Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Русская версияУкраинская версияМолдавская версияГреческая версияАнглийская версия
Патриархия

Митрополит Волоколамский Иларион: Произведения, связанные с темой Великой Отечественной войны, стали важной страницей в истории нашей культуры

Митрополит Волоколамский Иларион: Произведения, связанные с темой Великой Отечественной войны, стали важной страницей в истории нашей культуры
Версия для печати
14 мая 2019 г. 17:56

11 мая 2019 года в передаче «Церковь и мир», выходящей на канале «Россия-24» по субботам и воскресеньям, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион ответил на вопросы ведущей телеканала Екатерины Грачевой. 

Е. Грачева: Здравствуйте! Это программа «Церковь и мир». Мы беседуем с председателем Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополитом Волоколамским Иларионом. Здравствуйте, владыка! 

Митрополит Иларион: Здравствуйте, Екатерина! Здравствуйте, дорогие братья и сестры! 

Е. Грачева: Владимир Путин на встрече с сотрудниками «Энергомаша» 12 апреля заявил о том, что в скором времени призыв в армию уйдет в прошлое, поскольку профессиональная армия на современном этапе более востребована в связи с усложнением военной техники и поставленных задач. Есть другое мнение. Например, отец Димитрий Смирнов говорит, что армия для каждого мужчины в жизни просто необходима. Это мнение разделяют многие другие священники. Как по-Вашему, готова страна к отмене обязательного призыва? 

Митрополит Иларион: Когда я слышу призывы некоторых священнослужителей идти в армию, я иной раз заглядываю в их биографию и во многих случаях обнаруживаю, что сами они в армии не служили. Это интересный феномен. Я служил в армии, но никогда не говорю молодым людям, что им надо во чтобы то ни стало идти в армию. Если призывают, то это гражданский долг, и человек обязан этот долг перед Родиной исполнить. Но что для каждого мужчины необходимо отслужить в армии, как считают в том числе и некоторые священнослужители, — я эту точку зрения не разделяю. 

Действительно, профессиональная армия может гораздо эффективнее решать задачи, которые перед ней ставит государство, чем армия из 18-летних призывников. У многих молодых людей, находящихся в призывном возрасте, слабое здоровье, кто-то совершенно не склонен к службе в армии, у кого-то есть предубеждение против военной службы. И вряд ли в нынешней ситуации можно ставить перед такой армией серьезные задачи. 

Когда шла Великая Отечественная война, то на фронт шли все: и молодые, и люди зрелого возраста, и люди со слабым зрением; многие шли добровольцами — это был всенародный подвиг. Но то была совершенно другая ситуация, совершенно другая эпоха. В наше время профессиональная армия, то есть армия, состоящая из контрактников, гораздо лучше и эффективнее может справиться с задачами, чем армия, состоящая из призывников. 

Е. Грачева: Для многих в нашей стране, особенно для людей старшего поколения, победа в Великой Отечественной войне — это победа и лично Сталина. Согласно данным последнего опроса «Левада-центра», 51% россиян относятся к личности Сталина с восхищением, уважением или симпатией. И это максимальный показатель за последние 20 лет. Есть ли, на Ваш взгляд, некая опасность, которая таится в результатах такого опроса? 

Митрополит Иларион: Я отношусь к категории людей, которые смотрят на Сталина без восхищения и без симпатии. На этом человеке лежит вина за репрессии, которые были развязаны в 1920-е и особенно в 30-е годы. И Церковь ясно выразила отношение к этим репрессиям, канонизировав новомучеников и исповедников — тех, которые известны поименно, и тех, которые по именам не известны.

Всякий раз, когда возникает эта тема, я напоминаю о том, что совсем недалеко от Москвы есть Бутовский полигон, куда нужно съездить тем, кто восхищается Сталиным, кто преклоняется перед этой фигурой, и посмотреть, к каким последствиям привела его политика. 

Победа в Великой Отечественной войне — это результат всенародного подвига. Весь народ встал на защиту страны и победил в этой кровопролитной войне. О том, какова была здесь личная роль Сталина, ведется очень много споров, в том числе споров относительно его действий, направленных на ослабление армии в 30-е годы, когда многие выдающиеся военачальники были расстреляны по подозрению в измене, а армия оказалась совершенно неготовой к войне. Можно вспомнить и о том, как Сталину доносили о готовящемся нападении, а он игнорировал эти донесения, в том числе донесения выдающегося разведчика Рихарда Зорге. 

