Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Русская версияУкраинская версияМолдавская версияГреческая версияАнглийская версия
Патриархия

Митрополит Волоколамский Иларион: Священники рискуют своим здоровьем, чтобы в храмах не прекратились богослужения

Митрополит Волоколамский Иларион: Священники рискуют своим здоровьем, чтобы в храмах не прекратились богослужения
Версия для печати
29 апреля 2020 г. 12:03

25 апреля 2020 года в передаче «Церковь и мир», выходящей на канале «Россия-24» по субботам и воскресеньям, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион ответил на вопросы ведущей телеканала Екатерины Грачевой.

Е. Грачева: Здравствуйте! Это программа «Церковь и мир», в которой мы беседуем с председателем Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополитом Волоколамским Иларионом. Владыка, здравствуйте! Христос Воскресе!

Митрополит Иларион: Здравствуйте, Екатерина! Здравствуйте, дорогие телезрители! Христос Воскресе!

Е. Грачева: Режим работы в условиях карантина дошел и до нашей программы. Насколько вообще для Вас является необычным тот факт, что сейчас миллионы людей, по сути дела, смогут «побывать» у Вас дома? (передача записывалась онлайн — ред.) В обычной докарантинной жизни как часто дома у митрополита бывают гости, посетители?

Митрополит Иларион: Гости бывают у меня дома очень редко, но сейчас временно мой дом превращен в рабочий офис, потому что здесь я отрабатываю все документы, которые приходят по линии Отдела внешних церковных связей и Общецерковной аспирантуры, которую я возглавляю.

Здесь же я работаю над своими научными трудами. На протяжении многих лет я привык жить в окружении книг. Библиотека, которую вы видите за моей спиной, накапливалась годами. В ней есть произведения авторов очень многих столетий, творения святых отцов, начиная с первого века христианской эры, — это творения святых отцов. Но текущая работа Отдела внешних церковных связей не останавливается, и хотя мы физически сейчас не встречаемся, так как соблюдаем режим самоизоляции, включая и председателя Отдела, и заместителей председателя, и руководителей подразделений, мы работаем в дистанционном режиме, отрабатываем документы как по электронной почте, так и посредством других способов удаленной связи. Кроме того, пакеты с документами мне регулярно доставляют курьером, чтобы я мог их отработать в домашних условиях.

Е. Грачева: Владыка, коронавирус настиг уже и настоятелей храмов: в Москве отошел ко Господу настоятель Богоявленского собора отец Александр Агейкин. Мало того, что Вы его хорошо знали лично, он был всесторонне одаренный человек, пел в Вашей «Рождественской оратории». Что известно о том, где и как он мог заразиться? Что говорят его близкие?

Митрополит Иларион: Отец Александр заразился так же, как, к сожалению, заразились и некоторые другие клирики, потому что работа священника, конечно, в первую очередь связана с общением с людьми. Карантинные меры, как Вы знаете, вводились постепенно, то есть наши храмы не сразу закрылись для прихожан. Был какой-то момент, когда богослужения продолжали совершаться, а вирус уже свирепствовал, и именно в этот момент отец Александр и заразился.

Хотел бы сказать, что я его лично знал на протяжении очень многих лет. Долгое время, еще при Патриархе Алексии, он был протодиаконом в Храме Христа Спасителя, впоследствии Патриарх Кирилл его рукоположил в сан священника. Я присутствовал на этом рукоположении. Почти сразу же отец Александр был назначен настоятелем Богоявленского кафедрального собора.

Отец Александр был замечательным человеком очень доброй души. Не помню, что когда-либо видел его в каком-то раздражении или в обиде. Он был очень добродушный, очень открытый, очень приветливый и глубоко талантливый человек.

