Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Русская версияУкраинская версияМолдавская версияГреческая версияАнглийская версия
Патриархия

Интервью митрополита Волоколамского Илариона греческому агентству новостей «Ромфеа»

Интервью митрополита Волоколамского Илариона греческому агентству новостей «Ромфеа»
Версия для печати
2 мая 2018 г. 19:13

Отвечая на вопросы греческого церковного агентства новостей «Ромфеа», председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион рассказал о недавно состоявшемся визите Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в Албанскую Православную Церковь, а также затронул тему религиозной ситуации на Украине.

― Ваше Высокопреосвященство, сейчас Вы находитесь в столице Албании Тиране, куда Предстоятель Русской Православной Церкви совершает свой первый визит. Как бы Вы могли прокомментировать его?

― Визит Святейшего Патриарха Кирилла имеет историческое значение, поскольку это первое посещение Предстоятелем Русской Православной Церкви пределов Автокефальной Албанской Православной Церкви.

История отношений наших Церквей насчитывает многие десятилетия. Например, ровно 70 лет назад, в апреле 1948 года Албанию посещала делегация Русской Православной Церкви во главе с епископом Ужгородским и Мукачевским Нестором, который принял участие в епископской хиротонии архимандрита Паисия (Водицы), ставшего впоследствии Предстоятелем Албанской Православной Церкви. В связи с известными трагическими событиями в жизни Православия в Албании в XX веке эти отношения ослабли, но в последние годы они все более укрепляются: мы храним теплую память о многочисленных визитах Блаженнейшего Архиепископа Анастасия в пределы Московского Патриархата, последний из которых состоялся в конце прошлого года. Мы надеемся, что первый мирный визит Предстоятеля Русской Православной Церкви в Албанию откроет новую страницу в истории взаимоотношений наших Церквей.

― Несколько дней назад Вселенский Патриархат принял к рассмотрению вопрос предоставления автокефалии в Украине. Как это решение было воспринято в Русской Церкви?

― С недоумением. О принятом решении даже не были извещены ни Святейший Патриарх Кирилл, ни митрополит Киевский и всея Украины Онуфрий. В опубликованном же сообщении говорится, что Синод «принял прошение о предоставлении автокефалии со стороны церковных и политических представителей многих миллионов православных украинцев». По официальной государственной статистике, каноническая Украинская Православная Церковь объединяет более двенадцати тысяч общин по всей Украине. Вдвое больше, чем у обеих групп украинского раскола, вместе взятых.

Реальное состояние духовной жизни в канонической Украинской Церкви и в украинском расколе хорошо видно, если, например, сравнить число монашествующих. Сейчас в канонической Украинской Православной Церкви ― почти 5000 монашествующих. В так называемом Киевском патриархате ― чуть больше 200 человек монастырских насельников, в так называемой автокефальной церкви ― и вовсе 15 человек на 12 монастырей. В прессе нередко ссылаются на данные оплаченных некими спонсорами социологических опросов. Но приводимые в них цифры невозможно совместить с тем, что мы видим своими глазами и что легко проверить.

В реальности миллионы православных верующих Украины стоят за нашей Церковью ― и это наглядно показывают масштабные крестные ходы канонической Церкви по всей Украине, ежегодно собирающие сотни тысяч молящихся. Почему же мнение этих миллионов верующих не заинтересовало наших собратьев в Константинополе? Предоставление автокефалии расколу вопреки волеизъявлению канонической Церкви, из которой он вышел, не имеет будущего. Оно приведет не к объединению Православия, а к углублению уже существующих разделений и к дальнейшей дестабилизации украинского общества.

― Однако для принятия решения о даровании автокефалии требуется согласие всех Церквей? Не имеет ли Вселенский Патриархат права продвигаться в этом вопросе так, как это было с дарованием автокефалии Русской Церкви?

― Константинопольский Патриарх Иеремия II, будучи в Москве, в 1589 году объявил о даровании Русской Церкви Патриаршего достоинства. В те времена быстро снестись с остальными восточными Патриархами было для него невозможным. Однако другие первосвятители не согласились с тем, что их собрат действовал единолично, без их участия. И даже когда в 1590 году на Соборе в Константинополе Патриархи Константинопольский Иеремия, Антиохийский Иоаким и Иерусалимский Софроний утвердили установление Патриаршества на Руси, оно не признавалось всеправославно, поскольку отсутствовавший на Соборе Патриарх Александрийский святой Мелетий Пигас оспаривал это решение. И лишь тогда, когда всеми четырьмя восточными Патриархами, представлявшими тогда православную Полноту, было утверждено на новом Соборе в Константинополе в 1593 году Патриаршее достоинство Русской Церкви, только тогда оно обрело бесспорный авторитет.

