Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Русская версияУкраинская версияМолдавская версияГреческая версияАнглийская версия
Патриархия

Митрополит Волоколамский Иларион: Для православных верующих Украины переживания Пасхи связаны и с надеждами на прекращение гонений

Митрополит Волоколамский Иларион: Для православных верующих Украины переживания Пасхи связаны и с надеждами на прекращение гонений
Версия для печати
1 мая 2019 г. 09:30

28 апреля 2019 года в передаче «Церковь и мир», выходящей на канале «Россия-24», председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион ответил на вопросы ведущей телеканала Екатерины Грачевой.

Е. Грачева: Здравствуйте! Это программа «Церковь и мир», в которой мы беседуем с председателем Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополитом Волоколамским Иларионом. Владыка, Христос Воскресе!

Митрополит Иларион: Воистину Воскресе! Дорогие братья и сестры, Христос Воскресе!

Е. Грачева: Владыка, православные по всей стране отмечают главный праздник года — Пасху. С каким настроением Вы совершали пасхальную службу в этом году?

Митрополит Иларион: Всегда, когда наступает праздник Пасхи, это совершенно особое событие для всех христиан. И для того, чтобы понять, что оно значит для миллионов людей, достаточно просто прийти на пасхальную утреню в храм и посмотреть, как люди откликаются на возглас священника: «Христос Воскресе!», посмотреть на их глаза, на их лица.

Событие Воскресения Христова всегда переживается нами не просто как некий исторический факт 2000-летней давности, а как событие, имеющее непосредственное отношение к нам самим и нашей жизни, к нашей нравственности, к нашей духовной жизни. Праздник Пасхи отмечают миллионы верующих по всему миру. В Русской Православной Церкви Светлое Христово Воскресение празднуют не только в России, но и на Украине, в Белоруссии, в Молдавии — везде, где Московский Патриархат имеет свои епархии и приходы. Богослужения совершаются в Русской Церкви на разных языках, в том числе и на японском, на китайском, на молдавском и других. Но везде богослужение одно и то же, везде звучит радостная весть о Воскресении Христовом.

Думаю, что для православных верующих Украины, которые при уходящем президенте Порошенко подвергались гонениям, переживания Пасхи сейчас связаны еще и с надеждами на то, что эти гонения прекратятся, что жизнь Церкви в украинском государстве будет нормализована. Это самое главное сейчас переживание, которое для нас связано с праздником Пасхи, не только для украинских верующих, но и для всей Православной Церкви. Потому что вся наша Церковь болеет за Украинскую Православную Церковь, за ее верующих, за ее епископат и духовенство.

Е. Грачева: Раз Вы уж перешли к теме Украины, то я не могу не сказать, что вернулась недавно из Иерусалима, где также с паломниками присутствовал и настоятель Киево-Печерской лавры владыка Павел. И он мне рассказал, что сейчас необычайно большое число прихожан во всех храмах на Украине. И параллельно с этим продолжается захват собственности канонической Церкви. С чем Вы связываете, владыка, такое необычайное единение украинского народа на фоне церковного раскола?

Митрополит Иларион: Гонения сплачивают людей. Когда люди видят, что Церковь гонима, они еще больше любят свою Церковь, стараются чаще бывать на богослужениях, поддерживать духовенство, епископат — это поразительное сплочение верующих вокруг своих священников и архиереев мы сегодня наблюдаем в Украинской Православной Церкви.

В день Вербного воскресенья 21 апреля, когда на Украине проходил второй тур президентских выборов, президент Порошенко, посетил «богослужение» в киевском Михайловском монастыре, который занимают представители раскольнической структуры. Он молился в очередной раз у раскольников, и эта молитва, конечно, не помогла ему выиграть выборы и даже хоть сколько-нибудь сократить разрыв между ним и теперь уже избранным президентом Зеленским.