Я в эти дни не мог не вспоминать, как мы вместе с ним и с генерал-майором Валерием Халиловым, который тоже сейчас в Царстве Небесном — как Вы помните, он разбился на самолете, который летел в Сирию, вместе с военным оркестром, которым руководил, — с этим самым коллективом, оркестром Министерства обороны в Вашингтоне в национальной кафедральной базилике была исполнена моя «Рождественская оратория». В базилике было около пяти тысяч слушателей, и отец Александр Агейкин исполнял «Ныне отпущаеши». Это слова, которые произнес старец Симеон, когда взял на руки Младенца Христа. Он произнес: «Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко», то есть я встретился со Христом и теперь могу умереть. Давайте в память об отце Александре послушаем несколько тактов из этой музыки.

Е. Грачева: Владыка, отец Александр Агейкин был один из тех, кто был против режима самоизоляции, вообще считал это трусостью. Я его процитирую: «От Бога нельзя самоизолироваться. Если все будет действительно очень серьезно и страшно, как ты будешь жить с тем, что большинство твоих друзей уже не с тобой, а ты прятался? Это же поощрение эгоизма. Я самоизолировался, а с кем я буду жить дальше?» Как Вам кажется, если бы отец Александр знал, какими серьезными, летальными будут для него последствия, сказал бы он эти слова сейчас?

Митрополит Иларион: Никто с самого начала не знал, насколько серьезной будет эта проблема. Я сам встречал среди священнослужителей и мирян многих людей, которые говорили, что все это раздуто, что от гриппа умирает еще больше, что все это не так страшно и зря, мол, вы вообще сеете панику. Были даже люди, которые говорили, что закрывать храмы на Страстную седмицу и на Пасху — это чуть ли не предательство Православия. Но сейчас мы, к сожалению, видим, что заразившихся становится все больше и больше, увеличивается число жертв, и понимаем: предупреждения звучали не напрасно.

Еще две или три недели назад я общался со специалистами в этой области, с врачами, с людьми, которые работают в штабе по противодействию коронавирусу. Они мне тогда сказали, что, видимо, пик заболевания еще впереди, что он придется на 20-е числа апреля. Я тогда уже начал, по крайней мере, своих прихожан предупреждать о том, чтобы они по возможности сидели дома. Но когда вышло распоряжение санитарных властей города Москвы о том, что мы должны закрыть храмы для прихожан, мы были вынуждены это сделать. И мы совершали Пасхальную службу при закрытых дверях.

Е. Грачева: Владыка, в Вашем случае так и было. Я лично живу на Солянке и выходила в пасхальную ночь посмотреть, как работают другие храмы, и в некоторых храмах здесь в районе для какого-то узкого круга лиц службы все равно шли. В СМИ обсуждают скандал со службой, где присутствовали 50 человек, где был Иван Охлобыстин, при этом в начале апреля он был на карантине из-за болезни коронавирусом его дочери. Как Вы относитесь к тому, что некоторые храмы проигнорировали призыв Патриарха, и все же по какому-то принципу люди входили в храм?

Митрополит Иларион: Я отношусь к этому отрицательно, потому что вообще считаю, что призывы Патриарха игнорировать нельзя. И когда некоторые священники в Москве распространяли видеоролики, говоря о том, что призыв Патриарха — это всего лишь его пожелание, вы можете прислушаться, а можете не прислушаться, осуждать никого не надо: ни тех, кто ходит в храм, ни тех, кто не ходит в храмы, то я с этими благоглупостями категорически не согласен. Я считаю, что если Патриарх что-то говорит, то это нужно принимать к исполнению. И в данном случае речь идет о спасении людей.

Другое дело, что на Пасхальных богослужениях в московских храмах все равно кто-то принимал участие. Во-первых, это были сами священнослужители, во-вторых, певчие, а в-третьих, работники храмов и добровольцы, то есть в каком-то храме таковых могло набраться и 50 человек.

