Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Русская версияУкраинская версияМолдавская версияГреческая версияАнглийская версия
Патриархия

Митрополит Волоколамский Иларион: Политика украинской власти направлена на дискриминацию канонической Украинской Православной Церкви

Митрополит Волоколамский Иларион: Политика украинской власти направлена на дискриминацию канонической Украинской Православной Церкви
Версия для печати
12 декабря 2018 г. 13:01

8 декабря 2018 года в передаче «Церковь и мир», выходящей на канале «Россия-24» по субботам и воскресеньям, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион ответил на вопросы ведущей телеканала Екатерины Грачевой.

Е. Грачева: Здравствуйте, это программа «Церковь и мир». Мы беседуем с председателем Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополитом Волоколамским Иларионом о событиях в нашей стране и за рубежом. Здравствуйте, владыка!

Митрополит Иларион: Здравствуйте, Екатерина! Здравствуйте, дорогие братья и сестры!

Е. Грачева: Усиливается давление со стороны политического Киева на каноническую Украинскую Православную Церковь. Только в Житомирской области прошло около восьми обысков на этой неделе. С чем Вы связываете усиление этого давления? В Киево-Печерской давре, по некоторым сообщениям, даже вскрывали мощи. Что ищут у канонической Церкви, что они надеются найти?

Митрополит Иларион: Все эти действия являются следствием политики нынешних украинских властей, направленной на дискриминацию канонической Украинской Православной Церкви. Задача заключается в том, чтобы сломать сопротивление. Каноническая Церковь не хочет участвовать в том беззаконном деянии, которое пытается совершить на Украине Константинопольский Патриарх Варфоломей и которое будет называться «объединительным собором».

Якобы этот «собор» должен объединить все ветви украинского православия, но на самом деле никаких ветвей нет, а есть Украинская Церковь, которая объединяет большинство православных верующих, и есть две группы раскольников. Пока властям Украины не удается объединить даже эти две группы раскольников.

Каноническая Украинская Православная Церковь единодушно высказалась за сохранение своего нынешнего статуса и не собирается участвовать в так называемом объединительном соборе.

Власти во что бы то ни стало нужно сломать волю украинских иерархов. Поэтому действуют, как говорится, не мытьем, так катаньем. Сейчас проходят обыски в храмах, в домах у архиереев. Архипастырей вызывают в СБУ и пытаются склонить к участию в этом беззаконном «соборе». Предпринимаются все возможные действия для того, чтобы изменить ситуацию в пользу украинских властей.

Е. Грачева: И тем не менее уже сейчас понятно, что никто из канонической Украинской Православной Церкви в этом «объединительном соборе» принимать участие не будет и поэтому он был вновь перенесен. Значит ли это, что П. Порошенко осознает, что без Московского Патриархата этот «собор» во всем мире будет рассматриваться как собрание раскольников, и что если Москва продолжит держать оборону и придерживать свои позиции, то и дальнейших шагов по предоставлению автокефалии Порошенко сделать не сможет. Или это не так?

Митрополит Иларион: Задачу привести на «объединительный собор» в Киеве как можно большее число архиереев канонической Украинской Православной Церкви перед президентом Порошенко поставил Патриарх Варфоломей. Он понимает, что если это будет «собор» одних раскольников, а канонический епископат не примет в нем участие, то происходящее будет выглядеть нелепо и странно.

Не будем забывать о том, что в канонической Украинской Православной Церкви 90 архиереев, и все они возглавляют крупные епархии с многотысячным населением, с сотнями храмов. Тогда как у раскольников не наберется, наверное, и 40 лже-архиереев. И некоторые из них возглавляют, по сути, номинальные епархии. Если весь этот так называемый объединительный собор будет состоять только из раскольников, конечно, у него не будет даже малой толики легитимности, необходимой для того, чтобы потом это собрание признать, что прекрасно понимает Патриарх Варфоломей. Поэтому я думаю, что он поставил перед Порошенко задачу добиться участия хотя бы кого-нибудь из архиереев канонической Церкви.

По-прежнему остается слишком много подводных камней и слишком много препятствий к созыву этого так называемого объединительного собора.

Е. Грачева: Запрещен въезд на Украину мужчинам из России от 16 до 60 лет. Возможно, он будет бессрочным. В ответ на это Москва не предприняла никаких зеркальных мер, более того, Госдума уже на этой неделе рассмотрела предложение В. Путина облегчить украинцам получение российского гражданства. Как Вам кажется, это правильный и адекватный ответ Москвы?

