Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Русская версияУкраинская версияМолдавская версияГреческая версияАнглийская версия
Патриархия

В.Р. Легойда: Этнические эстонцы тянутся к русскому Православию

В.Р. Легойда: Этнические эстонцы тянутся к русскому Православию
Версия для печати
9 января 2019 г. 18:37

О церковном конфликте на Украине и его сходстве с появлением автокефальной церкви в Эстонии, о деструктивной позиции Константинопольской Патриархии и интересе этнических эстонцев к русскому Православию в канун праздника Рождества Христова порталу Baltnews.ee рассказал председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ В.Р. Легойда.

— Г-н Легойда, церковный раскол на Украине напоминает сценарий появления в Эстонии Церкви в юрисдикции Константинопольского Патриархата, параллельной Эстонской Православной Церкви Московского Патриархата. В чем сходства и различия между украинскими событиями последнего времени и эстонской ситуацией 1990-х годов?

— Развитие ситуации на Украине и в Эстонии имеет много общего. В обеих странах идеи автокефалии или перехода смены юрисдикции появлялись в 1920-е годы. Затем в период гитлеровской оккупации они получили развитие и вновь стали обсуждаться в 1990-е годы. Эти устремления поощрялись как политиками, так и самим Константинопольским Патриархатом. Точно так же, как и сейчас на Украине, в 1990-е годы власти независимой Эстонии приветствовали провозглашение юрисдикции Константинопольского Патриархата в стране.

При этом известно, что в 1923 году Константинопольский Патриарх Мелетий (Метаксакис) не дал Эстонской Православной Церкви автокефалию, а лишь преобразовал ее в собственную митрополию. В нынешней ситуации на Украине контакты властей с Константинопольским Патриархатом сначала осуществлялись «в надежде» на «полную автокефалию», а теперь уже ясно, что собственного патриарха от Фанара (резиденция Константинопольского Патриархата находится в стамбульском районе Фанар. — прим. Baltnews) Украина не получит, да и «автокефалия» Православной церкви Украины будет ущербной.

Развитие эстонского конфликта в 1990-е также началось с раскола — часть духовенства ушла в раскол, в юрисдикцию эмигрантского неканонического так называемого «стокгольмского синода», который затем был принят в 1996 году в юрисдикцию Константинопольского Патриархата. При этом Фанар допускал клевету в отношении нашей Церкви. Так во время визита в Финляндию в 1995 году Патриарх Варфоломей выступил с обращением к православным верующим Эстонии, где содержались грубые нападки.

И тут, и там главным для Константинопольского Патриархата был имущественный вопрос. В Эстонии Константинопольскому Патриархату были нужны собственно не эстонские раскольники и не эмигрантский синод, а та собственность, которая по сговору с нарушениями эстонского законодательства была по реституции передана им государством.

И в случае с Украиной, и с Эстонией Священный Синод Русской Православной Церкви был вынужден разорвать евхаристическое общение с Константинопольским Патриархатом.

Если говорить о различиях украинской и эстонской ситуации, то в Эстонии православное присутствие является исторически новым и небольшим по масштабу: первый епископ Ревельский появился в 1917 году. На Украине более многочисленные расколы, и их несколько. Значительную роль также играет униатский фактор. В Эстонии в этом отношении все проще.

Среди различий двух ситуаций также то, что Константинопольский Патриархат никогда не ставил задачей дать автокефалию ни Эстонской, ни Финляндской Церквам, которые принял в свою юрисдикцию. В случае с Украиной декларация автокефалии и обещание дать томос (указ по некоторому важному вопросу церковного устройства. — прим. Baltnews) стали излюбленным тезисом Патриарха Варфоломея и президента Порошенко, который они непрестанно озвучивали в унисон.

— Какие контрмеры были предприняты Русской Православной Церковью против вмешательства в ее дела Константинопольского Патриархата в Эстонии в 1990-х годах?

— Имели место переговоры с попыткой удержать Константинопольский Патриархат от восстановления юрисдикции в Эстонии, но они, к сожалению, не увенчались успехом. Последовал разрыв отношений, а затем — переговоры по их восстановлению, которые привели к достижению компромисса.

Как недавно справедливо заявил Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, единственное средство для Церкви защитить себя от раскола — это себя от него оградить, что и делается путем разрыва канонического общения.

— Каковы уроки, вынесенные Русской Православной Церковью после вторжения Константинополя на каноническую территорию Московского Патриархата в Эстонии?

— Нельзя сказать, что действия Фанара стали для нас каким-то сюрпризом, ведь еще в послереволюционные времена стамбульские архиереи небезвозмездно поддерживали обновленческий раскол, направленный против Русской Церкви и ее единства. Недавние события показали, что Константинопольский Патриархат недоговороспособная организация, для которой канонические установления не являются ничем, кроме поля для манипуляций. Например, Фанар до сих пор спустя 22 года не выполнил условий Цюрихских соглашений 1996 года, согласно которым два Патриархата должны были «совместно сотрудничать в вопросе представления их позиции перед эстонским правительством с целью, чтобы все православные в Эстонии получили одинаковые права, включая право на имущество».