Но власть светская, гражданская не может бесцеремонно вмешиваться в церковные дела, как это делал Порошенко. Она не может диктовать Церкви, как той называться, кого поминать за богослужением, не может влезать в вопросы, касающиеся внутреннего церковного устройства. Однако все это было сделано. То была огромная ошибка, но я надеюсь, что новая украинская власть сможет ее исправить и на Украине будет восстановлен межрелигиозный мир — это сейчас наша самая главная надежда.

Е. Грачева: Мы с Вами обсуждали в прошлой программе, чего нам ждать от дебатов, которые во многом определят выбор украинцев. Эти дебаты прошли, и к моему удивлению, о Церкви не было сказано почти ничего, потому что Зеленский отнес создание новой структуры «к заслугам украинского народа», не лично Порошенко. Можно ли в этой связи заключить, что со стороны Владимира Зеленского продолжится рейдерская активность в отношении собственности нашей Церкви?

Митрополит Иларион: Я не верю в то, что Владимир Зеленский будет продолжать насильственные действия, зеленый свет которым дал Порошенко. Думаю, что Зеленский будет исправлять ошибки, допущенные предыдущей властью.

Факт, что избранный президент Украины не принадлежит к какой-либо религиозной традиции, может иметь положительное влияние на ситуацию в этой стране, народ которой раскололи в том числе по вероисповедному признаку. Что вытворял Порошенко, который сначала ходил в храм Московского Патриархата, потом причащался у униатов, потом стал ходить в раскольническую «церковь»? Потом он занялся добыванием томоса и прилагал к этому немало усилий, давил на Константинопольского Патриарха (сейчас мы это знаем). Был момент, когда Константинопольский Патриарх был готов взять тайм-аут, готов был отказаться от этого, но Порошенко ему звонил и буквально требовал, чтобы томос был выдан, несмотря на все возникавшие препятствия.

Я очень надеюсь, что все это сейчас прекратится и каждый будет заниматься своим делом: президент будет управлять страной, а Церковь — заниматься духовным окормлением верующих.

Е. Грачева: Порошенко — это уже политическое прошлое Украины, а говоря о политическом будущем — о Зеленском, какие впечатления на Вас произвели дебаты с ним? И вообще его дальнейшие высказывания после победы на выборах? Что о нем можно сказать?

Митрополит Иларион: На меня в целом они произвели положительное впечатление. Но надо понимать, что то, что говорит кандидат в президенты в ходе предвыборной кампании, как правило, подвергается очень существенной модификации, когда он уже становится президентом, реально действующим игроком на политической сцене. Я думаю, что у него будет сильная оппозиция в лице Порошенко и его партии в Верховной Раде Украины. Ему придется бороться со старыми аппаратчиками, которые будут прилагать все усилия для того, чтобы удержаться в своих креслах.

Я не предвижу, что Зеленскому будет легко удаваться все то, что он задумал, но все-таки хочется надеяться на добрые перемены и в самой Украине, и в той международной ситуации, которая сегодня сложилась вокруг Украины. И, конечно же, хочется надеяться на улучшение отношений между Украиной и Россией.

Е. Грачева: Главное, что педалировали перед выборами критики Зеленского, было то, что Зеленский, если станет президентом, не выдержит главного испытания переговорами с Москвой и лично с Путиным. Как Вам кажется, насколько высока вероятность, что любые шаги сейчас обновленного Киева по сближению с Москвой будут искажать, перевирать и всячески этим шагам препятствовать? Как по-Вашему нужно вести себя Зеленскому, чтобы наладить разорванный диалог с Москвой?

Митрополит Иларион: Я не готов давать рекомендации Зеленскому по чисто политической проблематике. Но когда я наблюдал за дебатами, я обратил внимание на то, что Порошенко строил всю свою предвыборную агитацию на образе врага: он в этих дебатах говорил и про Путина, и про Донбасс, и про Крым. А Зеленский, насколько я помню, не упомянул ни то, ни другое, ни третье. Он все время говорил о социальных темах, о вопросах, которые, как следует из результатов выборов, гораздо более близки украинцам и гораздо более для них важны, чем политическая тематика.

