Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Русская версияУкраинская версияМолдавская версияГреческая версияАнглийская версия
Патриархия

Митрополит Волоколамский Иларион не рекомендует верующим участвовать в крещенских купаниях во время пандемии

Митрополит Волоколамский Иларион не рекомендует верующим участвовать в крещенских купаниях во время пандемии
Версия для печати
18 января 2021 г. 22:35

16 января 2021 года в передаче «Церковь и мир», выходящей на канале «Россия-24» по субботам и воскресеньям, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион ответил на вопросы ведущей телеканала Екатерины Грачевой.

Е. Грачева: Здравствуйте! Это время программы «Церковь и мир» на «Россия 24», где мы каждую неделю задаем свои вопросы председателю Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополиту Волоколамскому Илариону. Здравствуйте, владыка!

Митрополит Иларион: Здравствуйте, Екатерина! Здравствуйте, дорогие братья и сестры!

Е. Грачева: В США несколько дней остается до вступления в должность нового президента Джо Байдена. На прошлой неделе сторонники Трампа ворвались в Капитолий, и хотя сам Трамп действия протестующих осудил, социальные сети, канал YouTube заблокировали его аккаунты. Что Вы думаете о такого рода модерации демократии, если можно так выразиться?

Митрополит Иларион: Мне кажется, что с самого момента, когда был избран не тот человек, которого ожидали американские элиты, началась травля этого президента. Собирались целые группы экспертов, которые ругали Трампа на все лады, то есть говорить о какой-то свободе слова, свободе совести в данной ситуации не приходится. Трамп с самого начала был практически заблокирован ведущими средствами массовой информации Америки. Все четыре года президентства он пытался преодолеть эту блокаду, в том числе через свой аккаунт в Twitter, который стал благодаря этому очень популярным.

Теперь, под конец президентства, когда его противники фактически уже взяли власть, конечно, сейчас любые его призывы, любое его несогласие с тем, что произошло, будет истолковываться как призыв к насилию. Во всех бедах его и раньше обвиняли, а теперь тем более будут обвинять. Я вообще не исключаю того, что как только прекратятся его полномочия в качестве действующего президента Соединенных Штатов, против него будет возбуждено уголовное дело, потому что я думаю, что его противники не захотят, чтобы он в каком-либо виде или с какими-либо функциями оставался на политической арене.

Е. Грачева: Одни говорят, что это чистой воды политическая цензура, но есть и мнение, что если бы президент, то есть власть, блокировала социальные сети, это было бы цензурой, а здесь наоборот — верховенство частной собственности. Как в случае с ресторанами: хотим — пускаем тех или иных гостей, хотим — не пускаем. Хотим — блокируем чьи-то аккаунты, хотим — не блокируем. Какое из этих мнений Вы разделяете: все-таки это цензура или нет? Пользуетесь ли Вы какими-то приложениями, такими как Twitter, Facebook, Instagram или, возможно, пользуетесь Telegram? И как Вы делали свой выбор?

Митрополит Иларион: Я пользуюсь различными приложениями. Для переписки я пользуюсь WhatsApp. В свое время несколько лет назад меня убедили в том, что это самый безопасный канал переписки и сейчас меня убеждают в обратном. Многие мои друзья уже перешли на Telegram. Наверное, и мне придется, так сказать, под давлением общественного мнения, которое меня окружает, тоже перейти на Telegram. Что касается Twitter, то я начал пользоваться этим приложением и потом бросил, потому что тот стиль коммуникации, который предлагает это приложение, мне не вполне подходит. Говорить короткими фразами — это то, что очень хорошо умел Дональд Трамп, а мне это удается в гораздо меньшей степени.

Если возвращаться к ситуации, которая сложилась в Соединенных Штатах, то я думаю, что в данном случае речь идет не о цензуре, а о травле политика, который с самого начала вторгся в интересы правящих элит Соединенных Штатов, и как с самого начала они были недовольны его правлением, так и на протяжении всего периода его правления они критиковали его, блокировали его действия, а сейчас они блокируют те средства коммуникации, которые он для себя создал. А поскольку, действительно, в Америке очень серьезное недовольство тем, что происходило и происходит, а у Трампа много сторонников, некоторые из которых готовы пойти даже на противоправные акции, то в нынешней ситуации все это угрожает безопасности страны.

Е. Грачева: Майк Помпео, подводя итоги своей деятельности на посту госсекретаря США, заявил: «Мы действовали против России на различных фронтах, в том числе и на фронте религиозных свобод. Я лично позаботился о том, чтобы Соединенные Штаты Америки помогли митрополиту Православной Церкви Украины избежать российского влияния». Это цитата. Действительно ли можно признать достижением американского политика этот факт?