— Имеются ли в других прибалтийских республиках какие бы то ни было стремления запуску сценария, аналогичного эстонскому и украинскому?

— Слава Богу, местные власти не пытаются использовать религиозный фактор для нагнетания националистических настроений в такой форме, как это сейчас происходит на Украине. И в Латвии, и в Литве канонические структуры Московского Патриархата занимают конструктивную позицию по отношению к властям, мирным и законным образом представляют интересы русскоязычного православного населения и всех людей, относящих себя к православной вере и культуре. Взаимодействие Церкви и государства строится там на основе полного уважения к правам друг друга, которые призвано уважать любое государство, считающее себя демократическим, независимо от вектора своего развития.

— Расскажите о вкладе Латвийской Православной Церкви в церковную жизнь Московского Патриархата.

— Согласно Уставу (гл. 12, п. 16) Латвийская Православная Церковь является самоуправляемой Церковью в составе Московского Патриархата. Соответственно, митрополит Рижский и всея Латвии Александр и епископ Даугавпилсский и Резекненский Александр участвуют в работе Священного Синода, Архиерейского собора, Поместных Соборов Русской Православной Церкви.

Исторически Латвия — важная часть духовного пространства Русской Церкви, некогда бывшая центром миссионерских трудов в Прибалтике. Так, например, долгое время православие в Эстонии распространялось в рамках Рижского викариатства.

— Г-н Легойда, можно ли сказать, что в Эстонии церковное разделение проходит по этноязыковой линии и возможно ли подобное на Украине?

— Этнических эстонцев и в Эстонской Православной Церкви Московского Патриархата много, не меньше, чем в Эстонской Апостольской Православной Церкви, относящейся к Фанару. Характерно, что, несмотря на активное внедрение эстонского языка в церковную жизнь Эстонской Апостольской Православной Церкви, численность ее паствы практически не растет.

На Украине языковой проблемы в церковной плоскости не существует вообще. И русские, и украинцы пользуются одним и тем же богослужебным языком, а вне службы могут пользоваться и русским, и украинским, не испытывая языковых барьеров. Проводить же какие-то этнические различия между русскими и украинцами — это лишь средство достижения нечистоплотных целей, которым пользуются националистически настроенные политики.

Поэтому, хоть и в разной степени, но ни на Украине, ни в Эстонии нет никаких этноязыковых причин для разделений. Они привнесены в церковную сферу исключительно из политики и ради достижения сомнительных политических задач.

— Исходя из эстонского опыта, каковы, на Ваш взгляд, будут последствия вмешательства Константинополя в украинский церковный вопрос?

— Вмешательство Фанара в дела Украинской Православной Церкви уже состоялось, и оно приносит новые разделения, приводит к дискриминации и преследованию верующих канонической Церкви, росту насилия, рейдерским захватам храмов.

По существу, Константинополь, любящий называть себя Церковью-матерью, является прямой причиной страданий верующих людей, на которые Фанар закрывает глаза ради получения материальных благ в виде предоставления ставропигий (статус независимости от местной епархиальной власти и подчинение непосредственно патриарху или синоду. — прим. Baltnews), церковного имущества и, самое главное, ради подтверждения своих авторитаристских устремлений.

— В странах Балтии проживает большая доля православных христиан (Латвия — почти 20%, Эстония — 16%, Литва — 5% от числа населения). Более того, в Эстонии число представителей Православия больше, чем других конфессий, в том числе католиков и лютеран. Тем не менее, католическое Рождество является национальным праздником и временем отдыха, в то время как даты православного Рождества остаются рабочими днями. Парламенты стран Балтии отказываются признавать православный праздник на государственном уровне. Как Вы думаете, справедливо ли это?

— У меня нет актуальных данных об Эстонии по этому вопросу. Что касается Латвии, то там много раз ранее поднимался этот вопрос, но всякий раз Сейм отклонял такую инициативу. Конечно, мы поддерживаем стремление православной общины к приданию Рождеству по юлианскому календарю статуса государственного праздника. Но, наверное, не следует и политизировать данную проблему, проявляя терпение и рассчитывая на то, что уважение к православной общине возобладает среди законодателей и они примут соответствующие законы.

— В Эстонии между 2000 и 2011 годами доля православных христиан увеличивалась параллельно с увеличением религиозности в России, опережая общий спад в численности русского меньшинства. Как получается так, что русских становится меньше, а православных больше? За счет чего происходит данная положительная динамика?

— Полагаю, что приводимую Вами статистику в таком обобщенном виде очень сложно комментировать. Вместе с тем, нельзя не отметить, что многие эксперты свидетельствуют об интересе этнических эстонцев к русскому Православию, а именно к присоединению к Эстонской Православной Церкви Московского Патриархата, поскольку численность паствы фанарской юрисдикции существенно не возрастает. Возможно, с этим связан рост числа православных, который показывает статистика.

