«Церковь готова интенсифицировать процесс согласования позиций с государством, привлекая к этому процессу ученых, педагогов-практиков, широкую общественность», — отметил Патриарх Кирилл в своем слове на открытии XVII Рождественских чтений.
Трудности, которые раньше возникали в этом диалоге, по словам Святейшего Патриарха, появлялись в результате недоумений, нечетких формулировок, неудачной критики и неудачной защиты от нее. «В результате в некоторых кругах сложился ложный, карикатурный образ предлагаемой Церковью системы изучения основ религиозной культуры», — отметил Его Святейшество.
По мнению Патриарха, сегодня представители Церкви могут и должны, через диалог с Министерством образования и науки и всеми заинтересованными кругами и структурами, прийти к решениям, которые были бы приняты и Церковью, и государством, и всем российским обществом.
«Глубоко убежден, что национальная образовательная система не может устраняться от духовного и нравственного воспитания личности, — отметил Святейший Патриарх Кирилл. — Только сильные духом и чистые сердцем люди справятся с проблемами, стоящими перед современным миром. И не нужно бояться признаться себе и окружающим в том, что религиозная и нравственная мотивация накрепко взаимосвязаны для большой части людей в России и мире».
Он также отметил, что Россия и другие страны канонического пространства Русской Православной Церкви — это светские государства, где религиозные институты отделены от органов государственного управления. Церковь уважает конституционные основы сложившегося государственного строя, сказал Патриарх Кирилл, но в то же самое время она не может не уважать права и свободы граждан, в том числе их право получать образование и давать образование своим детям именно в духе того мировоззрения, которого придерживаются в семье.
Святейший Патриарх Кирилл также отметил, что сегодня в России уже широко распространилась практика преподавания в школах основ религиозной культуры — православной, исламской и некоторых других. Эта практика, востребованная учащимися и их родителями, по словам Предстоятеля Русской Церкви, не вызывает никаких конфликтов, кроме дискуссий в пределах заинтересованных кругов столичных элит.
«Полагаю, что практика преподавания основ религиозной культуры не должна быть разрушена, — отметил Патриарх. — Накопленный опыт преподавания основ православной культуры (а этот опыт обобщался Министерством образования и науки, а также Общественной палатой), не может быть выброшен за борт».
Святейший Патриарх также подчеркнул, что Церковь всегда настаивала на добровольности изучения какой-либо из религиозных культур, а также на праве вообще не изучать ни одну из них, заменив соответствующий предмет уроками светской этики для неверующих школьников.
Усилия государства и Церкви в образовательной сфере, по мнению Святейшего Патриарх, должны способствовать консолидации, а не разделению общества.
«В процессе диалога мы должны выступать как партнеры, использующие не язык спора, но язык взаимной поддержки и общего дела. Ведь у Церкви и светской педагогики, по большому счету, одна задача: воспитать не только знающего и работоспособного человека, но и полноценную личность, живущую осмысленно и одухотворенно, имеющую нравственное измерение своих слов и дел, приносящую пользу не только себе, но и ближним, равно как и своему Отечеству», — подчеркнул Предстоятель Русской Церкви в своем выступлении.
Пресс-служба Московской Патриархии