Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Русская версияУкраинская версияМолдавская версияГреческая версияАнглийская версия
Патриархия

В.Р. Легойда: Никто на Украине не предаст свою Церковь

В.Р. Легойда: Никто на Украине не предаст свою Церковь
Версия для печати
14 сентября 2018 г. 11:32

В преддверии экстренного заседания Священного Синода Русской Православной Церкви председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ В.Р. Легойда дал интервью РИА «Новости».

— Давайте начнем с самого простого вопроса — можно ли говорить на текущий момент о том, что раскол в православном мире уже существует?

— Ситуация, безусловно, крайне неприятная, но я бы пока вопрос так не ставил. Те неканонические шаги, которые предпринимает Константинопольский Патриархат, вызвали однозначную оценку Священного Синода Русской Церкви. Она заключается в том, что мы готовы пойти и на жесткие ответные меры, если Фанар (резиденция Константинопольского Патриарха в Стамбуле. — Прим. ред.) не изменит подход к проблеме.

— Но если раскол все же возникнет — ну, допустим на минуту, — в истории Церкви было много расколов, но сейчас причины его возникновения сугубо политические. Нет религиозной розни, расхождения в догматах. Выходит, ради каких-то сиюминутных земных интересов можно пренебречь церковными канонами? Это кого-то смущает?

— Конечно. И мы заявили протест. Мы знаем реакцию Поместных Церквей, их поддержку митрополита Онуфрия (Предстоятеля Украинской Церкви. — Прим. ред.) Другое дело, что до недавнего времени эту позицию поддерживал и Константинополь! Тем удивительнее этот разворот. Но видимо, коллег это совсем не смущает, коль они решились на эти шаги.

Кроме того — каков мандат этих представителей-экзархов? Что они будут делать? С кем собираются общаться? Они же не могут игнорировать митрополита Онуфрия как Предстоятеля канонической Церкви, но как они с ним собираются общаться, если прибыли на его территорию, не спросив его согласия? С чего они начнут разговор? С извинений?

Не хочу вступать на зыбкую почву гипотез, но мы слышим довольно странные комментарии из Константинополя в последние дни. Эти комментарии подчас никак не коррелируют с шагами, которые уже сделаны. Например, когда представитель Вселенского Патриархата говорит о возможности решить все мирным путем, ни в коей мере не провоцируя раскол, не очень понятно, почему тогда совершаются прямые нарушения канонов! И почему Константинопольский Патриархат думает, что не последует реакции со стороны Русской Церкви? Однозначно последует.

— А вы считаете, мы прошли «точку принятия решения», как говорят в авиации? Или еще можно «уйти на второй круг»?

— Думаю, что о пройденной точке невозврата можно говорить только в ситуации, когда будут совершены действия, ведущие к серьезным последствиям для взаимного общения. Но мы не видим и реакции на заявление Священного Синода Русской Церкви от 8 сентября. Это никак не способствует умиротворению ситуации. Сегодня пройдет внеочередное заседание нашего Синода. Подождем его решений.

— Но вот владыка Иларион (глава Отдела внешних церковных связей. — Прим. ред.) уже заявил, что все, средства дипломатии исчерпаны…

— Это так. Но это также не значит, что нельзя вернуться к диалогу. Точка невозврата не пройдена даже в отношениях с украинскими раскольниками — при условии их готовности следовать каноническому уврачеванию ситуации.

— Как простым людям себя вести, что делать? Я сегодня читал фейсбук, пост про службу в храме святого благоверного князя Александра Невского в МГИМО, где во время прошения о мире на Украине все прихожане встали на колени. Что думать им, неискушенным?

— Всем — и искушенным, и неискушенным — важно усиленно молиться. Та молитва о мире на Украине, о которой вы сказали и которая уже не один год совершается в храмах Русской Церкви, приобретает сегодня и новый смысл. Для любого человека — и простого, и сложного, и мирянина, и работающего в церковных структурах — главнее всего молитва.

Кроме того, мы живем в то время, когда любой может присутствовать и в медийном поле. И тут не надо позволять себе высказываний, которые спровоцируют раздражение или другие схожие эмоции. Нередко нас специально вызывают на эти эмоции, но, как говорит Священное Писание, «гнев человека не творит правды Божией» (Иак. 1:20). Это недопустимо.

— Владимир Романович, как вообще стала возможна вся эта ситуация? Это наследие 90-х? Или раньше началось?

— Тема автокефалии, как известно, вызвала раскол. Точнее, причиной стали политические и личные амбиции некоторых людей, облеченные в тему самостоятельной Церкви. Удивляет позиция Фанара, который вдруг начинает спустя 300 лет говорить о письме Патриарха Дионисия Второго от 1686 года, которое передавало Киевскую митрополию якобы во временное управление Московскому Патриарху. Единственным «аргументом» из всего, что я слышал и что касалось тех событий, было то, что киевский митрополит должен поминать Патриарха Константинополя. Но это же символическое выражение, дань уважения, порядок чести, если угодно! Поминовение Предстоятелей других Церквей не есть указание на их власть. Но даже если допустить, что это так — хотя это не так, в подобных вопросах каноническое право говорит о сроке давности. Он составляет 30 лет. Но не 300 же!

И еще нечто важное. Что бы ни говорили алармисты, какие бы телеграм-каналы что бы ни вбрасывали, дескать, чуть ли не половина духовенства УПЦ спит и видит автокефалию, — это не так. Украинская паства любит и чтит своего Предстоятеля — Блаженнейшего митрополита Онуфрия, любит и чтит своего Патриарха — Святейшего Кирилла. И она не ждет никакой автокефалии.

