Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Русская версияУкраинская версияМолдавская версияГреческая версияАнглийская версия
Патриархия

Предоставление приходами сведений об обработке персональных данных. Комментарий Юридической службы Московской Патриархии

Предоставление приходами сведений об обработке персональных данных. Комментарий Юридической службы Московской Патриархии
Версия для печати
30 мая 2017 г. 15:56

В адрес приходов все чаще поступают запросы Роскомнадзора о предоставлении сведений об обработке персональных данных. Юрисконсульт Юридической службы Московской Патриархии О.М. Трайнин разъясняет, нужно ли религиозным организациям Русской Православной Церкви предоставлять такие сведения (ответ опубликован в журнале «Приход», № 3 за 2017 год).

Направление юридическими лицами ― операторами персональных данных уведомлений в органы Роскомнадзора о своем намерении осуществлять обработку персональных данных предусмотрено ст. 22 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных». Приложением № 2 Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по предоставлению государственной услуги «Ведение реестра операторов, осуществляющих обработку персональных данных», утвержденного Приказом Минкомсвязи России от 21.12.2011 № 346, установлена форма такого уведомления.

Приведем основные понятия, введенные Федеральным законом от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» (ст. 3):

1) персональные данные ― любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных);

2) оператор ― государственный орган, муниципальный орган, юридическое или физическое лицо, самостоятельно или совместно с другими лицами организующие и (или) осуществляющие обработку персональных данных, а также определяющие цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными;

3) обработка персональных данных ― любое действие (операция) или совокупность действий (операций), совершаемых с использованием средств автоматизации или без использования таких средств с персональными данными, включая сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передачу (распространение, предоставление, доступ), обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

На поставленный вопрос сообщаем следующее.

В обоснование своих запросов органы Роскомнадзора ссылаются на требования ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных». Однако в соответствии с этим законом оператор до начала обработки персональных данных обязан уведомить уполномоченный орган по защите прав субъектов персональных данных о своем намерении осуществлять обработку персональных данных, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 указанной статьи.

Согласно ч. 2 указанной статьи оператор вправе осуществлять без уведомления уполномоченного органа по защите прав субъектов персональных данных обработку персональных данных, относящихся к членам (участникам) религиозной организации и обрабатываемых соответствующей религиозной организацией, действующей в соответствии с законодательством Российской Федерации, для достижения законных целей, предусмотренных ее учредительными документами, при условии, что персональные данные не будут распространяться или раскрываться третьим лицам без согласия в письменной форме субъектов персональных данных (п. 3). Данное положение является реализацией п. 5 ч. 2 ст. 10 закона «О персональных данных», в соответствии с которым указанные персональные данные отнесены к специальной категории персональных данных, подлежащих обработке исключительно религиозными организациями.

Таким образом, Федеральным законом от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» (ст. 22) предусмотрено отсутствие обязанности оператора таких персональных данных представлять в уполномоченный орган по защите прав субъектов персональных данных уведомление.

Также отсутствие такой обязанности у религиозной организации ― оператора специальной категории персональных данных в соответствии с п. 5 ч. 2 ст. 10 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» подтверждено ч. 4 ст. 25 данного закона.

Отметим, что законом «О персональных данных» не предусмотрено предоставление информационного письма с указанием законных оснований, в соответствии с которыми оператор вправе осуществлять обработку персональных данных без уведомления уполномоченного органа. Административным регламентом Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по предоставлению государственной услуги «Ведение реестра операторов, осуществляющих обработку персональных данных», утвержденным Приказом Минкомсвязи России от 21.12.2011 № 346, форма такого информационного письма не установлена.

Указанным Административным регламентом утверждена форма информационного письма (приложение № 3), являющегося документом для рассмотрения вопроса о внесении изменений в сведения об операторе в реестре (п. 23 Административного регламента), которое не может быть использовано в целях представления информации, запрашиваемой территориальным органом Роскомнадзора.

Следует также отметить, что согласно ч. 2.1 Федерального закона «О персональных данных» операторы, которые осуществляли обработку персональных данных до 1 июля 2011 г., обязаны представить в уполномоченный орган по защите прав субъектов персональных данных сведения, указанные в п.п. 5, 7.1, 10 и 11 ч. 3 ст. 22 указанного Федерального закона, не позднее 1 января 2013 года. Однако во взаимодействии со ст. 22 и ч. 4 ст. 25 указанного Федерального закона данная обязанность не распространяется на религиозные организации, являющиеся субъектами обработки специальных категорий персональных данных, предусмотренных в соответствии с п. 5 ч. 2 ст. 10 указанного Федерального закона, поскольку данные, указанные в п.п. 5, 7.1, 10 и 11 ч. 3 ст. 22 этого Федерального закона содержатся в предусмотренном ч. 1 ст. 22 указанного Федерального закона уведомлении, обязанность представления которого полностью или частично у религиозных организаций в случаях, предусмотренных ч. 2 ст. 22 указанного Федерального закона, отсутствует.

Таким образом, требования Роскомнадзора являются незаконными.

В случае привлечения религиозных организаций епархии к административной ответственности за непредставление запрашиваемых сведений соответствующие основания привлечения (протоколы, решения и т.д.) должны быть обжалованы в судебном порядке.

Также нужно иметь в виду, что Административным регламентом исполнения Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций государственной функции по осуществлению государственного контроля (надзора) за соответствием обработки персональных данных требованиям законодательства Российской Федерации в области персональных данных (утв. Приказом Минкомсвязи России от 14.11.2011 № 312) предусмотрен досудебный порядок обжалования действий должностных лиц (п.п. 105-105.3):

  • территориального органа Роскомнадзора ― руководителю территориального органа;
  • Роскомнадзора или руководителя территориального органа Роскомнадзора ― руководителю Роскомнадзора;
  • руководителя Роскомнадзора ― Министру связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.

По вопросу обжалования необходимо обращаться в Юридическую службу Московской Патриархии.

Патриархия.ru

Все материалы с ключевыми словами

 

Другие документы

Комментарий руководителя Правового управления относительно законопроектов, устанавливающих административную ответственность за пропаганду отказа от деторождения

Комментарий руководителя Правового управления Московской Патриархии относительно проекта приказа Минздрава России об утверждении общих требований к организации посещения пациента священнослужителями централизованных религиозных организаций

Комментарий руководителя Правового управления Московской Патриархии относительно проекта приказа Минэкономразвития России «О внесении изменений в Правила составления, подачи и рассмотрения документов, являющихся основанием для совершения юридически значимых действий по государственной регистрации товарных знаков»

Комментарий руководителя Правового управления Московской Патриархии относительно принятия Государственной Думой в третьем чтении проекта Федерального закона «О внесении изменений в статьи 44 и 46 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" и Федеральный закон "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"»

Комментарий руководителя Правового управления Московской Патриархии относительно вступления в силу закона «О внесении изменений в статью 3 Федерального закона "О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности"»

Комментарий руководителя Правового управления Московской Патриархии относительно принятого Государственной Думой закона «О внесении изменений в статью 3 Федерального закона "О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности"»

Комментарий руководителя Правового управления Московской Патриархии к законопроекту «О внесении изменений в ст. 3 ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" и ст. 21 ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях"»

Комментарий руководителя Правового управления Московской Патриархии относительно принятого Госдумой законопроекта, устанавливающего дополнительные ограничения на проведение публичных мероприятий

Комментарий руководителя Правового управления Московской Патриархии относительно принятия приказа Минюста России от 04.07.2022 № 110 «Об утверждении Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы...»