Порядок провозглашения новой автокефальной Церкви многократно и тщательно рассматривался в рамках подготовки Святого и Великого Собора, и тогда был найден консенсус всех Поместных Православных Церквей относительно того, как это должно происходить. Была согласована процедура, которая предусматривала участие в этом процессе всех сторон: и кириархальной Церкви как инициатора предоставления автокефалии своей части, и Константинопольского Патриарха как координатора в нахождении консенсуса Поместных Церквей, и, наконец, всех автокефальных Православных Церквей, без согласованной воли которых предоставление какой-либо церковной структуре автокефалии было бы невозможным. Мы успели согласовать всё, кроме технических, протокольных вопросов вроде порядка следования подписей. В остальном все были согласны.

Что же мы наблюдаем в нынешней ситуации? Процесс провозглашения автокефалии инициирован не только без согласия кириархальной Церкви ― Русской Православной Церкви, но даже в обход канонической Украинской Православной Церкви. Вместо этого судьба Православия на Украине решается раскольниками, государственными властями светского государства и депутатами парламента, многие из которых являются униатами или представителями иных религий и конфессий. Неужели подобная автокефалия могла бы быть утверждена подписями Предстоятелей Поместных Православных Церквей?

― Ваше Высокопреосвященство, может ли быть так, что тема автокефалии связана с предстоящими президентскими выборами в Украине? Думаете ли Вы, что Президент Украины использует этот тонкий религиозный вопрос?

― Инициаторами проекта так называемой Единой поместной церкви на Украине выступают действующие власти, раскольнические группировки и греко-католики. Политики видят в этом возможность удачно начать предвыборную кампанию на фоне ухудшающейся экономической ситуации в стране. Раскольники, которые при поддержке властей продолжают сейчас захватывать храмы канонической Церкви на Украине, остро нуждаются в легализации и поддержке любой из канонических Церквей православного мира.

А для униатов объединение раскола и получение им официального статуса в православном мире ― это очередной проект, направленный на подчинение Православия Риму. Первое обращение Верховной Рады к Патриарху Варфоломею в 2016 году было инициировано депутатами, большинство из которых являются униатами. Нынешний проект также реализуется при активной поддержке государственных чиновников и депутатов, принадлежащих к униатской церкви. Руководство Украинской греко-католической церкви прямо говорит, что признание неканонических деноминаций Константинопольским Патриархатом ― это первый шаг, а затем должно произойти «объединение всех Церквей Владимирова крещения». Что же, хотят ли униаты тоже приобрести автокефалию? Нет, они хотят, чтобы православные «вернулись к верности Риму».

Ложным и антицерковным по сути является основной политический лозунг сторонников автокефалии: «Независимому государству ― независимую Церковь». Если так рассуждать, то нужно делить и другие исторические Поместные Церкви ― Александрийскую, Антиохийскую, Иерусалимскую, Сербскую и так далее ― на множество частей, по числу стран, которые относятся к их канонической юрисдикции.

Кстати, вот что интересно: ни у кого из украинских политиков не вызывает возражений единство униатов или украинских римо-католиков с Римом: так почему же единство Украинской Православной Церкви с Московским Патриархатом вызывает такую бешеную реакцию?

― Каким Вам видится следующий день после предоставления автокефалии в Украине? Начнется ли снова некая «холодная война»?

― Мы знаем, что уже на протяжении ряда лет между двумя древними Патриархатами ― Антиохийским и Иерусалимским ― отсутствует евхаристическое общение и что, несмотря на усилия, прилагаемые Константинопольским Патриархатом и прочими Поместными Православными Церквами, эту болезненную проблему решить не удается. Обратите внимание, что в этом случае речь идет об одном-единственном приходе, находящемся в столице Катара ― Дохе, численность которого не превышает и сотни человек.

Страшно даже представить, что может произойти, если сценарий предоставления автокефалии украинским раскольникам будет реализован на практике. Надо понимать, что масштаб проблемы, которая возникнет, будет принципиально иным ― вопрос встанет о судьбе не одного прихода, как то имеет место в Катаре, а о более 12 тыс. приходов нашей Церкви.

Раскол в мировом Православии, который станет неизбежным следствием этого неверного шага, может сравниться только с разделением между Востоком и Западом в 1054 году. Если такое случится, православное единство будет похоронено. Поэтому лично я не хотел бы даже и пытаться каким-либо образом представить себе «следующий день». Но верю, что солидарная позиция Поместных Православных Церквей, неоднократно выраженная в прошлом, будет и далее удерживать Вселенское Православие от раскола. Эта же солидарная позиция рано или поздно возвратит раскольников в лоно Церкви. Верю в это и молюсь об этом.

― В завершение хотелось бы попросить Вас сказать несколько слов об Архиепископе Албанском Анастасии и о его важном делании, которое он совершает на протяжении многих лет.

― С Его Блаженством я знаком много лет. Нам приходилось встречаться на различных межправославных и межхристианских форумах, где я имел возможность убедиться в мудрости, глубине богословской мысли и внимательности Албанского Предстоятеля ко всему, что касается жизни Церкви и дела проповеди Евангелия Христова «дальним и близким» (Еф. 2:17).