У нас в храме на Пасху было, конечно, меньше 50 человек. Я ограничил до минимума количество сослужащих мне священников, а также число иподиаконов, алтарников. Хор был небольшой. Присутствовала также маленькая группа волонтеров, которая была необходима для того, чтобы обеспечивать богослужение и прямую трансляцию. Вот такими малыми силами мы обошлись. Но в то же время я чувствовал, что тысячи людей нас смотрят в прямой трансляции. Все наши прихожане смотрели. Когда я совершал богослужение и через узкий глазок камеры обращался к людям, мне передавались их чувства — пасхальная радость, с одной стороны, а с другой стороны, их скорбь о том, что они не могут быть в храме. Но мы, конечно, должны пережить это время, потому что самое главное сейчас — сохранить жизни людей, жизни наших близких. Для того мы должны делать все от нас зависящее.

Е. Грачева: Владыка, возмущение в СМИ в связи с такими службами для ограниченного круга лиц и членов их семей вызывает тот факт, что у заднего входа храма стояла охрана, они проходили, освящали яйца, куличи, а другим это было недоступно. Мне вообще все это напоминает — такая странная аналогия — нулевые годы. Здесь под Троицким собором на Яузской набережной был самый популярный ночной клуб Москвы, и туда выстраивалась очередь из тех, кто хотел пройти фейс-контроль. Я и подумать не могла, что наступит день, когда такие очереди будут выстраиваться у храмов из людей, которые туда стремятся попасть и сказать: я знаю того-то, я родственник того-то, я прихожу сюда на службы. В этой связи, владыка, как не допустить народного негодования из-за того, что для избранных некоторые храмы остаются открытыми? Как должны вести себя настоятели этих храмов?

Митрополит Иларион: Во-первых, я не замечаю никакого народного негодования. Во-вторых, я не совсем согласен с такой формулировкой, что храмы открыты для избранных. Храмы сейчас открыты для тех, чье участие является необходимым для совершения богослужений, в том числе для того, чтобы богослужения транслировались онлайн.

По своему храму могу сказать, что если речь идет об обычной будничной службе, то для ее совершения достаточно одного священника, одного диакона и одного алтарника, одного чтеца и максимум четырех певчих; присутствуют также один человек с видеокамерой плюс сторож, который открывает и закрывает двери. Пожалуй, десять человек способны обеспечить совершение службы по будням. Если говорить о богослужении в субботу вечером или в воскресенье утром, то потребуется немного больше людей — может быть, пятнадцать-шестнадцать. Они должны находиться в храме для того, чтобы богослужения не остановились и чтобы эти богослужения можно было показывать онлайн.

Я не думаю, что речь идет о какой-то привилегии. Эта «привилегия» сейчас, собственно, заключается в том, что каждый из участников таких богослужений рискует заразиться или стать переносчиком вируса. Тот факт, что уже заразились некоторые московские священники, как раз и говорит о том, что это очень рискованно — совершать богослужения, но мы продолжаем служить для того, чтобы не оставить людей без возможности участия в богослужении хотя бы в режиме удаленного доступа.

Е. Грачева: В Москве были случаи, когда прихожан штрафовали на подходах к храму. Вы считаете эту меру — штрафы — оправданной?

Митрополит Иларион: Думаю, что каждый должен заниматься своим делом: священники пускай совершают богослужения, певчие пускай поют в храме, свещницы пускай расставляют свечи, сторожа пускай открывают и закрывают храм, когда это необходимо. А полиция пускай занимается своим делом — отслеживает нарушителей режима самоизоляции. Я думаю, что мы не должны здесь препятствовать полиции исполнять свое дело.

Еще раз хочу повторить, что сейчас наша общая задача — это сохранить как можно больше человеческих жизней, а для этого мы все должны мобилизоваться, забыть о каких-то своих предпочтениях, симпатиях и антипатиях, о своих привычках. Мы должны научиться жить в тех условиях, в которые мы сейчас поставлены, дабы защитить свои жизни и жизни своих близких.