Пусть переживают те, кто заварил эту кашу, пусть они осознают свою ответственность, пусть думают, на какое поле зашли. И те, кто так жаждет вожделенной автокефалии от Константинополя, пусть задумаются вот над чем: а что если возникнет некая Киевская митрополия — в подчинении Константинополя? Как первый шаг. (Отдельный вопрос — из кого она будет состоять.) И только потом эта митрополия получит автокефалию. Но ведь это «потом» может растянуться на годы. Или века. Или… Почему нет? Раз нрав Константинополя так изменчив.

— Нет ли опасности того, что вся эта ситуация спровоцирует гражданские конфликты?

— Безусловно есть. Поэтому мы и говорим о высокой ответственности тех, кто сейчас пытается что-то решить. Если будет претворена в жизнь линия с легализацией раскола, то с очень высокой долей вероятности это приведет к обострению. Потому что в ситуации, когда раскольники никем не признаются, только за четыре года более 40 храмов уже отобраны у канонической Церкви. А если возникает структура, которая получит некий мандат от Константинополя и начнет официально претендовать на все православные храмы на Украине, к чему это приведет? Что бы ни писали псевдоаналитики о яростном желании всех верующих обрести тотчас автокефалию, мы знаем, что настроения другие. И люди храмы не отдадут. Не предадут свою веру и Церковь.

Беседовал Алексей Михеев

Служба коммуникации ОВЦС/Патриархия.ru

Материалы по теме

Выставка из цикла «Русское присутствие в Святой Земле» откроется в Северной столице

В.Р. Легойда провел онлайн-совещание с представителями епархий новых регионов России

В Московской духовной академии прошел II Форум православных студенческих сообществ «Встреча»

Заместитель председателя Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ В.В. Кипшидзе удостоен Патриаршей награды

Святейший Патриарх Кирилл: Факты нарушения прав верующих Украинской Православной Церкви признаются в отчетах международных правозащитных организаций

В Албанской Церкви призвали отменить закон о запрете канонической Украинской Православной Церкви

Святейший Патриарх Кирилл посетил российскую премьеру документального фильма «Люди Христовы. Наше время»

Святейший Патриарх Кирилл посетил российскую премьеру документального фильма «Люди Христовы. Наше время»

Интервью митрополита Черкасского и Каневского Феодосия информационному агентству Romfea [Интервью]

Германская епархия Зарубежной Церкви осудила захват рейдерами «ПЦУ» кафедрального собора в Черкассах

Митрополит Ловчанский Гавриил назвал великой трагедией захват раскольниками кафедрального собора в Черкассах

Изменение международно-политического контекста взаимоотношений Русской и Константинопольской Церквей в ситуации военно-революционных потрясений конца 1910-х — начала 1920-х годов [Статья]

Украина как апробационная площадка для новой унии: угрозы и пути преодоления [Статья]

Состоялась встреча митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Варсонофия с Блаженнейшим Патриархом Иерусалимским Феофилом

Патриаршая проповедь в праздник Сретения Владимирской иконы Пресвятой Богородицы после Литургии в Сретенском ставропигиальном монастыре г. Москвы [Патриарх : Проповеди]

В день памяти святителя Николая Мирликийского начальник Русской духовной миссии принял участие в Литургии в Бейт-Джале

Духовенство Русской духовной миссии приняло участие в праздничном богослужении в Лавре преподобного Саввы Освященного

Святейший Патриарх Кирилл: Факты нарушения прав верующих Украинской Православной Церкви признаются в отчетах международных правозащитных организаций

Предстоятель Русской Церкви представил Епархиальному собранию города Москвы обзор своей деятельности в 2024 году

Изменение международно-политического контекста взаимоотношений Русской и Константинопольской Церквей в ситуации военно-революционных потрясений конца 1910-х — начала 1920-х годов [Статья]

Украина как апробационная площадка для новой унии: угрозы и пути преодоления [Статья]

Заявление Священного Синода Русской Православной Церкви в связи с принятием Верховной Радой Украины законопроекта, направленного на ликвидацию Украинской Православной Церкви [Документы]

Митрополит Будапештский Иларион: Ватикан уступил либералам в вопросе однополых пар [Интервью]

Другие интервью

Митрополит Курский Герман: В основе пастырского служения — благоговейное предстояние пред Богом

Протоиерей Максим Козлов: Система высшего духовного образования в Русской Православной Церкви свидетельствует о своем развитии, стабильности и жизнеспособности

В.Р. Легойда: Важно, от кого произошел человек, но еще важнее, что с ним произойдет

Митрополит Екатеринбургский Евгений: Мы боремся за то, чтобы жить в евангельской системе координат

А.В. Щипков: Смоленск — особый город в истории России

«Ортодоксия» на марше: православные миссионеры в тылу и в зоне СВО

Митрополит Наро-Фоминский Никандр: У нас высокая миссия — создавать архитектурные проекты, которые не уступают древним шедеврам по своей красоте и разнообразию

Протоиерей Михаил Потокин: Нужны добровольцы для помощи людям на Донбассе

Епископ Каменский и Камышловский Мефодий: «Церковь — самый эффективный помощник в избавлении от всякой тяги, в том числе и к наркотикам»

Митрополит Калужский Климент: Лауреаты Патриаршей литературной премии и традиция семейного чтения