Думаю, именно благодаря этим качествам выдающего богослова и миссионера возродилась Албанская Православная Церковь, перенесшая жестокие гонения в минувшем веке. Такие же гонения пережила и Русская Православная Церковь, поэтому нам особенно радостно видеть расцвет церковной жизни в Албании, совершающийся самоотверженным подвигом её Предстоятеля, епископата, клира и мирян.

Служба коммуникации ОВЦС/Патриархия.ru

Материалы по теме

Поздравление Святейшего Патриарха Кирилла Предстоятелю Албанской Православной Церкви с 95-летием со дня рождения [Патриарх : Приветствия и обращения]

Албанская Православная Церковь выступает за отмену закона о запрете канонической Украинской Православной Церкви

Поздравление Блаженнейшего Архиепископа Тиранского и всей Албании Анастасия Святейшему Патриарху Кириллу с праздником Пасхи [Приветствия и обращения]

Соболезнование Блаженнейшего Архиепископа Тиранского Анастасия в связи с террористическим актом в «Крокус Сити Холле» [Приветствия и обращения]

В Москве прошла презентация сборников духовных песнопений на китайском языке

Председатель ОВЦС встретился с Президентом Республики Сербской Милорадом Додиком

Митрополит Волоколамский Антоний посетил Банялукскую митрополию

В Отделе внешних церковных связей пройдет международная конференция «Попечение Церкви о душевнобольных»

Состоялась встреча Святейшего Патриарха Кирилла с губернатором Смоленской области и главой Смоленской митрополии

Состоялась встреча Святейшего Патриарха Кирилла с губернатором Смоленской области и главой Смоленской митрополии

Патриарший визит в Смоленскую митрополию. Литургия в Успенском кафедральном соборе Смоленска

Предстоятель Русской Церкви совершил Литургию в Успенском кафедральном соборе Смоленска

В Северодонецкой епархии раздали помощь нуждающимся. Информационная сводка о помощи беженцам (за 6-11 ноября 2024 года) [Статья]

Специальный гуманитарный центр Крымской митрополии доставил около четырех тонн помощи в Херсонскую область. Информационная сводка о помощи беженцам (за 29 октября — 5 ноября 2024 года) [Статья]

Германская епархия Зарубежной Церкви осудила захват рейдерами «ПЦУ» кафедрального собора в Черкассах

В.Р. Легойда: Нынешнее положение в регионе, где идут бои и каждый день гибнут люди, диктует необходимость перемен

Митрополит Ловчанский Гавриил назвал великой трагедией захват раскольниками кафедрального собора в Черкассах

Иерарх Сербской Церкви выразил братскую поддержку митрополиту Черкасскому Феодосию в связи с рейдерским захватом кафедрального собора в Черкассах

Предстоятель Маланкарской Церкви Индии: «В эти трудные времена мы заверяем вас в нашей молитвенной поддержке Украинской Православной Церкви и ее верующих»

Изменение международно-политического контекста взаимоотношений Русской и Константинопольской Церквей в ситуации военно-революционных потрясений конца 1910-х — начала 1920-х годов [Статья]

Украина как апробационная площадка для новой унии: угрозы и пути преодоления [Статья]

Состоялась встреча митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Варсонофия с Блаженнейшим Патриархом Иерусалимским Феофилом

Патриаршая проповедь в праздник Сретения Владимирской иконы Пресвятой Богородицы после Литургии в Сретенском ставропигиальном монастыре г. Москвы [Патриарх : Проповеди]

Председатель ОВЦС встретился с Президентом Республики Сербской Милорадом Додиком

Митрополиту Филиппопольскому Нифону вручена награда Казахстанского митрополичьего округа

Митрополит Волоколамский Антоний посетил Банялукскую митрополию

Состоялось отпевание архиепископа Чикагского и Средне-Американского Петра

Другие интервью

Протоиерей Максим Козлов: Система высшего духовного образования в Русской Православной Церкви свидетельствует о своем развитии, стабильности и жизнеспособности

В.Р. Легойда: Важно, от кого произошел человек, но еще важнее, что с ним произойдет

Митрополит Екатеринбургский Евгений: Мы боремся за то, чтобы жить в евангельской системе координат

А.В. Щипков: Смоленск — особый город в истории России

«Ортодоксия» на марше: православные миссионеры в тылу и в зоне СВО

Митрополит Наро-Фоминский Никандр: У нас высокая миссия — создавать архитектурные проекты, которые не уступают древним шедеврам по своей красоте и разнообразию

Протоиерей Михаил Потокин: Нужны добровольцы для помощи людям на Донбассе

Епископ Каменский и Камышловский Мефодий: «Церковь — самый эффективный помощник в избавлении от всякой тяги, в том числе и к наркотикам»

Митрополит Калужский Климент: Лауреаты Патриаршей литературной премии и традиция семейного чтения

Протоиерей Максим Козлов: Постарайтесь прикоснуться к Пасхе в Светлую неделю