Синодальный отдел по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ/Патриархия.ru

Материалы по теме

На заседании Священного Синода обсудили ситуацию в Латвийской Православной Церкви

Заявление Управления Московской Патриархии по делам епархий ближнего зарубежья о положении дел в Латвийской Православной Церкви [Документы]

Обращение Собора Латвийской Православной Церкви будет рассмотрено на заседании Архиерейского Собора Русской Православной Церкви

Комментарий советника Патриарха Московского и всея Руси протоиерея Николая Балашова в связи с заявлением президента Латвийской Республики [Документы]

Председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ принял участие в Форуме российской идентичности

В Москве состоялись премьера фильма «Восхождение в Иерусалим» и открытие выставки о золотом веке русского паломничества на Святую Землю

В Москве состоялось заседание рабочей группы «Религии» форума «Петербургский диалог»

В Москве откроется первая выставка из цикла «Русское присутствие в Святой Земле»

В Северодонецкой епархии раздали помощь нуждающимся. Информационная сводка о помощи беженцам (за 6-11 ноября 2024 года) [Статья]

Специальный гуманитарный центр Крымской митрополии доставил около четырех тонн помощи в Херсонскую область. Информационная сводка о помощи беженцам (за 29 октября — 5 ноября 2024 года) [Статья]

Германская епархия Зарубежной Церкви осудила захват рейдерами «ПЦУ» кафедрального собора в Черкассах

В.Р. Легойда: Нынешнее положение в регионе, где идут бои и каждый день гибнут люди, диктует необходимость перемен

Митрополит Ловчанский Гавриил назвал великой трагедией захват раскольниками кафедрального собора в Черкассах

Иерарх Сербской Церкви выразил братскую поддержку митрополиту Черкасскому Феодосию в связи с рейдерским захватом кафедрального собора в Черкассах

Предстоятель Маланкарской Церкви Индии: «В эти трудные времена мы заверяем вас в нашей молитвенной поддержке Украинской Православной Церкви и ее верующих»

Изменение международно-политического контекста взаимоотношений Русской и Константинопольской Церквей в ситуации военно-революционных потрясений конца 1910-х — начала 1920-х годов [Статья]

Украина как апробационная площадка для новой унии: угрозы и пути преодоления [Статья]

Состоялась встреча митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Варсонофия с Блаженнейшим Патриархом Иерусалимским Феофилом

Патриаршая проповедь в праздник Сретения Владимирской иконы Пресвятой Богородицы после Литургии в Сретенском ставропигиальном монастыре г. Москвы [Патриарх : Проповеди]

Председатель ОВЦС встретился с Президентом Республики Сербской Милорадом Додиком

Митрополиту Филиппопольскому Нифону вручена награда Казахстанского митрополичьего округа

Митрополит Волоколамский Антоний посетил Банялукскую митрополию

Состоялось отпевание архиепископа Чикагского и Средне-Американского Петра

Иерарх Антиохийского Патриархата принял участие в Божественной литургии в Троице-Сергиевой лавре

Архиепископ Севастийский Феодосий: «Мы выступаем против провокаций, организованных некоторыми западными чиновниками против Патриарха Московского и всея Руси Кирилла»

Архиепископ Севастийский Феодосий: Мы выступаем против гонений, которым подвергается Эстонская Православная Церковь из-за ее духовного родства с Московским Патриархатом

Сестры Пюхтицкого монастыря обратились к Совету Церквей Эстонии с открытым письмом в связи с давлением на обитель

Изменение международно-политического контекста взаимоотношений Русской и Константинопольской Церквей в ситуации военно-революционных потрясений конца 1910-х — начала 1920-х годов [Статья]

Украина как апробационная площадка для новой унии: угрозы и пути преодоления [Статья]

Заявление Священного Синода Русской Православной Церкви в связи с принятием Верховной Радой Украины законопроекта, направленного на ликвидацию Украинской Православной Церкви [Документы]

Митрополит Будапештский Иларион: Ватикан уступил либералам в вопросе однополых пар [Интервью]

Другие интервью

Протоиерей Максим Козлов: Система высшего духовного образования в Русской Православной Церкви свидетельствует о своем развитии, стабильности и жизнеспособности

В.Р. Легойда: Важно, от кого произошел человек, но еще важнее, что с ним произойдет

Митрополит Екатеринбургский Евгений: Мы боремся за то, чтобы жить в евангельской системе координат

А.В. Щипков: Смоленск — особый город в истории России

«Ортодоксия» на марше: православные миссионеры в тылу и в зоне СВО

Митрополит Наро-Фоминский Никандр: У нас высокая миссия — создавать архитектурные проекты, которые не уступают древним шедеврам по своей красоте и разнообразию

Протоиерей Михаил Потокин: Нужны добровольцы для помощи людям на Донбассе

Епископ Каменский и Камышловский Мефодий: «Церковь — самый эффективный помощник в избавлении от всякой тяги, в том числе и к наркотикам»

Митрополит Калужский Климент: Лауреаты Патриаршей литературной премии и традиция семейного чтения

Протоиерей Максим Козлов: Постарайтесь прикоснуться к Пасхе в Светлую неделю