Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Русская версияУкраинская версияМолдавская версияГреческая версияАнглийская версия
Патриархия

В Общественной палате РФ обсудили духовно-нравственные аспекты реализации Концепции преподавания русского языка и литературы

В Общественной палате РФ обсудили духовно-нравственные аспекты реализации Концепции преподавания русского языка и литературы
Версия для печати
1 февраля 2018 г. 10:22

23 января 2018 года в Общественной палате Российской Федерации  в рамках XXVI Международных Рождественских образовательных чтений прошел круглый стол «Духовно-нравственные аспекты реализации Концепции преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации».

Ведущими круглого стола выступили первый заместитель председателя Комиссии по развитию образования и науки Общественной палаты РФ Л.В. Дудова и епископ Городецкий и Ветлужский Августин, а также специалист по научно-методической работе Синодального отдела религиозного образования и катехизации С.М. Шестакова. В работе приняли участие более 60 человек из ряда регионов Российской Федерации, в том числе из Москвы, Московской области, Вятки, Перми, Нижнего Новгорода, Кубани, Курска, Городца, Тулы, Барнаула и др. Среди участников — представители Минобрнауки, РАО, ученые ведущих вузов Москвы, руководители образовательных организаций, преподаватели русского языка и литературы, общественные деятели, представители культуры.

В своем приветственном слове владыка Августин отметил значение русского языка и литературы для всего «русского мира». По словам иерарха, в последнее время растет интерес к русскому языку среди иностранцев. Ссылаясь на известных ученых и писателей, архиерей подчеркнул значение русской культуры для духовной жизни человека, духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения. Владыка Августин также обратил внимание, что имея лучшее в мире образование, еще советское, Россия заимствовала на западе Единый государственный экзамен, который стал инструментом для снижения уровня образования, например, в Америке.

Говоря о возрождении отечественного образования, епископ Августин подчеркнул, что это испытание, которое Россия должна выдержать. Необходимо «поставить ребенку механизмы развития внимания, памяти, поставить речь, научить рассуждать, понимать тексты, творить и служить, имея ответственность за свои поступки и действия».

Л.В. Дудова рассказала о работе Комиссии по развитию образования и науки Общественной палаты по реализации Концепции, в частности, о ЕГЭ и других формах контроля результатов образования по русскому языку и литературе, о важности духовно-нравственной составляющей в преподавании этих предметов.

Заместитель директора Департамента государственной политики в сфере общего образования И.И. Тараданова раскрыла концептуальные аспекты ФГОС в части преподавания русского языка и литературы, рассказала о мерах по совершенствованию программы реализации Концепции преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации.

Острые вопросы филологической подготовки студентов, их грамотности были подняты в выступлении академика РАО М.Л. Левицкого. Директор Института филологии МПГУ Е. Г. Чернышева рассказала о практической реализации Концепции в ведущем педагогическом вузе страны через педагогические мастерские, педагогические практики на различных инновационных площадках вуза. Декан факультета «Иностранные языки» МГППУ И.В. Дергачева поставила проблему расширения курса литературы за счет включения выдающихся древнерусских памятников, что позволило бы обучающимся глубже понять истоки русской классической литературы.

Преподаватель МГППУ, член Ассоциации педагогов Московской области «Учителя русского языка и литературы» С.М. Махмудова поделилась проблемами проведения ЕГЭ по русскому языку и литературе в условиях многоязычия, в частности, в Дагестане. Широкий спектр духовно-нравственной составляющей в преподавании русского языка и литературы был представлен в выступлении В.И. Аннушкина, профессора Государственного института русского языка им. А.С. Пушкина. От Общероссийского народного фронта по вопросам духовно-нравственного воспитания детей и молодежи на основе русского языка и литературы выступил В.Г. Леонтьев. Вопрос о глубоком преобразовании преподавания гуманитарных предметов в целом в средней школе поставил В.Ю. Троицкий, профессор Института мировой литературы им. А.М. Горького РАН. Он подчеркнул, что современные подходы к организации преподавания русского языка и литературы не дают системного, глубокого понимания основ гуманитарного знания, не позволяют целостно и системно формировать личность обучающихся.

В целом дискуссия получилась очень конструктивной и полезной. Всеми участниками было отмечена необходимость усиления программы реализации Концепции духовно-нравственной составляющей расширением курсов литературы и русского языка за счет включения в базовые курсы древнерусской литературы и церковнославянского языка, истории русского литературного языка.

Сайт Рождественских чтений/Патриархия.ru

Материалы по теме

В Общественной палате РФ прошло собрание по итогам принесения Казанской иконы Божией Матери в епархии Русской Православной Церкви

Председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ принял участие в Форуме российской идентичности

На Седьмом профессорском форуме обсудили вопросы методологии теологии

В Москве состоялось заседание Комиссии по вопросам гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений Совета при Президенте РФ по взаимодействию с религиозными объединениями

Опубликована краткая программа XXХIII Международных Рождественских образовательных чтений

Председатель Синодального отдела религиозного образования и катехизации принял участие в Иннокентьевских чтениях в Иркутске

Санкт-Петербургская духовная академия выступила соорганизатором конференции «Духовно-нравственная культура в высшей школе. Великая победа: вклад педагога и священника»

Митрополит Екатеринбургский Евгений: Мы боремся за то, чтобы жить в евангельской системе координат [Интервью]

Все материалы с ключевыми словами

 

Другие новости

В Совете Федерации состоялось награждение представителей синодальных учреждений за вклад в организацию и проведение XII Рождественских парламентских встреч

Начался прием работ на III Всероссийский конкурс «Клевер ДНК»

Глава Синодального отдела религиозного образования и катехизации и заместитель председателя Госдумы провели первое заседание оргкомитета по подготовке XIII Парламентских встреч

Утверждены тема и сроки проведения XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений

В Московском архитектурном институте прошла конференция «Архитектура и живопись храма»

Круглый стол «Участие Русской Православной Церкви в профилактике и борьбе с ВИЧ/СПИДом» прошел в ОВЦС

Вопросы развития старообрядных приходов Русской Православной Церкви обсудили участники круглого стола

На Рождественских чтениях обсудили церковную помощь людям с инвалидностью