Е. Грачева: Владыка, большое спасибо за то, что ответили на наши вопросы, находясь дома.

Митрополит Иларион: Спасибо, Екатерина! Я всем желаю здоровья, всех прошу себя беречь, по возможности не выходить из дома и строго соблюдать режим самоизоляции там, где это предписано государственными властями!

Во второй части передачи митрополит Иларион ответил на вопросы телезрителей, поступившие на сайт программы «Церковь и мир».

Вопрос: Уже третью неделю живу в режиме самоизоляции. В город не выйти, в гости не сходить, с тоски взвоешь. Что посоветуете?

Митрополит Иларион: Прежде всего я хотел бы посоветовать Вам и не только Вам, а многим из тех, кто нас смотрит и кто сталкивается сейчас с теми же проблемами, учиться жить внутренней жизнью. Мы очень много, к сожалению, зависим от внешних обстоятельств. Очень часто люди всю свою жизнь подвешивают к различным обстоятельствам: у них есть работа или учеба, они заняты тем и другим, потом они чем-то развлекаются, и вроде как время проходит, жить не скучно. А когда вдруг человек оказывается в четырех стенах, он начинает спрашивать себя, чем же ему заняться.

На самом деле счастье человека, как говорит нам Иисус Христос, вообще не зависит от богатства человека, от материальных благ, от внешних обстоятельств. Оно прежде всего зависит от внутреннего мира человека. Если вы научитесь свой внутренний мир создавать таким образом, чтобы вам никогда не было скучно, то это самое лучшее, чему вы можете научиться в нынешней ситуации.

Что есть у нас, христиан? Во-первых, у нас есть молитва. Даже сейчас, когда многие из нас не имеют возможности пойти в храм, никто не может нам воспрепятствовать нашу собственную квартиру и наше собственное сердце сделать храмом. Посвящайте время на то, чтобы молиться Богу. Причем молиться Богу можно по-разному. Необязательно только читать молитвы, которые напечатаны в молитвослове. Вы можете просто сидеть и общаться с Богом. Вам скучно, вы в одиночестве, вам не с кем пообщаться — обратитесь к Богу. Поговорите с Ним, расскажите Ему все, что вас тяготит, что у вас наболело, все, что вас беспокоит. А потом попытайтесь услышать ответ. Может быть, вы услышите его не сразу, возможно, ответ придет через какие-то обстоятельства вашей жизни. Но если вы будете обращаться к Богу, Он непременно откликнется.

Кроме того, есть немало вещей, которыми можно себя занять, находясь в самоизоляции, — чтение, просмотр интересных фильмов, знакомство с теми литературными произведениями, с которыми вы еще не успели познакомиться. Научитесь занимать себя в этот период самоизоляции, это искусство поможет вам в течение всей последующей жизни.

Вопрос: Какие книги почитать, какие фильмы посмотреть в период самоизоляции?

Митрополит Иларион: Я бы, конечно, всем советовал читать Библию. Причем Библия — это книга большая, она состоит из двух частей: Ветхий Завет и Новый Завет. Если вы никогда не читали Библию и впервые берете ее в руки, то не пытайтесь ее прочитать от начала до конца. И я даже вам посоветовал бы: не читайте Библию с начала, а откройте сразу ту часть, которая называется Новый Завет, и начните читать с Евангелия от Матфея. Прочитайте его, потом — Евангелие от Марка, потом — от Луки, потом — от Иоанна. После этих четырех Евангелий у вас уже составится представление о том, кто такой Иисус Христос, когда Он жил, чему учил, а самое главное, вы сможете понять, почему Иисус Христос актуален до сих пор, то есть что в Его учении вы можете применить в собственной жизни.