В то же время Зеленскому придется разгребать завалы, которые остаются от предыдущей власти. Президент — это человек, который должен уметь слушать разные голоса и учитывать интересы разных групп населения, в том числе в такой разделенной и поляризованной стране, какой, к сожалению, является сегодня Украина.

Е. Грачева: Но переговоры с Москвой, по-Вашему, Зеленский выдержит?

Митрополит Иларион: Думаю, он выдержит любые переговоры, которые он будет вести, но важно, чтобы переговоры между Киевом и Москвой были тщательно подготовлены и привели к реальным результатам.

Одна из причин конфликта на Украине в том, что на протяжении длительного времени там игнорировались права многочисленных русскоязычных жителей страны. Русскоязычных людей, как мы знаем, на Украине миллионы. Их даже нельзя назвать меньшинством. В Киеве на улицах, в основном, звучит именно русская речь. На востоке Украины говорят только по-русски, а на западе страны — в основном, по-украински. Но именно так Украина сложилась как государство.

Я иногда бываю по долгу службы в Швейцарии: там есть французская часть, там есть немецкая часть, итальянская часть и четыре официальных языка. Почему-то никому не приходит в голову унифицировать эту страну, ввести один обязательный язык, а носителей других языков объявить гражданами второго сорта. Именно так это было при Порошенко на Украине. Я очень надеюсь на то, что при Зеленском будет не так.

Е. Грачева: Вы будете пробовать въехать в Украину в ближайшее время?

Митрополит Иларион: Как только откроется возможность, конечно.

Е. Грачева: Случилась страшная трагедия на Шри-Ланке — серия терактов в день католической Пасхи. Семь смертников привели к гибели трех сотен людей. Теракты произошли в католических храмах и в престижных гостиницах Шри-Ланки, где очень много туристов. В религиозных организациях до этого теракта активно обсуждали инициативу ФСБ — проект документа, который обязывает все религиозные общины оборудовать помещения системами безопасности от террористов. Русская Православная Церковь против этой инициативы, потому что финансирование и бремя за этот проект и за эти системы безопасности ляжет на прихожан. В свете трагедии, которая произошла в Шри-Ланке, в Церкви не пересмотрели свою позицию?

Митрополит Иларион: Во-первых, всякий раз, когда происходит такая трагедия, мы глубоко соболезнуем всем, кто потерял своих близких. Мы молимся об упокоении усопших. И Святейший Патриарх Кирилл одним из первых направил соболезнование и президенту Шри-Ланки, и главе Католической Церкви этой страны.

Во-вторых, мы не против проекта, который сейчас предлагается, мы не меньше, чем государство, заинтересованы в безопасности наших верующих. Но когда предлагается какой-то конкретный проект и если этот проект заведомо дорогостоящий, неподъемный для очень многих общин Русской Православной Церкви, тогда прежде, чем его превращать в закон, нужно определить, какие будут источники финансирования. Я думаю, что государство не в меньшей степени чем Церковь, должно быть заинтересовано в том, чтобы в любых местах массового скопления граждан соблюдались правила безопасности, антитеррористические меры — это должно быть предметом диалога между государством и религиозными конфессиями, нужно определить, кто за что платит.

Кроме того, здесь есть еще один аспект — этический. Если, например, все храмы, мечети, синагоги будут оборудованы камерами наблюдения, а, может быть, и подслушивающими устройствами, то как люди себя будут чувствовать в помещении, напичканном разного рода аппаратами? Приходит человек на исповедь, говорит священнику какие-то очень сокровенные вещи, и священник обязан сохранять тайну исповеди, а там будет стоять видеокамера, будет размещено подслушивающее устройство. А еще кто-то начнет анализировать то, что этот верующий говорил, заподозрит, что он замышляет теракт, и так далее.