Поэтому говорить о том, что победа Советского Союза в Великой Отечественной войне — это заслуга Сталина, никак нельзя. Считаю, что это заслуга всего народа, которая была приписана Сталину из-за культа личности. Я не думаю, что сейчас, в наше время нужно возрождать этот культ личности. 

Е. Грачева: О том, что победа в Великой Отечественной войне — это великий подвиг нашего народа и лично каждого воина Красной армии, свидетельствует и то, сколько детей и внуков тех героев ежегодно теперь выходят на многомиллионную акцию «Бессмертный полк». И незадолго до акции этого года пришла новость о том, что студентам предлагали регистрироваться на эксклюзивные места в «Бессмертном полку», чтобы бок о бок пройти с Владимиром Путиным. Причем организаторы официальной акции об этом узнали из новостей. Это была частная инициатива одного спортивного клуба. Как Вам кажется, такие инициативы вообще правомерны? Что можно об этом сказать? 

Митрополит Иларион: К сожалению, жизнь строится так, что по мере удаления поколений от тех или иных событий, эти события превращаются в своего рода легенды. А ведь в семье практически каждого россиянина есть те люди, которые или отдали свою жизнь за Родину во время войны, или воевали, но остались живы. И все эти люди заслуживают того, чтобы о них помнили, чтобы их портреты несли. 

Мне кажется, что сама эта инициатива чрезвычайно важна и очень благородна. Именно потому она находит такой отклик в сердцах миллионов людей, в том числе молодежи. Если говорить о том, как там распределяются места, то я думаю, что главными героями «Бессмертного полка» являются не те люди, которые идут в колонне, а те, чьи портреты они несут. Это самое главное и самое трогательное во всей этой акции. 

Е. Грачева: Владыка, а много священников участвуют в акции «Бессмертный полк»? Вообще, Русская Православная Церковь призывает их выходить на улицы в этот день? 

Митрополит Иларион: Мы специально, насколько я знаю, никого не призываем. Но я знаю, что и священнослужители, и многие наши миряне участвуют в этой замечательной акции. 

Е. Грачева: Греческое правительство в ближайшее время направит вербальную ноту Германии с требованием выплатить репарации за ущерб, нанесенный во время Первой и Второй Мировых войн. Как Вам кажется, выплатит Германия и в полном ли объеме? 

Митрополит Иларион: Я не знаю, выплатит ли Германия эти репарации, но подобного рода акции, конечно, являются предметом политического торга. Недавно Польша выступила с подобного рода претензиями. Теперь Греция выступает. 

Когда государства начинают друг другу предъявлять претензии за события, которые давно уже ушли в прошлое, то первое, что хочется сказать, что человеческие жизни не могут быть оплачены никакими репарациями. А второе — подобного рода события не должны становиться предметом политического торга. Одно дело, когда после войны Германия выплачивала репарации за нанесенный ущерб, за бомбардировки. А другое дело, когда начинают к этой теме возвращаться сейчас, столько лет спустя. 

Я не знаю, как нынешняя Германия ответит на эти претензии, но думаю, что главная задача всех политических сил и руководства всех стран мира заключается сейчас в том, чтобы не допустить новой войны, а не в том, чтобы подсчитывать ущерб, нанесенный прошедшими десятилетия назад войнами. Этот ущерб невозможно исчислить ни в долларах, ни в евро, ни в каких-либо еще денежных единицах. Это невосполнимый ущерб для всего человечества. Нужно сделать все для того, чтобы не повторились подобные события. 

Е. Грачева: Владыка, в продолжение темы исторической памяти. В тесте по истории Великой Отечественной войны в этом году примут участие 500 тысяч человек. На Ваш взгляд, такой тест нужно ли сделать обязательным, например, для госслужащих России, для преподавателей? 

Митрополит Иларион: Я всегда с опаской отношусь к каким-либо общеобязательным инициативам, потому что все, что становится общеобязательным, имеет риск превратиться в формальность. Но то, что полмиллиона наших молодых людей участвуют в этом тесте, я думаю, это очень хороший показатель, потому что он свидетельствует: есть очень большой интерес к нашей истории, есть большое уважение к героям, которые погибли на полях сражений, и есть большое желание лучше узнать историю. 