Митрополит Иларион: Наверное, с точки зрения американской политики и американской дипломатии, это действительно большое достижение, но трудно согласиться с тем, что это большое достижение, если говорить о том, как все это воспринимается в Православной Церкви. Ведь с чем мы имеем дело? С тем, что американские политики совершенно открыто и беззастенчиво говорят о том, что они управляют не только политическими элитами, политическими лидерами других государств, но и совершенно в открытую вмешиваются в межцерковную политику.

Господин Помпео не является православным христианином. Он не занимает никакого положения в Православной Церкви, но считает себя вправе вмешиваться в дела Православных Церквей. Он говорит о том, что освободил некоего «украинского митрополита» от российского влияния, а означает это лишь то, что он поддержал раскол. Можно даже говорить о том, что этот раскол был инспирирован американскими властями, потому что американцы уже давно живут надеждой на дальнейшее ослабление России, а значит и на дальнейшее ослабление Православия. Поэтому была разработана такая политическая стратегия, которая была направлена сначала на отчуждение Украинской Церкви от Русской Церкви, а затем на отчуждение греческого Православия от русского Православия. Этот проект по большому счету провалился. Если господин Помпео считает это своей дипломатической победой и под эти победные реляции хочет уйти с политической сцены, то это, конечно, дело его совести.

Е. Грачева: На канале «Россия» не так давно прошла премьера фильма о визите Владимира Путина в Сирию. В интервью он благодарит представителей ислама за сохранение в Арабской Республике христианских святынь. Вы сами много раз бывали в Дамаске. Почему на этой земле в условиях войны удалось все же сохранить этот элемент взаимного уважения религий? Благодаря чему и кому это произошло?

Митрополит Иларион: Надо сказать, что на протяжении многих веков христиане и мусульмане живут вместе на сирийской земле. В этом фильме, о котором Вы сказали, один сирийский ученый очень интересно рассказывал о том, как возникла мечеть Омейядов. Она была построена рядом с православным храмом. У мечети и храма был общий двор и общие ворота. Христиане входили в эти ворота и шли в свой храм, а мусульмане входили в те же самые ворота и шли в свою мечеть. Так продолжалось около 70 лет. Потом, конечно, храма на этом месте уже не осталось, но осталась святыня, которая является общей для обеих религий, — это мощи святого Иоанна Крестителя, который и в христианстве, и в исламе почитается как пророк.

На протяжении веков, несмотря на все сложности политического характера, христиане продолжали жить на сирийской земле. Вплоть до того момента, когда террористы одну за другой стали захватывать сирийские территории, христиане и мусульмане жили друг с другом в мире и согласии. Но, конечно, нашествие террористов внесло очень серьезный дисбаланс в эти сложившиеся веками отношения, потому что, во-первых, террористы безжалостно убивали христиан или изгоняли их со своих мест, во-вторых, к сожалению, некоторые местные жители их числа мусульманского населения в этом прямо или косвенно участвовали, что в значительной степени подорвало доверие у христиан даже к своим мусульманским соседям. По крайней мере, в некоторых местах. Мне об этом рассказывали в Сирии, когда я туда приезжал. Поэтому для того, чтобы теперь восстановить доверие, требуются очень большие усилия. А для того, чтобы христиане могли вернуться в свои дома и снова жить в мире и согласии со своими мусульманскими братьями и сестрами, требуется очень большая программа не только по восстановлению жилищной инфраструктуры, разрушенных храмов, монастырей, мечетей и других культовых зданий, но и программа, направленная на восстановление доверия между мусульманами и христианами.

Е. Грачева: Владыка, на днях исполнилось 30 лет со дня вторжения советских войск в Литву. Тогда штурмом была взята телебашня в Вильнюсе, 15 человек погибли, было много раненых. Вы в те дни были там, отправились на каунасское телевидение и обратились тогда к солдатам: «если вы получите приказ стрелять в безоружных людей, давить гусеницами танков, не подчиняйтесь приказу, стреляйте в воздух, не стреляйте вовсе, делайте все, что угодно, только не проливайте невинную кровь». Почему Вы тогда приняли решение вмешаться в политические события?