Я глубоко убежден в том, что мы должны существенно повышать уровень безопасности наших культовых сооружений, это относится к культовым сооружениям всех конфессий. Но здесь требуется серьезная проработка этой законодательной инициативы с учетом мнений религиозных конфессий.

Е. Грачева: В Подмосковье на еврейскую Пасху был совершен поджог здания еврейского учебного заведения Тарат Хаим, причем на его двери злоумышленники нарисовали свастику. В этом году Пасха у евреев выпала на день рождения Гитлера. Как Вам кажется, подобная акция антисемитов — это разовое проявление антисемитизма в нашей стране или есть тенденция к росту таких настроений? Что наблюдаете Вы?

Митрополит Иларион: Я не наблюдаю тенденции к росту антисемитских настроений, но думаю, что поджоги, всякое насилие и теракты заслуживают безусловного осуждения, также как и всякое разжигание межрелигиозной и межнациональной вражды, а эта акция направлена на разжигание межрелигиозной и межнациональной ненависти. Я думаю, что люди, которые сегодня нарисовали свастику и подожгли культовое здание, вполне способны на то, чтобы завтра совершить террористический акт, когда в этом здании соберутся верующие. Потому что теракты направлены против людей, но идеология ненависти подпитывает эту террористическую идеологию. Вот почему наше общество должно противостоять любым проявлениям такого рода нетолерантности, к попыткам раскачать нашу общую лодку и разрушить наш общий дом.

Во второй части передачи митрополит Иларион ответил вопросы телезрителей, поступившие на сайт программы «Церковь и мир».

Вопрос: Насколько мне известно, основная разница между католиками и православными — это отношение к Троице. Для католиков Сын Божий равен Богу, то есть Он тоже Бог, а в Православии Бог только один — Бог Отец. Правильно я понимаю? И третий элемент Троицы — это Святой Дух. Что это вообще такое? И есть ли тут разночтения между католиками и православными?

Митрополит Иларион: Действительно, между православными и католиками есть определенные различия в учении о Святой Троице. Но и православные, и католики верят в то, что Бог один. Это Бог, Который существует в трех Лицах — Отца, Сына и Святого Духа. Эти три Лица равны между собой и, как говорили древние святые отцы, единосущны, то есть у них единая сущность. В то же время каждое из трех Лиц обладает самостоятельным личным бытием.

Сын Божий рождается от Отца, а Дух Святой исходит от Отца. Но в вопросе об исхождении Святого Духа есть различия между православными и католиками.

Православные утверждают, следуя Священному Писанию и словам Господа Иисуса Христа из Евангелия от Матфея, что Святой Дух исходит от Отца. Католики утверждают, что Святой Дух исходит от Отца и Сына как единой причины. На эту тему было много полемики, много написано богословских трактатов и до сих пор к единому мнению православные и католики по этому вопросу не пришли.

Что же касается самых основ учения о Троице, то эти основы едины и для православной, и для католической традиции: Бог только один, но Он существует в трех Лицах — Отца, Сына и Святого Духа.

Святой Дух — это не просто какой-то элемент Святой Троицы. И вообще три Лица — это не элементы. Нельзя сказать, что Отец, Сын и Святой Дух — это три части Бога. Отец — Бог, и Сын — Бог, и Святой Дух — тоже Бог. И все Они вместе — Святая Троица — единый Бог, это не три Бога.

Таковы основы христианского вероучения. Чтобы лучше его понять, обратитесь к созданному мной не так давно интернет-порталу «Иисус», на котором мы регулярно выкладываем видеоролики, в том числе посвященные различиям между Православием и католичеством.