Митрополит Иларион: Запрещать людям въезд — это преступление. Нужно ведь учитывать, что еще с советских времен у многих украинцев есть родственники в России, а у многих россиян — родственники на Украине. Есть семьи, которые живут на две страны, и просто так ввести запрет миллионам людей на въезд в ту или иную страну значит нанести очень тяжелый удар, в том числе и по семейным отношениям.

Е. Грачева: Например, была запущена акция на дорогах: останавливайте дальнобойщиков из России, меняйте их на моряков… то есть уже идет какой-то абсолютный криминал в отношении граждан нашей страны. Сейчас мы видим запрет на въезд в страну и непонятно, кто от этого больше пострадает — украинцы или русские. К чему это все может привести в умах украинцев и о чем они между собой говорят уже сегодня, за несколько месяцев до выборов?

Митрополит Иларион: Порошенко делает все для того, чтобы остаться у власти. История с катерами — не что иное, как провокация, направленная на то, чтобы создать условия для введения военного положения. А для чего оно нужно? Для того, чтобы отложить выборы и не проиграть на них, чтобы сохранить власть. Для этой же цели затеяна и вся авантюра с так называемой автокефальной Украинской церковью.

Порошенко нужны какие-то громкие успехи и громкие победы. Одной из таких побед мыслится им создание украинской автокефальной церкви, но только народ церковный против этого проекта, поэтому он никак не может сдвинуться.

Е. Грачева: В Стамбуле три дня заседал Синод Константинопольского Патриархата. К какой редакции томоса в итоге они пришли, и чем завершилось это заседание?

Митрополит Иларион: Насколько известно, на заседании был принят, а затем передан чиновникам из администрации президента Украины проект устава «новой украинской православной церкви». Насколько можно судить, предполагается создание не настоящей национальной украинской автокефальной церкви, а некой полуавтокефальной структуры, зависимой от Константинополя. Даже сам тот факт, что устав написан не в украинской церкви, а в Стамбуле и передан в готовом виде, уже говорит о том, что никакой самостоятельности у этой структуры не будет.

Принятый в Стамбуле устав для создаваемой на Украине новой церковной структуры определяет, что она состоит в единстве со всей Вселенской Церковью не сама по себе, а только через Константинопольский Патриархат. Своих святых эта структура также прославлять не сможет, а должна будет подавать заявление Константинополю, который станет рассматривать вопрос о предложенной канонизации.

Более того, все приходы этой церкви в так называемой диаспоре, то есть за пределами Украины, должны будут входить в состав Константинопольского Патриархата. То есть если, например, у Русской Православной Церкви в Западной Европе, в Центральной Европе, в Юго-Восточной Азии, в Южной Америке, в Австралии, даже в Антарктиде есть свои общины, то у этой полуавтокефальной украинской церкви не будет даже возможности открывать такие приходы, потому что Константинополь закладывает в ее устав все свои идеи относительно не просто собственного первенства чести, а того, что якобы только Константинополь имеет церковную юрисдикцию в так называемой диаспоре.

Таким образом, вместо автокефальной церкви Украина получит структуру, устав которой прописывает сильнейшую зависимость от Константинополя практически во всем. Любой архиерей, если будет чем-то недоволен, станет жаловаться не предстоятелю этой церкви, а напрямую Константинопольскому Патриарху, и тот будет решать вопросы, в том числе через свои ставропигии, которые он создает на Украине и наличие которых тоже прописано в этом уставе.

Е. Грачева: Что приходит сейчас в Западной Европе? Архиепископия православных русских церквей в Западной Европе, а именно в Париже, сообщает, что в конце ноября Синод Константинопольского Патриархата решил лишить ее статуса экзархата Вселенского Патриархата. Переведите на светский язык, что это значит?

Митрополит Иларион: В Архиепископию входят около 60 приходов, в которых служат более ста священников. Центр ее находится в Париже в соборе Александра Невского на улице Дарю, поэтому часто по названию местоположения эту юрисдикцию именуют «рю (улица — франц.) Дарю». И сейчас Константинополь неожиданно, не предупредив никого, объявил о том, что вся эта структура распускается и приходам этой Архиепископии предлагается влиться в местные епархии Константинопольского Патриархата.

Конечно, руководство Экзархата, священнослужители были не готовы к такому повороту событий. Там сложились свои традиции. Это, прежде всего, традиции, направленные на сохранение русского духа, русского церковного наследия. Богослужения в тех приходах совершаются преимущественно на церковнославянском языке, хотя в некоторых — уже на местных языках. И вот сейчас Константинополь фактически упраздняет эту структуру.