В 90-е годы мы пережили время, когда очень мало говорили о Великой Отечественной войне, о подвиге нашего народа, когда люди стали об этом забывать, когда стала размываться эта страница в истории нашей страны. Сейчас же историческая память восстанавливается. И чем лучше наши молодые люди будут знать свою историю, тем лучше им будет жить в их собственной стране. 

Уроки истории важны еще и потому, что любые ошибки, которые совершались в прошлом, могут ведь повториться в настоящем и в будущем. И очень важно, чтобы те ошибки, которые привели к войне, к многомиллионным жертвам, не повторялись. А поэтому каждый народ должен знать свою историю, знать своих героев, а весь мир должен помнить о том, кто во Второй мировой войне был победителем, а кто оказался побежденным, чтобы никогда не была возрождена человеконенавистническая идеология, которая стала причиной той великой войны. 

Е. Грачева: Традиционно 9 мая в прокат выходят картины, так или иначе связанные с Великой Отечественной войной. В этом году в прокат выходит картина Павла Лунгина «Братство». Она повествует совсем о другой войне, из которой, в отличие от Великой Отечественной, Советский Союз не вышел победителем. Я говорю о войне в Афганистане. И вообще события этой войны сильно подорвали боевой дух нашей армии. Очень много споров от общества ветеранов Афганистана, им эта картина не понравилась. Я фильм видела, мне он понравился. Я знаю, что картину смотрели и Вы. Что Вы можете сказать об этом фильме? Нужно ли рассказывать о войнах, где мы не были победителями? 

Митрополит Иларион: Как-то, посещая Версальский дворец, я обратил внимание на зал, где изображены разные баталии. Это были баталии, битвы, в которых Франция всегда побеждала. И там не было ни одного изображения битвы, в которой Франция проиграла. Это, возможно, и было важно для тех, кто создавал этот архитектурный комплекс, но мы не должны забывать о горьких уроках нашей истории. Нужно помнить не только о победах, но и о поражениях, а также о тех военных действиях, которые вообще невозможно оценить однозначно. 

Я думаю, что весь спор вокруг фильма Павла Лунгина «Братство» завязался в связи с тем, что он должен быть выйти в прокат 9 мая. Каким-то образом сюжет этой ленты увязали с Победой в Великой Отечественной войне и стали говорить, что в такой день надо показывать не такие фильмы. Но сам по себе этот фильм правдивый. Я его видел и поделился с Павлом Семеновичем своим положительным впечатлением. 

Фильм основан на воспоминаниях участника Афганской войны Николая Ковалева, который воевал в Афганистане, а впоследствии занимал различные государственные должности. В частности, он был предшественником Владимира Путина на посту директора ФСБ, затем депутатом Государственной Думы. В апреле этого года Николай Ковалев скончался от тяжелого заболевания. 

Это фильм, основанный на реальной истории, а реальная история была достаточно тяжелой для Советского Союза, для тех военнослужащих, которые оказались в Афганистане. Согласно официальной статистике, в Афганистане погибло 14 тысяч советских военнослужащих, а если говорить о тех, кто вернулся оттуда искалеченным физически или морально, то речь идет о сотнях тысяч людей. 

Конечно, эта война нанесла большой урон в том числе и Советскому Союзу как государству. Выход советских войск из Афганистана предшествовал распаду Советского Союза. 

Думаю, что на все эти события нельзя закрывать глаза, и я приветствую появление художественных фильмов, которые стараются максимально правдиво, без прикрас рассказать о том, что тогда происходило. 

Е. Грачева: Владыка, у Вас есть любимые фильмы, которые Вы смотрите в День Победы, в канун Дня Победы? 

Митрополит Иларион: Мой самый любимый фильм, посвященный военной теме, — «Баллада о солдате». Он не столько воспевает героические подвиги, сколько говорит о человеческих чувствах, о человеческих отношениях, о человеческой любви. Этот фильм режиссера Григория Чухрая, на мой взгляд, очень трогательный и очень глубокий. 

