Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Русская версияУкраинская версияМолдавская версияГреческая версияАнглийская версия
Патриархия

Комментарий к новациям в законодательстве о паломнической деятельности религиозных организаций и туризме

Комментарий к новациям в законодательстве о паломнической деятельности религиозных организаций и туризме
Версия для печати
11 июля 2019 г. 14:44

Комментирует руководитель Правового управления Московской Патриархии игумения Ксения (Чернега). Материал опубликован в журнале «Приход» (№ 4, 2019).

Президент Российской Федерации В.В. Путин подписал Федеральный закон от 03.07.2019 № 170-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" и Федеральный закон "О свободе совести и о религиозных объединениях"».

Законопроект был инициирован Русской Православной Церковью при поддержке традиционных конфессий и в первом чтении предусматривал исключительно поправки в Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях» в части правового регулирования паломнической деятельности религиозных организаций.

Однако в дальнейшие планы входило внесение поправок в Федеральный закон «Об основах туристической деятельности в Российской Федерации».

Поскольку редакция законопроекта, принятая в первом чтении, соответствующих поправок в данный федеральный закон не предусматривала, в СМИ активно распространялись ошибочные домыслы о том, что право на организацию поездок к святым местам получат исключительно религиозные организации.

Граждане посещают святые места либо как паломники для молитвы и поклонения, либо как туристы — для осмотра и получения информации. Эту альтернативу необходимо сохранить. Закон вносит поправки в Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации», позволяющие туристическим фирмам организовывать поездки к святым местам при соблюдении ряда требований, о которых будет сказано ниже.

На стадии разработки законопроекта мы столкнулись с противодействием лоббистов интересов туристического бизнеса, которые пытались исключить из проекта федерального закона норму, закрепляющую исключительное право религиозных организаций и созданных ими паломнических служб (которые одновременно могут быть туроператорами) на осуществление паломнической деятельности. Удалось сохранить в тексте проекта эту важную норму, которая не позволяет туроператорам и турагентам (за исключением тех, которые созданы религиозными организациями) самостоятельно организовывать паломничества к святым местам. Вместе с тем, они могут быть привлечены религиозными организациями к организации паломнических поездок.

Следует особо отметить, что паломнические службы, созданные религиозными организациями, могут одновременно заниматься туристической и паломнической деятельностью. Тем самым в максимальной степени учтены интересы религиозных организаций.

Еще одной задачей, которую удалось решить, является закрепление преимущественного права гидов (экскурсоводов) религиозных организаций на проведение экскурсий при посещении паломниками и туристами святых мест. Теперь гид (экскурсовод) турфирмы получит возможность провести экскурсию на территории религиозной организации только в том случае, если такая возможность закреплена в соглашении между религиозной организацией и турфирмой. В остальных случаях экскурсии будут проводить гиды монастырей и приходов.

Важно отметить, что мы отказались от термина «туризм в религиозных целях». Этот термин, закрепленный в ст. 1 Федерального закона «Об основах туристической деятельности в Российской Федерации», исключен из текста закона для того, чтобы избежать имитации паломничества.

Дело в том, что в реальности туризм в религиозных целях не существует. Турист, посещая святое место, одновременно посещает местные достопримечательности (например, музеи), и самое главное — он не преследует цели участия в богослужении, проживания и трудов при монастырях и религиозных общинах. Для него главное — получение информации о святыне. Именно поэтому «религиозная цель» у туриста не является определяющей, а вот паломник преследует именно эту цель, о чем прямо сказано в законопроекте.

Как уже было замечено, турфирмы при организации поездок к святым местам должны обеспечить соблюдение своими представителями и туристами определенных требований, а именно к правилам поведения и внешнему виду, предусмотренных внутренними установлениями религиозных организаций. Тем самым фактически запрещается:

неуважительное к святыне поведение туриста или туроператора на территории религиозной организации,

появление туриста или туроператора в неподобающей одежде в действующих обителях и храмах и т.д.

Религиозная организация и (или) ее паломническая служба могут заключить соглашение с турфирмой, определяющее условия проживания, питания туристов на территории религиозной организации. Таким образом, религиозная организация может размещать и кормить на своей территории не только паломников, но и туристов.

Полагаю, что комментируемый закон вполне сбалансирован, с точки зрения учета интересов граждан, религиозных организаций и туроператоров.

Патриархия.ru

Материалы по теме

Митрополит Калужский Климент награжден орденом «За заслуги перед Отечеством»

Соболезнования Святейшего Патриарха Кирилла родным и близким погибших и пострадавшим в результате ракетного обстрела г. Рыльска [Патриарх : Послания]

Председатель Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными силами совершил чин погребения генерал-лейтенанта Игоря Кириллова

Предстоятель Русской Церкви представил Епархиальному собранию города Москвы обзор своей деятельности в 2024 году

Состоялось заседание Комиссии Русской Православной Церкви по развитию паломничества и принесению святынь

Председатель Комиссии по развитию паломничества и принесению святынь возглавил совещание, посвященное подготовке к празднованию 100-летия со дня кончины святителя Тихона

В Общественной палате РФ прошло собрание по итогам принесения Казанской иконы Божией Матери в епархии Русской Православной Церкви

Комиссия по развитию паломничества и принесению святынь провела обучение для экскурсоводов на тему «Жизнь и служение святителя Тихона»

Комментарий руководителя Правового управления относительно приказа Минздрава России «Об утверждении общих требований к организации посещения пациента священнослужителями централизованных религиозных организаций…» [Документы]

Комментарий руководителя Правового управления относительно законодательной инициативы, направленной на запрет совершения богослужений в жилых помещениях [Документы]

Комментарий руководителя Правового управления относительно принятия Госдумой поправки в законопроект о запрете «чайлдфри» [Документы]

Заявление Правового управления Московской Патриархии в связи с вступлением в силу Закона Украины от 20.08.24 № 3894-IX «О защите конституционного строя в сфере деятельности религиозных организаций» [Документы]

Другие документы

Комментарий руководителя Правового управления относительно законопроектов, устанавливающих административную ответственность за пропаганду отказа от деторождения

Комментарий руководителя Правового управления Московской Патриархии относительно проекта приказа Минздрава России об утверждении общих требований к организации посещения пациента священнослужителями централизованных религиозных организаций

Комментарий руководителя Правового управления Московской Патриархии относительно проекта приказа Минэкономразвития России «О внесении изменений в Правила составления, подачи и рассмотрения документов, являющихся основанием для совершения юридически значимых действий по государственной регистрации товарных знаков»

Комментарий руководителя Правового управления Московской Патриархии относительно принятия Государственной Думой в третьем чтении проекта Федерального закона «О внесении изменений в статьи 44 и 46 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" и Федеральный закон "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"»

Комментарий руководителя Правового управления Московской Патриархии относительно вступления в силу закона «О внесении изменений в статью 3 Федерального закона "О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности"»

Комментарий руководителя Правового управления Московской Патриархии относительно принятого Государственной Думой закона «О внесении изменений в статью 3 Федерального закона "О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности"»

Комментарий руководителя Правового управления Московской Патриархии к законопроекту «О внесении изменений в ст. 3 ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" и ст. 21 ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях"»