабазе «Оленья» (Заполярье, Мурманская область) прошли сборы руководящего состава Дальней авиации Министерства обороны Российской Федерации. Вот уже более десяти лет в подведении итогов, которые проходят дважды в год, принимают участие не только военнослужащие, но и представители военного духовенства, окормляющие гарнизоны Дальней авиации. Заведующий сектором Воздушно-космических сил России Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными органами протоиерей Константин Татаринцев, возглавивший работу секции военных священников, рассказал о состоявшихся сборах.

— Отец Константин, расскажите, как проходили сборы Дальней авиации в этом году?

— По традиции в сборах участвовали командиры полков, дивизий, соединений, частей, офицеры, генералы Штаба Дальней авиации, а также военные священники. В рамках мероприятия была организована работа секций летчиков, штурманов, инженеров, связистов, оружейников и другие. В завершение проведен общий военный совет, на котором были подведены итоги за прошедшее полугодие.

Надо сказать, что авиабаза «Оленья» впервые стала площадкой для проведения сборов. До недавнего времени она принадлежала Северному флоту, здесь базировались части авиации Северного флота, которые недавно были реорганизованы и переданы Дальней авиации. О таком решении никто не жалеет, в том числе и морские летчики. Если раньше база была в некотором запустении — вылеты совершались редко, авиационный парк был практически полностью неисправен, то сейчас все приведено в порядок.

Что касается географии охвата сборов, то участниками стали представители самых дальних уголков России. Так, в секции военного священства приняли участие протоиерей Виктор Лузган, штатный священник, окормляющий гарнизон «Энгельс», протоиерей Михаил Бирюков (город Сольцы), протоиерей Владимир Иванов (гарнизон «Белая» под Иркутском), протоиерей Виталий Щербаков (Тамбовская авиабаза Дальней авиации), также протоиерей Павел Солдатов (гарнизон «Шайковка» Калужской области).

Накануне сборов была организована культурная программа. В Мурманске мы посетили храм, где служит протоиерей Андрей Амелин, руководитель отдела по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными органами Мурманской епархии. Рядом разместилась часовня с синодиками погибших моряков, летчиков, полярников, моряков торгового флота, погибших в мирное время. Недалеко от храма — рубка печально известной подводной лодки «Курск». Здесь находится мемориальная доска с перечислением имен погибших экипажей в мирное время. Мы также побывали у монумента погибшим в Великой Отечественной войне, который мурманчане по-доброму называют «Алеша».

Очень интересной была поездка и на атомный ледокол «Ленин». Яркое впечатление осталось после этого посещения — корабль построен в конце 50-х гг., но до сих пор поражает своей мощью, а также уровнем знаний, интеллекта, возможностей, которые были заложены в этот легендарный корабль. Нам показали рабочее место капитана, кубрик, клуб, место для приема пищи, пульт операторов для управления атомного реактора, турбинное отделение и другие.

Вечером мы смогли поехать в город Оленегорск, где познакомились со священником Александром Яковлевым, который окормляет воинскую часть в гарнизоне «Оленья» и другие части Кольского полуострова. На следующее утро он отправлялся на сборы военного духовенства в Санкт-Петербург, и это была единственная возможность встретиться и увидеть деревянный храм в городе Олененгорске, где батюшка служит.

— Расскажите, как прошла официальная часть сборов?

— Непосредственно открытие сборов началось с построения участников. После этого нам был показан музей гарнизона «Оленья», прославленные авиационные части, которые базировались здесь в военные, довоенные и послевоенные годы. Затем мы провели свой семинар, на котором подвели итоги за полгода, поделились опытом, обсудили произошедшие события в гарнизонах, передали друг другу материалы и аккумулировали их в компьютере, чтобы потом представить их в отчетном документе в последний день подведения итогов на военном совете.

Мы также посетили выставку следопытов, которые нашли на Кольском полуострове много реликвий и артефактов, в частности, последней войны. Кинжал летчика Люфтваффе, автомат Шмайсер, немецкие карабины, отечественное оружие — и это неполный список находок.

Потом была поездка в Мончегорск, в красивейший храм, настоятель которого протоиерей Иоанн Баюр. По традиции во время сборов в гарнизоне проводится концерт, в котором участвуют офицеры, их жены и дети. Это и хоровое пенье, и танцы, и сольные программы. В этом году концерт проходил на очень высоком уровне.

Для участников сбора была организована поездка в Сафоново, недалеко от Североморска. Здесь находится штаб авиации Северного флота и военный аэродром. Музей, в котором хранились реликвии прошлой эпохи, казалось бы, уже погибал, обрушилась и кровля ангара, где были самолеты. Однако, заботой министра обороны, государство выделило средства, и сейчас музей изменился до неузнаваемости в хорошем смысле. Построен новый ангар, новое здание, где расположены все экспонаты. Домик Гагарина, его утварь, в ангаре — самолеты И-15 бис, И-16, бомбардировщик СБ, Ил-4 и многие другие самолеты, вплоть до самых современных, представлены в этом музее Северного флота.

— Каковы итоги сборов для военного духовенства Дальней авиации?

— В последний день, утром 25 мая, по просьбе командующего в храме гарнизона был отслужен молебен для участников сбора перед началом благого дела. Все, кто пожелал, пришли вместе с командующим, чтобы участвовать в совместной молитве.