Вы спрашиваете: какие фильмы посмотреть? Опять же, есть очень много интересных фильмов. Я хотел бы поделиться с вами впечатлениями об одном фильме, который посмотрел в прошлом году, я бы очень советовал вам его посмотреть. Он называется «Прорыв», это американский фильм 2019 года. Он основан на реальной истории, а история была такова: несколько детей провалились под лед. Один мальчик провел в ледяной воде более 20 минут, и когда его вытащили, он находился в коме. Врачи сказали, что мальчик уже не вернется к жизни, а если даже вернется, то он уже не вернется в сознание. Но его мать была глубоко верующей женщиной, она сказала: «Я буду молиться, я сделаю все для того, чтобы он вернулся к жизни». В течение всего фильма показывается, как она молилась, как заботилась о своем сыне, как она не допускала в его присутствии, хотя он находился в коме, разговоров о том, что он не выживет. В конце концов этот мальчик вернулся к жизни вопреки прогнозам всех врачей.

Это очень трогательная история, фильм снят очень трогательно. Причем самое интересное в этом фильме то, что он абсолютно реально воспроизводит историю, которая произошла всего лишь несколько лет назад в одном американском городке. Я думаю, такие фильмы показывают, что — даже в наших непростых условиях — может сделать вера. А сейчас, когда некоторые из нас оказались под угрозой вируса, когда наши близкие оказались в сложной ситуации, молитва — это самое главное, чем мы можем им помочь.

Я хотел бы завершить эту передачу словами Иисуса Христа: «Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам» (Лк. 11:9).

Я желаю вам всего доброго. Берегите себя и своих близких, и да хранит вас всех Господь!

Служба коммуникации ОВЦС/Патриархия.ru

Материалы по теме

Завершилось XII заседание Совместной российско-иранской комиссии по диалогу «Православие — Ислам»

В Москве открылось XII заседание Совместной российско-иранской комиссии по диалогу «Православие — Ислам»

Приветствие Святейшего Патриарха Кирилла участникам XII заседания Совместной российско-иранской комиссии по диалогу «Православие — Ислам» [Патриарх : Приветствия и обращения]

В ОВЦС прошел круглый стол, посвященный социальному служению религиозных общин

Представитель ОВЦС принял участие в ежегодном экспертном совещании в Министерстве иностранных дел России

Состоялось заседание Комиссии по международному сотрудничеству Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте России

Патриаршая награда вручена настоятелю храма апостола Филиппа в Шардже (ОАЭ)

Председатель ОВЦС встретился с послом Катара в России

Православные и Древние Восточные Церкви призвали христианский мир вернуться к единовременному празднованию Пасхи

Архиепископ Пятигорский Феофилакт возглавил пасхальные торжества в Туркменистане

В Алма-Ате состоялся концерт, посвященный празднику Пасхи и 25-летию учреждения Астанайской епархии

Представитель Русской Церкви встретился с митрополитом Бейрутским Илией

Все материалы с ключевыми словами

 

Другие интервью

Митрополит Курский Герман: В основе пастырского служения — благоговейное предстояние пред Богом

Протоиерей Максим Козлов: Система высшего духовного образования в Русской Православной Церкви свидетельствует о своем развитии, стабильности и жизнеспособности

В.Р. Легойда: Важно, от кого произошел человек, но еще важнее, что с ним произойдет

Митрополит Екатеринбургский Евгений: Мы боремся за то, чтобы жить в евангельской системе координат

А.В. Щипков: Смоленск — особый город в истории России

«Ортодоксия» на марше: православные миссионеры в тылу и в зоне СВО

Митрополит Наро-Фоминский Никандр: У нас высокая миссия — создавать архитектурные проекты, которые не уступают древним шедеврам по своей красоте и разнообразию

Протоиерей Михаил Потокин: Нужны добровольцы для помощи людям на Донбассе

Епископ Каменский и Камышловский Мефодий: «Церковь — самый эффективный помощник в избавлении от всякой тяги, в том числе и к наркотикам»

Митрополит Калужский Климент: Лауреаты Патриаршей литературной премии и традиция семейного чтения