Председатель Синодального отдела по взаимоотношениям с обществом и СМИ В.Р. Легойда посетил Екатеринбург, чтобы встретиться с митрополитом Екатеринбургским и Верхотурским Кириллом и ответить на вопросы в рамках проекта «Прямая линия». После полуторачасового разговора в рамках проекта В.Р. Легойда рассказал корреспонденту портала «66.ru», почему Церковь не соответствует духу времени, зачем ей влиять на образ жизни каждого гражданина страны и почему возник протест против строительства в Екатеринбурге храма святой Екатерины.
— В Екатеринбурге идут споры вокруг строительства храма святой Екатерины. Как Вы считаете, почему возник этот стихийный протест, ведь, казалось, для Церкви это была хорошая PR-тема?
— Строительство храма я бы не называл PR-историей. И протест не столько стихийный, сколько подготовленный и срежиссированный. И на самом деле для такого большого города, как Екатеринбург, не такой масштабный (на воскресную акцию за сохранение сквера у Театра драмы, по подсчетам организаторов, пришли 3000 человек, — прим «66.ru»).
Если вы выступаете под лозунгами защиты парков, то почему не защищаете другие парки, а зациклились на этом конкретном? Это сразу вызывает подозрение, что тема сквера — это прикрытие того, что кому-то просто не хочется видеть там собор. Хотя я допускаю, что для какой-то части людей слова про парк звучат убедительно.
— Какие ошибки совершили инициаторы строительства? И как сейчас вокруг этого создать позитивный фон?
— Не нужно ничего выворачивать. Храм — это не бордель, казино или свалка радиоактивных отходов. Строительство храма — это позитив сам по себе. Когда строят детские сады, власти ведь не задумываются о том, как облачить это в позитивную повестку.
Вообще, спор показывает, что церковнослужители не смогли донести, зачем нужен этот храм, какую пользу он принесет. Ведь современные храмы — это не только место для молитвы, но и общественное пространство, где проходят различные культурные мероприятия. Объяснять нужно столько, сколько потребуется.
В Екатеринбурге прошли общественные слушания, и оказалось, что сторонников на два порядка больше, чем противников. Но с помощью пиара нельзя добиться, чтобы ни один человек не был против.
— Русская Православная Церковь — достаточно консервативный институт, который использует старые каналы коммуникаций. Стоѝт задача осовременить Церковь? Сделать так, чтобы она соответствовала духу времени?
— У Церкви абсолютно точно нет задачи соответствовать духу времени. Потому что дух времени сегодня так себе. С Баха на Монеточку переходить не хочется. При всем к ней уважении. Иисус Христос в рекламе не нуждается.
Спаситель сказал: «По тому узнают все, что вы мои ученики, если будете иметь любовь между собою». Поэтому для нас самая большая внутренняя проблема: мы не имеем любви друг к другу. Самая большая внешняя проблема: из-за этого люди не видят в нас его учеников. И они показывают пальцем и с пренебрежением спрашивают: «И вот это христиане?! Серьезно?!»
— Кажется, Русская Православная Церковь ориентируется на уже воцерковленных людей. Есть ядерный электорат — бабушки, и новые сторонники вам будто не нужны. Это осознанная позиция? В Церковь перестала ходить молодежь…
— Не могу с этим согласиться. Недавно я был в храме, где исключительно молодая паства. Это двадцати-, тридцатилетние и совсем дети. Я видел, как они ехали в свой приход на велосипеде, их никто не вел и за руку не тянул.
Но это не означает, что нет проблем с молодежью. Если нет проблем, то это означает одно — смерть, кладбище, музей.
— Какие проблемы?
— За всю историю человечества мир никогда так быстро не менялся. И Церковь не всегда успевает осмыслить какие-то события, дать трактовку с точки зрения Евангелия. Не всегда получается удачно отвечать. Священники же тоже живые люди и могут ошибаться.
— И все-таки кажется, что Русская Православная Церковь совершенно оторвана от современной аудитории, от ее интересов.
— Церковь по определению есть точка притяжения. Какой вопрос решает религия? О смерти. Знаете хоть одного человека, который не задумывался об этом? Да, нужно разговаривать с человеком на понятном языке, развеивать большое количество мифов. Многие молодые люди думают: придем в храм, а там нам все запретят. Они воспринимают Церковь как одно большое Нельзя. Это не так. Но Церковь и не одно большое Можно.
<...>
Полный текст интервью опубликован на сайте «66.ru»
Патриархия.ru