Митрополит Иларион: Сейчас, 30 лет спустя, все это видится немножко по-другому, чем виделось тогда. А тогда мы видели кровопролитие в Вильнюсе, были жертвы, была девочка, которую раздавили гусеницами танков и было всеобщее возмущение литовского населения. Была захваченная телебашня в Вильнюсе, из которой полилась советская пропаганда. Тогда, как все говорили, следующим шагом будет захват телебашни в Каунасе, где я был настоятелем прихода. Кроме того, я практически на еженедельной основе посещал воинские части, которые были расквартированы в Каунасе и вокруг него. Я лично общался со многими солдатами и офицерами. Я понял, что если наши солдаты возьмутся за оружие и начнут убивать мирных жителей, то это может привести к настоящей катастрофе.

Поэтому речь была не о том, чтобы вмешаться в политическую ситуацию и в политический конфликт, а о том, чтобы сохранить жизни людей. Я обратился тогда к нашим военнослужащим с призывом: если они получат приказ стрелять в мирных жителей, не выполнять этот приказ.

Е. Грачева: Владыка, в этом году прихожан на рождественских службах было гораздо меньше, чем в прошлые годы. Мэрия Москвы приводит такие цифры: 140 тысяч православных в храмах по сравнению с миллионом годом ранее, а впереди Крещение. Будет ли традиционная раздача крещенской воды? Как будет выглядеть праздник в этом году? Как насчет купания в проруби? Какие Вы дадите рекомендации верующим?

Митрополит Иларион: Раздача крещенской воды будет совершаться в храме как обычно, но я надеюсь, что при этом будут соблюдаться санитарные нормы, в том числе социальная дистанция, что люди будут стоять в очереди в масках. Думаю, вряд ли многие в этом году решатся погрузиться в прорубь. Я лично для себя принял решение в этом году в прорубь не погружаться: сейчас не то время, когда следует испытывать свой организм подобным образом.

Кстати, я и в прежние годы всегда говорил, что погружение в прорубь отнюдь не является каким-то церковным ритуалом или предписанием, люди совершают это исключительно по собственной инициативе. Но в нынешней ситуации, когда свирепствует вирус, а у многих людей организм ослаблен после перенесенной болезни, я бы никому из православных верующих не рекомендовал погружаться в прорубь.

Е. Грачева: Большое спасибо, владыка, за то, что ответили на наши вопросы.

Митрополит Иларион: Спасибо, Екатерина.

Во второй части передачи митрополит Иларион ответил на вопросы телезрителей, поступившие на сайт программы «Церковь и мир».

Вопрос: Что мешает ввести в детских садах и школах такой предмет, как «Знакомство с Библией», и возможно ли решение этого вопроса?

Митрополит Иларион: Если говорить о детских садах, то ничто, по крайней мере, с юридической точки зрения не мешает введению такого или подобного предмета. У меня есть справка от юриста, который говорит, что федеральный государственный стандарт дошкольного образования, принятый в 2014 году, позволяет введение таких предметов, как «модули религиозной культуры», в рамках основных образовательных программ, к которым относятся и программы дошкольного образования.

У нас в Церкви есть Отдел религиозного образования и катехизации, который возглавляется митрополитом Екатеринбургским Евгением. В этом Отделе разработаны рекомендации по преподаванию Закона Божия или дисциплин, связанных с изучением Библии, на дошкольном уровне. Также в этом Отделе разработаны рекомендации, касающиеся преподавания соответствующих модулей в школе. Здесь существуют определенные ограничения, связанные в том числе с законодательством. У нас в некоторых школах преподаются основы православной культуры или основы иных религиозных традиций. В некоторых школах преподаются основы духовной культуры народов России. Это модули, в рамках которых можно, в том числе, изучать Библию.

Конечно, с точки зрения Церкви, всего этого недостаточно, потому что по идее и Священное Писание Ветхого Завета, и Священное Писание Нового Завета, и свою собственную религиозную традицию человек может изучать и в дошкольном учреждении, и в школе на протяжении всего курса обучения. Этому не должен препятствовать светский характер образования. Более того, я уже говорил в нашей передаче, что, по моему мнению, Библия, а в особенности Евангелие, заслуживает изучения не просто как памятник религиозной литературы, но и вообще как памятник литературы. Евангелие вполне могло бы изучаться, например, в курсе литературы. Почему «Сага о Гильгамеше» или «Слово о полку Игореве» изучаются в школьной программе, а Евангелие не может изучаться?

В некоторых случаях мы наблюдаем еще и следующую картину: преподаванию тех или иных дисциплин, связанных с религией, препятствует руководство дошкольного или школьного учреждения, ссылаясь на какие-то законодательные акты, а чаще всего просто на светский характер образования. Это препятствие, возникающее уже на личном, персональном уровне, бывает трудно преодолеть.

