Майкл Рейсс (Michael Reiss), предложивший на прошлой неделе сделать креационизм частью школьной программы, был вынужден подать в отставку с поста директора образования Королевского общества — его коллеги решили, что креационист портит репутацию британской науки.
Майкл Рейсс, ведущий британский биолог, директор образования Королевского общества (Royal Society), выражал уверенность, что теория креационизма должна преподаваться в школах Великобритании наряду с дарвиновской теорией эволюции. Рейсс считает, что учителя должны обсуждать с детьми и идеи креационизма (библейскую теорию сотворения мира за 6 дней в промежуток от 6 тыс. до 10 тыс. лет назад), и научные теории зарождения жизни, такие как естественный отбор и «Большой взрыв».
Заявление Рейсса произвело настоящий фурор в научных кругах Британии. Реакция не заставила себя ждать.
Сэр Ричард Робертс, нобелевский лауреат в области медицины, назвал идеи Рейсса возмутительными и организовал сбор подписей в пользу отставки последнего. За отставку Рейсса были также наиболее авторитетные члены Королевского общества — например, такие, как Фил Уилис, глава правительственного комитета по образованию.
В результате появилось заявление, в котором члены общества заявили следующее: «Некоторые из последних заявлений профессора Майкла Рейсса по поводу преподавания креационизма в школах были могли быть неверно истолкованы и повредить репутации Королевского общества. Поэтому профессор Рейсс и Королевское общество пришли ко мнению, что он оставит пост директора образования и вернется на свою прежнюю должность профессора научного образования в Институте образования».
Сегодня в семьях около 10% британских учеников верят в библейскую теорию сотворения мира, в то время как в США этот показатель составляет 40% учащихся. По словам Майкла Рейсса, он сам придерживался «евангельской» теории эволюции, когда преподавал биологию в школах. Но поскольку становится все больше детей, придерживающихся альтернативных идей, креационизм стоит рассматривать не как «неправильное представление», а как особое «жизнепонимание». Если же учитель попытается внушить детям, что библейская теория неверна, это может оттолкнуть их от изучения других идей зарождения жизни на Земле.
Наилучшим выходом, по мнению Рейсса, станет преподавание креационизма в контексте научных точек зрения на эволюцию. Однако предложение профессора противоречит взглядам многих ученых, которые уверены, что библейскую теорию ни в коем случае нельзя смешивать с естественными науками.
В октябре 2007 года правительство Великобритании выпустило указания, как преподавать креационизм на уроках по естественным наукам. Согласно этим правилам учителя могут отвечать на вопросы учеников по этой теме, однако должно быть совершенно ясно, что это не подведение фундамента под научные принципы. Таким образом британские власти надеются избежать ситуации, которая сложилась в США, где руководство ряда публичных школ вынуждено было ввести уроки теории «разумного замысла» под давлением религиозно настроенной части общественности и некоторых покровительствовавших ей политиков.
Совет Европы, главный орган ЕС, проголосовал за то, чтобы школы Евросоюза не преподавали детям теорию креационизма. Из текста резолюции, принятой Парламентской Ассамблеей Совета Европы, следует, что европейские школы должны «противостоять представлению идей креационизма на любых уроках, кроме как на уроках религии».
Богослов.ru/Патриархия.ru