На итоговом заседании военного совета от имени всего духовенства Дальней авиации я сделал обобщающий доклад. Подводя итоги работы всех священников, я рассказал о том, что происходило за эти полгода, и также показал уникальный фильм, который мне был передан на фестивале документального православного кино «Семья России». Фильм называется «Русские соколы в небе Китая» и рассказывается в нем, к сожалению, о малоизвестном факте в наше время. В Китайской народной республике в 1938-1939 гг. находилась мощнейшая группировка русских летчиков, в ней состояло около 400 бомбардировщиков и 800 истребителей. В режиме секретности, с опознавательными знаками китайской авиации наши летчики в небе сумели переломить ситуацию в войне, предотвратить развал Китая в противостоянии с Японией. Об этом подвиге идет речь в фильме.

Генерал-полковник Николай Иванович Демидов передал мне фильм, посвященный 30-летию Чернобыльской трагедии — «Чернобыль до и после». Он, будучи замминистра МВД Советского Союза, возглавлял группировку сил МВД в дни и месяцы ликвидации аварии в Чернобыле, и с другими чернобыльцами стал инициатором создания уникального фильма, повествующего о малоизвестных фактах — о втором пожаре, подвиге правительственной комиссии, в составе которой были настоящие смертники — им надлежало войти в сам реактор. Один из них умер прямо на месте, его товарищи выносили как с поля боя, и только один из тех десяти человек выжил, он же и рассказывает об этом событии. 

Главной темой моего выступления стал рассказ о текущей деятельности военного священства, окормляющего Дальнюю авиацию. Я также показал уникальные документы, реабилитирующие первого командующего Дальней авиации, Михаила Владимировича Шидловского, командира эскадры воздушных кораблей «Илья Муромец» на фронтах Первой Мировой войны, основателя русско-балтийского завода. Он поднял этот завод, вагоны оказались лучшими в Европе, их покупали по всему миру — в Швейцарии, во Франции, в Германии. Потом было налажено автомобильное производство, наши машины «РусоБалт» выигрывали ралли, организован авиационный отдел, в котором создавались самолеты «Илья Муромец». Когда началась Первая Мировая война, Шидловский вышел на императора и предложил не распылять силы, а собрать в один кулак. Эта инициатива была поддержана, создана эскадра воздушных кораблей «Илья Муромец», а командиром назначен сам Шидловский, возведенный в звание генерала. Считалось, что он погиб в 1919 г., пересекая Финскую границу со своим сыном, и был расстрелян пограничниками. Это оказалось мифологемой, потому что те документы, которыми мы стали располагать, показывают, что его сын был арестован в 1918 г. будучи студентом Петроградского политехнического музея. Шидловского арестовали вслед за сыном, два года они были в застенках ЧК, выдержали все пытки и истязания, отказываясь от всех обвинений. 20 апреля 1920 года были расстреляны. Я показал два документа — о реабилитации самого Шидловского и его сына, а также приговор ВЧК.

— Как встретил Ваш доклад руководящий состав Дальней авиации?

— Доклад был воспринят с большим интересом. Наша история общения многолетняя. Военнослужащие Дальней авиации с нетерпением ждут наших выступлений по той причине, что мы занимаемся военно-исторической работой, плоды которой становятся доступными для летчиков. Это укрепляет их в повседневной жизни.

— Что Вы можете сказать по поводу работы священников, окормляющих гарнизоны Дальней авиации, за прошедшее полугодие? 

— Во всех гарнизонах функционируют храмы, трудятся военные священники, совершается еженедельный молебен на плацу и в полках, проводятся службы, дается напутствие, благословляются летчики на боевые вылеты — идет повседневная регулярная работа. Плюс ко всему — бывают значимые события в жизни военнослужащих Дальней авиации, в которых священники активно участвуют, поддерживают и помогают летчикам, — молебен перед началом боевого действия, освящение ракет, которые использовались в Сирийской Арабской Республике. По словам самих летчиков, священники благодатно влияют на дух военнослужащих, помогают преодолеть страх при выполнении задач. 

Беседовала Анастасия Яковлева

Победа.ru/Патриархия.ru

Другие интервью

В.Р. Легойда: Важно, от кого произошел человек, но еще важнее, что с ним произойдет

Митрополит Екатеринбургский Евгений: Мы боремся за то, чтобы жить в евангельской системе координат

А.В. Щипков: Смоленск — особый город в истории России

«Ортодоксия» на марше: православные миссионеры в тылу и в зоне СВО

Митрополит Наро-Фоминский Никандр: У нас высокая миссия — создавать архитектурные проекты, которые не уступают древним шедеврам по своей красоте и разнообразию

Протоиерей Михаил Потокин: Нужны добровольцы для помощи людям на Донбассе

Епископ Каменский и Камышловский Мефодий: «Церковь — самый эффективный помощник в избавлении от всякой тяги, в том числе и к наркотикам»

Митрополит Калужский Климент: Лауреаты Патриаршей литературной премии и традиция семейного чтения

Протоиерей Максим Козлов: Постарайтесь прикоснуться к Пасхе в Светлую неделю

Митрополит Ставропольский и Невинномысский Кирилл: «Духовному лицу нельзя быть в обозе»