Служба коммуникации ОВЦС/Патриархия.ru

Материалы по теме

В.Р. Легойда: Важно, от кого произошел человек, но еще важнее, что с ним произойдет [Интервью]

Председатель Финансово-хозяйственного управления Московского Патриархата и главный архитектор Москвы приняли участие в дискуссии «Современная православная архитектура — для города и горожан»

Состоялось расширенное заседание Общественного совета по нравственности — совместного органа, учрежденного Белорусской Православной Церковью и Союзом писателей Беларуси

В Церкви предлагают усовершенствовать систему медицинской помощи бездомным

Поздравление Святейшего Патриарха Кирилла Президенту Египта с 70-летием со дня рождения [Патриарх : Приветствия и обращения]

Митрополит Симферопольский Тихон награжден орденом «За заслуги перед Отечеством»

Представители Русской Православной Церкви приняли участие в межрелигиозном форуме в Узбекистане

Начальник Русской духовной миссии принял участие в Патриаршем богослужении в Лоде

Состоялся паломнический визит делегации монашествующих Русской Православной Церкви в Египет

В Белграде состоялись торжества по случаю 100-летия Свято-Троицкого храма — Подворья Русской Православной Церкви

Митрополит Волоколамский Антоний встретился со Святейшим Патриархом Сербским Порфирием

Православные и Древние Восточные Церкви призвали христианский мир вернуться к единовременному празднованию Пасхи

Архиепископ Пятигорский Феофилакт возглавил пасхальные торжества в Туркменистане

В Алма-Ате состоялся концерт, посвященный празднику Пасхи и 25-летию учреждения Астанайской епархии

Представитель Русской Церкви встретился с митрополитом Бейрутским Илией

В Северодонецкой епархии раздали помощь нуждающимся. Информационная сводка о помощи беженцам (за 6-11 ноября 2024 года) [Статья]

Специальный гуманитарный центр Крымской митрополии доставил около четырех тонн помощи в Херсонскую область. Информационная сводка о помощи беженцам (за 29 октября — 5 ноября 2024 года) [Статья]

Германская епархия Зарубежной Церкви осудила захват рейдерами «ПЦУ» кафедрального собора в Черкассах

В.Р. Легойда: Нынешнее положение в регионе, где идут бои и каждый день гибнут люди, диктует необходимость перемен

Изменение международно-политического контекста взаимоотношений Русской и Константинопольской Церквей в ситуации военно-революционных потрясений конца 1910-х — начала 1920-х годов [Статья]

Украина как апробационная площадка для новой унии: угрозы и пути преодоления [Статья]

Состоялась встреча митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Варсонофия с Блаженнейшим Патриархом Иерусалимским Феофилом

Патриаршая проповедь в праздник Сретения Владимирской иконы Пресвятой Богородицы после Литургии в Сретенском ставропигиальном монастыре г. Москвы [Патриарх : Проповеди]

Другие интервью

Протоиерей Максим Козлов: Система высшего духовного образования в Русской Православной Церкви свидетельствует о своем развитии, стабильности и жизнеспособности

В.Р. Легойда: Важно, от кого произошел человек, но еще важнее, что с ним произойдет

Митрополит Екатеринбургский Евгений: Мы боремся за то, чтобы жить в евангельской системе координат

А.В. Щипков: Смоленск — особый город в истории России

«Ортодоксия» на марше: православные миссионеры в тылу и в зоне СВО

Митрополит Наро-Фоминский Никандр: У нас высокая миссия — создавать архитектурные проекты, которые не уступают древним шедеврам по своей красоте и разнообразию

Протоиерей Михаил Потокин: Нужны добровольцы для помощи людям на Донбассе

Епископ Каменский и Камышловский Мефодий: «Церковь — самый эффективный помощник в избавлении от всякой тяги, в том числе и к наркотикам»

Митрополит Калужский Климент: Лауреаты Патриаршей литературной премии и традиция семейного чтения

Протоиерей Максим Козлов: Постарайтесь прикоснуться к Пасхе в Светлую неделю