Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Русская версияУкраинская версияМолдавская версияГреческая версияАнглийская версия
Патриархия

Митрополит Волоколамский Иларион: Насаждение неоязычества — это вовсе не возрождение религии наших предков

Митрополит Волоколамский Иларион: Насаждение неоязычества — это вовсе не возрождение религии наших предков
Версия для печати
9 октября 2017 г. 11:10

Председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион прокомментировал специальный репортаж Александра Лукьянова «Свидетели Перуна», который был показан на телеканале «Россия 24».

Митрополит Иларион: Неоязычество — это феномен очень многообразный. Очень часто под этим термином скрываются разного рода агрессивные сектантские организации, которые не столько занимаются возрождением языческой религии, сколько воспитывают людей в духе ненависти, насилия. Мы знаем, что целый ряд преступлений был совершен на почве неоязычества. Это феномен, в котором следует очень внимательно разобраться.

Если говорить о древнерусской языческой религии, той, на смену которой пришло христианство в 988 году, то об этой религии мы знаем слишком мало, чтобы ее можно было реально возродить. Традиция этой религии прервалась более тысячи лет назад. Какие-то пережитки, конечно, оставались, но традиция прервалась, и реальных сведений о ней нет, поэтому все то, что сейчас выдается за якобы исконную веру русских, — на самом деле подделка и фальшивка. Это нужно ясно понимать.

Есть, конечно, на территории России малые народности, у которых различные языческие верования сохранялись на протяжении веков до настоящего времени. Это другая история. Но неоязычники, о которых мы все чаще и чаще слышим в новостных сводках в связи с теми или иными преступлениями, — это люди, которые вообще не имеют никакого отношения к религии. Для них язычество — маска, которую они надевают для того, чтобы, прикрываясь ею, совершать свои преступления.

Вопрос: Может быть, это средство направить людей, смотивировать их, скажем, на преступное действие, объяснив, для чего это нужно? Потому что во многих пабликах они пишут, что День Крещения Руси — это день скорби, и вообще очень много действий направлено против Русской Православной Церкви. И второй вопрос: есть примеры, когда, например, на Сахалине неоязычник врывался в храм и расстреливал людей…

Митрополит Иларион: Те неоязычники, которые совершают преступные деяния, настроены резко отрицательно по отношению к Церкви, потому что она всегда боролась и с суевериями, и с разного рода преступлениями, прикрываемыми религиозной риторикой. Мы можем здесь провести историческую параллель: возрождение язычества было одним из проектов нацистской Германии, направленным на подавление христианской Церкви, на выработку у людей агрессии и самое главное — на оправдание преступлений. Вот именно это мы видим сейчас в феномене неоязычества.

Вопрос: Хотел бы узнать Вашу точку зрения по еще одному аспекту проблемы. Можно заметить, что предпринимаются попытки внедрить неоязычество через спортивные клубы, через братства тех, кто когда-то вместе служил в армии; подобные объединения «прорастают» в структурах МВД, среди тех людей, которые должны защищать закон, граждан и так далее. Не является ли это угрозой для нашего общества?

Митрополит Иларион: Вызывает беспокойство пропаганда неоязычества в силовых структурах, потому что силовики — это люди, которые в силу своих обязанностей пользуются оружием и по закону имеют право в некоторых случаях применить силу. И то, что среди тех, на кого возлагаются надежды на сохранение стабильности в обществе, на кого смотрят как на гарантов этой стабильности, растет интерес к неоязыческим культам, является тревожным симптомом, на который, мне кажется, должно обратить внимание все наше общество.

Вопрос: Может быть, неправильно применительно к этому случаю слово «борьба» — Церковь, наверное, должна не бороться, а только молиться… И все-таки, какие действия может или будет предпринимать Русская Православная Церковь, чтобы это явление искоренить в нашем обществе?

Митрополит Иларион: Прежде всего, надо разъяснять, что язычество в той форме, в какой оно сегодня преподносится представителями разного рода неоязыческих сектантских культов, — это вовсе не традиционная религия Древней Руси. Насаждение неоязычества — это вовсе не возрождение религии наших предков, а муляж, фейк, подделка, фальшивка. Я думаю, что если люди будут это понимать, они вряд ли станут увлекаться подобного рода псевдорелигиозными течениями.

Служба коммуникации ОВЦС/Патриархия.ru

Все материалы с ключевыми словами

 

Другие интервью

Протоиерей Максим Козлов: Система высшего духовного образования в Русской Православной Церкви свидетельствует о своем развитии, стабильности и жизнеспособности

В.Р. Легойда: Важно, от кого произошел человек, но еще важнее, что с ним произойдет

Митрополит Екатеринбургский Евгений: Мы боремся за то, чтобы жить в евангельской системе координат

А.В. Щипков: Смоленск — особый город в истории России

«Ортодоксия» на марше: православные миссионеры в тылу и в зоне СВО

Митрополит Наро-Фоминский Никандр: У нас высокая миссия — создавать архитектурные проекты, которые не уступают древним шедеврам по своей красоте и разнообразию

Протоиерей Михаил Потокин: Нужны добровольцы для помощи людям на Донбассе

Епископ Каменский и Камышловский Мефодий: «Церковь — самый эффективный помощник в избавлении от всякой тяги, в том числе и к наркотикам»

Митрополит Калужский Климент: Лауреаты Патриаршей литературной премии и традиция семейного чтения

Протоиерей Максим Козлов: Постарайтесь прикоснуться к Пасхе в Светлую неделю