Я думаю, что произведения искусства, связанные с темой Великой Отечественной войны, — отдельная и очень важная страница в истории нашей русской культуры. Это и поэзия военных лет, и песни того времени. И неслучайно 9 мая и в дни, предшествующие этому всенародному празднику, много звучит песен военных лет. И на эти песни откликаются не только те, чья молодость с этим связана, потому что таких людей становится, к сожалению, все меньше и меньше, но откликается и наша молодежь. Я этому очень рад.

Во второй части передачи митрополит Иларион ответил вопросы телезрителей, поступившие на сайт программы «Церковь и мир». 

Вопрос: Может ли духовник командовать духовной жизнью христианина? 

Митрополит Иларион: Духовник — это священнослужитель, которого сам христианин избирает в качестве своего духовного отца. И духовник — это не тот, кто призван командовать, а тот, кто призван давать советы, помогать в трудных ситуациях, выслушивать исповедь и приходить на помощь тогда, когда эта помощь требуется. 

Духовник не может и не должен брать под полный контроль духовную жизнь своего духовного чада. Еще в 1998 году Священный Синод Русской Православной Церкви принял специальное постановление о духовниках и духовнической практике. В нем, в частности, говорилось о том, что духовник не может навязывать свою точку зрения духовному сыну или духовной дочери. Например, он не может указывать, кому с кем сочетаться браком. 

Духовник может благословить или не благословить на какое-то дело, если у него спрашивают благословение, но он не должен пытаться брать под полный контроль жизнь своего духовного чада. Иначе это уже не Церковь, а секта. К сожалению, бывают такие духовники, которые создают вокруг себя некое подобие секты. Но с такими «духовниками» Церковь борется, некоторые из них бывают запрещены в священнослужении или даже лишены сана. 

Духовный отец — это священнослужитель, к которому вы испытываете доверие, к которому можно прийти так, как вы приходите к врачу, если у вас что-то заболело. Вы приходите для того, чтобы врач вам посоветовал что-то, поставил, прежде всего, диагноз, прописал лекарство, а потом следил, как действует это лекарство. Но он не может ни командовать вами, ни брать вашу жизнь под свой полный контроль. И степень вашего доверия духовнику, зависит, конечно, от вас, но и от того, насколько деликатно он сам умеет общаться с вами, входить в те вопросы, которые вы перед ним ставите и воздерживаться от вмешательства в вашу личную жизнь или от решения тех вопросов, которые вы можете решить сами.

Служба коммуникации ОВЦС/Патриархия.ru

Материалы по теме

Председатель Отдела внешних церковных связей посетил подворье Антиохийского Патриархата в Москве

Председатель ОВЦС принял участие в заседании Правительственной комиссии по делам соотечественников за рубежом

Вышел в свет новый номер журнала «Церковь и время»

Опыт разных конфессий в сфере социального служения представят на круглом столе в ОВЦС

Опубликована программа мероприятий казачьего направления Рождественских чтений-2025

Председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ принял участие в заседании Российского оргкомитета «Победа»

Выставка работ участников XX Международного конкурса «Красота Божьего мира» открылась в Государственном архиве РФ в Москве

В Международный день памяти жертв геноцида Патриарший экзарх всея Беларуси совершил панихиду в минском храме Воздвижения Креста Господня

Все материалы с ключевыми словами

 

Другие интервью

Время для настоящей жизни

Митрополит Курский Герман: В основе пастырского служения — благоговейное предстояние пред Богом

Протоиерей Максим Козлов: Система высшего духовного образования в Русской Православной Церкви свидетельствует о своем развитии, стабильности и жизнеспособности

В.Р. Легойда: Важно, от кого произошел человек, но еще важнее, что с ним произойдет

Митрополит Екатеринбургский Евгений: Мы боремся за то, чтобы жить в евангельской системе координат

А.В. Щипков: Смоленск — особый город в истории России

«Ортодоксия» на марше: православные миссионеры в тылу и в зоне СВО

Митрополит Наро-Фоминский Никандр: У нас высокая миссия — создавать архитектурные проекты, которые не уступают древним шедеврам по своей красоте и разнообразию

Протоиерей Михаил Потокин: Нужны добровольцы для помощи людям на Донбассе

Епископ Каменский и Камышловский Мефодий: «Церковь — самый эффективный помощник в избавлении от всякой тяги, в том числе и к наркотикам»