Это вполне вписывается в логику последних действий Константинополя, направленных в целом на уничтожение церковного единства и разрушение существующих структур. Это просто самоуправство, самочиние, и не думаю, что приходы этой Архепископии с принятыми решениями столь легко согласятся.

Е. Грачева: В ноябре в нашей стране отменили концерты у четырех исполнителей современной музыки. Общественные организации и представители местной власти регионов говорят, что это связано с тем, что творчество этих музыкантов пропагандирует наркоманию, алкоголизм, аморальный образ жизни. Американское издание «Нью-Йорк Таймс» назвало арест музыканта Хаски «частью культурной войны в России, которую ведет государство совместно с Русской Православной Церковью». Ведь в свое время и Цоя запрещали, считая аморальным за вполне невинные строки — «я бездельник», например. Прав ли автор статьи в «Нью-Йорк Таймс», что Русская Православная Церковь имеет какое-то отношение к запрету этих концертов?

Митрополит Иларион: Русская Православная Церковь не имеет никакого отношения к запрету этих концертов. Однако, я думаю, что и сравнение с Виктором Цоем здесь вряд ли уместно, потому что Цой не пропагандировал наркотики, суицид, терроризм, а ведь именно это нередко пропагандируется в произведениях современных рэп-музыкантов.

Некоторые образцы такого творчества просто чудовищны. Готовясь к передаче, я посмотрел два клипа рэпера Хаски и должен сказать, что это производит крайне тяжелое впечатление. Помимо того, что звучат совершенно непотребный текст и соответствующая музыка, их сопровождает еще и шокирующий видеоряд: изображается кровь, изображается чуть ли не расстрел террористами каких-то людей. Выходя «массовым тиражом» на молодежь, на школьников, все это оказывает на них пагубное воздействие.

Не знаю, насколько правильно воздействовать в этом случае запретительными мерами, поскольку жизнь показывает: то, что запрещают, становится от этого только еще более популярным, особенно сейчас, когда через интернет любой может ознакомиться с чем угодно.

Е. Грачева: Сервис «Яндекс-такси» запретил таксистам размещать иконы и другие религиозные символы в машинах бизнес-класса. Как Вам кажется, правильно ли запрещать водителям иметь религиозные символы в салоне авто, и почему запрет касается машин бизнес-класса?

Митрополит Иларион: Думаю, решение о том, что размещать, а что не размещать в салоне автомобиля, должен принимать его собственник. Если человек на своей машине занимается извозом, то, полагаю, он может разместить в салоне то, что пожелает, в том числе и иконы. Если машина принадлежит компании, то компания определяет, что может быть в автомобиле.

Сама идея запрета религиозных символов в публичном пространстве является ошибочной и неправильной. Мы эту идею критикуем, когда она воплощается в жизнь на разных площадках в странах Западной Европы. И я не думаю, что нам следует подражать в этом западноевропейским странам. У каждого человека есть право исповедовать свою религию, в том числе у водителя такси. И если в такси сел пассажир, который не исповедует эту религию, не думаю, что религиозные символы должны его шокировать или смутить.

Е. Грачева: А почему этот запрет ввели именно в машинах бизнес-класса? Не допускаете ли Вы, что кто-то из пассажиров пожаловался?

Митрополит Иларион: Не сомневаюсь, что поступила жалоба от кого-то из пассажиров, и с этого все и началось. Но это не значит, что надо одобрить действия компании. Запрет на религиозные символы в публичном пространстве — это ошибочная мера.

Во второй части передачи митрополит Иларион ответил вопросы телезрителей, поступившие на сайт программы «Церковь и мир».

Вопрос: Проблемы отцов и детей актуальны в каждой семье. Как можно избежать конфликтов подростка с родителями, и как уделять достаточное количество времени ребенку, если мать не так давно начала воцерковляться и ей хочется проводить время наедине с Богом, читать Евангелие, Святых Отцов и прочее?

Митрополит Иларион: Очень часто родители как бы живут своей жизнью, а дети — своей. Именно на этой почве чаще всего и возникают конфликты «отцов и детей». Когда родители умеют жить общей жизнью со своими детьми, когда взрослые вовлекают в то, что им интересно, своих чад, тогда, как правило, и конфликтов между поколениями не возникает.

