30 января 2019 года в рамках XXVII Международных Рождественских образовательных чтений в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя в Москве под председательством епископа Анадырского и Чукотского Ипатия состоялась работа секции «Православный компонент в дошкольном образовании».
В приветственном слове епископ Ипатий подчеркнул, что на педагогов дошкольного образования возложена огромная ответственность, отметив, что человек как полноценный член православного мира рождается посредством соработничества семьи, воспитателя и Церкви. Архиерей процитировал слова известного педагога, сторонника нравственного воспитания Януша Корчака: «Ребенок — иностранец, он не понимает языка, не знает направления улиц, не знает законов и обычаев. Порой предпочитает осмотреться сам; трудно — попросит указания и совета. Необходим гид, который вежливо ответит на вопросы. Уважайте его незнание!»
Первая часть секции была посвящена работе федеральной инновационной площадки по дошкольному образованию «Психолого-педагогические условия духовно-нравственного воспитания ребенка в современном дошкольном образовании», которая реализуется в рамках сотрудничества Синодального отдела религиозного образования и катехизации и Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования. Основную проблематику и перспективы совместной инновационной деятельности обозначила Татьяна Волосовец, директор Института изучения детства, семьи и воспитания РАО.
Интерес вызвал доклад Анны Тепловой, ведущего научного сотрудника лаборатории педагогической антропологии и профессионального развития педагогов РАО. Она рассказала о методических нюансах внедрения инновационной деятельности в детских садах, особо коснувшись основных ее задач, дала подробную характеристику понятию «православный уклад», различиям духовно-нравственного и культурологического образования.
Краткий обзор имеющихся на сегодняшний день программ по дошкольному образованию сделал Баатр Егоров, консультант по дошкольному образованию Синодального отдела религиозного образования и катехизации, доцент кафедры социально-гуманитарных дисциплин ФГАОУ ДПО «Центр реализации государственной образовательной политики и информационных технологий».
Заведующая сектором дошкольного образования и православных школ отдела религиозного образования и катехизации Екатеринбургской епархии Елена Бородина представила участникам модель взаимодействия сектора дошкольного образования с учреждениями светской системы образования.
Вторая часть секции содержала выступления, представляющие уникальный опыт и методические наработки в области дошкольного образования представителей Анадырской, Городецкой, Екатеринбургской, Курской, Мелекесской, Московской, Пермской, Рыбинской, Саранской епархий.
В секции приняли участие более 250 человек из России, Белоруссии, Украины, Казахстана — педагоги и заведующие детскими садами, духовники, руководители епархиальных отделов религиозного образования, представители научного сообщества.
«Православное образование»/Патриархия.ru