Если вам хочется проводить время наедине с Богом, разве ребенок мешает этому? Разве вы не можете вместе с ним помолиться, почитать Евангелие, труды святых отцов? Пусть ребенок не все поймет — объясните ему так, чтобы он понял. Ведь именно это станет залогом того, что потом ваш ребенок станет верующим человеком, полюбит Евангелие, полюбит Церковь.

Воцерковляйтесь вместе со своими детьми, и это будет залогом того, что в вашей семье не будет конфликтов, что вы вместе будете двигаться по пути к спасению, ведущему в Царство Небесное.

Служба коммуникации ОВЦС/Патриархия.ru

Материалы по теме

Секретарь по межрелигиозным отношениям ОВЦС принял участие в научной конференции Посольства Ирана и Института востоковедения РАН

Представители ОВЦС приняли участие в торжествах по случаю 25-летия повторного освящения кафедрального римско-католического собора Москвы

Представитель ОВЦС принял участие в торжествах по случаю введения в должность нового настоятеля англиканского храма в Москве

Представитель ОВЦС принял участие в экспертной дискуссии, организованной Международным Комитетом Красного Креста

Святейший Патриарх Кирилл: Факты нарушения прав верующих Украинской Православной Церкви признаются в отчетах международных правозащитных организаций

В Албанской Церкви призвали отменить закон о запрете канонической Украинской Православной Церкви

Святейший Патриарх Кирилл посетил российскую премьеру документального фильма «Люди Христовы. Наше время»

Святейший Патриарх Кирилл посетил российскую премьеру документального фильма «Люди Христовы. Наше время»

Интервью митрополита Черкасского и Каневского Феодосия информационному агентству Romfea [Интервью]

Германская епархия Зарубежной Церкви осудила захват рейдерами «ПЦУ» кафедрального собора в Черкассах

Митрополит Ловчанский Гавриил назвал великой трагедией захват раскольниками кафедрального собора в Черкассах

Изменение международно-политического контекста взаимоотношений Русской и Константинопольской Церквей в ситуации военно-революционных потрясений конца 1910-х — начала 1920-х годов [Статья]

Украина как апробационная площадка для новой унии: угрозы и пути преодоления [Статья]

Состоялась встреча митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Варсонофия с Блаженнейшим Патриархом Иерусалимским Феофилом

Патриаршая проповедь в праздник Сретения Владимирской иконы Пресвятой Богородицы после Литургии в Сретенском ставропигиальном монастыре г. Москвы [Патриарх : Проповеди]

В день памяти святителя Николая Мирликийского начальник Русской духовной миссии принял участие в Литургии в Бейт-Джале

Духовенство Русской духовной миссии приняло участие в праздничном богослужении в Лавре преподобного Саввы Освященного

Святейший Патриарх Кирилл: Факты нарушения прав верующих Украинской Православной Церкви признаются в отчетах международных правозащитных организаций

Предстоятель Русской Церкви представил Епархиальному собранию города Москвы обзор своей деятельности в 2024 году

Изменение международно-политического контекста взаимоотношений Русской и Константинопольской Церквей в ситуации военно-революционных потрясений конца 1910-х — начала 1920-х годов [Статья]

Украина как апробационная площадка для новой унии: угрозы и пути преодоления [Статья]

Заявление Священного Синода Русской Православной Церкви в связи с принятием Верховной Радой Украины законопроекта, направленного на ликвидацию Украинской Православной Церкви [Документы]

Митрополит Будапештский Иларион: Ватикан уступил либералам в вопросе однополых пар [Интервью]

Другие интервью

Митрополит Курский Герман: В основе пастырского служения — благоговейное предстояние пред Богом

Протоиерей Максим Козлов: Система высшего духовного образования в Русской Православной Церкви свидетельствует о своем развитии, стабильности и жизнеспособности

В.Р. Легойда: Важно, от кого произошел человек, но еще важнее, что с ним произойдет

Митрополит Екатеринбургский Евгений: Мы боремся за то, чтобы жить в евангельской системе координат

А.В. Щипков: Смоленск — особый город в истории России

«Ортодоксия» на марше: православные миссионеры в тылу и в зоне СВО

Митрополит Наро-Фоминский Никандр: У нас высокая миссия — создавать архитектурные проекты, которые не уступают древним шедеврам по своей красоте и разнообразию

Протоиерей Михаил Потокин: Нужны добровольцы для помощи людям на Донбассе

Епископ Каменский и Камышловский Мефодий: «Церковь — самый эффективный помощник в избавлении от всякой тяги, в том числе и к наркотикам»

Митрополит Калужский Климент: Лауреаты Патриаршей литературной премии и традиция семейного чтения