В последнее время создано немало православных школ, гимназий и детских садов, где детям беспрепятственно преподаются религиозные дисциплины. Если вы хотите отдать ребенка в такой детский сад или школу, то я думаю, что это будет самый лучший выбор.

Вопрос: Мой крестный отец с родным сыном, которому я являюсь крестным, уехали в Израиль на постоянное место жительство. По прошествии нескольких лет я узнал, что они стали ходить в синагогу. Получается, что у меня нет теперь ни сына крестного, ни отца? Если изменилось вера у моих крестных, как быть дальше?

Митрополит Иларион: Я думаю, на самом деле у вас есть и крестный отец, и крестный сын, которые, по всей видимости, если эта информация соответствует действительности, отреклись от христианства. Но для вас как христианина не может быть «бывшего христианина». Вы все равно можете продолжать молиться об обоих людях: и о крестном отце, и о сыне, чтобы они вернулись ко Христу, потому что суть христианства заключается в вере во Христа как Бога и Спасителя. А иудаизм такую веру не признает и отвергает.

Вопрос: Господь хочет, чтобы мы сами обратились к Нему. Может ли Он призвать человека без его воли? Известны ли такие свидетельства? Есть ли надежда, что мать может умолить Создателя о спасении души своего сына без его воли?

Митрополит Иларион: С одной стороны, есть очень распространенное изречение о том, что без воли человека Бог не может его спасти. С другой стороны, мы знаем из истории очень много случаев, в которых Бог решительным образом вмешивался в человеческую жизнь, когда человек Его совсем не ждал. Наверное, самый классический пример — это обращение Савла, который был гонителем христианской Церкви, но которому Христос явился на пути в Дамаск, ослепил его Своим Божественным светом и после этого практически в одночасье гонитель Церкви превратился в ее самого ревностного апостола.

Иногда Бог таким образом вмешивается в жизнь человека и полностью ее переворачивает, причем это вмешательство необязательно должно быть таким ярким и очевидным. Иногда Бог вмешивается в жизнь человека через какие-то другие обстоятельства, например, через тяжелую болезнь, которую человек переносит и она помогает ему полностью пересмотреть свои жизненные ориентиры, превращает его из неверующего в верующего.

Поэтому такие случаи вмешательства Бога в жизнь человека, конечно, бывают. И молитва матери очень от многого может спасти сына или дочь, даже если они считают, что эта молитва бесполезна. Бог слышит молитву матери. Опять же, из истории известно множество случаев, когда по молитве матери неверующие дети были спасены Богом.

Я хотел бы завершить эту передачу словами из книги Деяний апостольских: «Веруй в Господа Иисуса Христа, и спасешься ты и весь дом твой» (Деян. 16:31).

Я желаю вам всего доброго. Берегите себя, берегите своих близких и да хранит вас всех Господь.

Служба коммуникации ОВЦС/Патриархия.ru

Материалы по теме

На пленарном заседании Всемирного русского народного собора представили новую книгу Святейшего Патриарха Кирилла «Настоящее и будущее Русского мира»

Завершился проект «Священник XXI века», организованный порталом Богослов.ru и интернет-журналом «Татьянин день»

В.Р. Легойда: Важно, от кого произошел человек, но еще важнее, что с ним произойдет [Интервью]

Председатель Финансово-хозяйственного управления Московского Патриархата и главный архитектор Москвы приняли участие в дискуссии «Современная православная архитектура — для города и горожан»

Председатель Отдела внешних церковных связей посетил подворье Антиохийского Патриархата в Москве

Председатель ОВЦС принял участие в заседании Правительственной комиссии по делам соотечественников за рубежом

Вышел в свет новый номер журнала «Церковь и время»

Опыт разных конфессий в сфере социального служения представят на круглом столе в ОВЦС

В праздник Богоявления начальник Русской духовной миссии принял участие в Патриаршем богослужении на Гробе Господнем

Патриарший экзарх Африки освятил воды озера Виктория

Патриаршее служение в праздник Крещения Господня в Богоявленском кафедральном соборе г. Москвы

В праздник Крещения Господня Святейший Патриарх Кирилл совершил Литургию в Богоявленском кафедральном соборе в Елохове г. Москвы

Другие интервью

Время для настоящей жизни

Митрополит Курский Герман: В основе пастырского служения — благоговейное предстояние пред Богом

Протоиерей Максим Козлов: Система высшего духовного образования в Русской Православной Церкви свидетельствует о своем развитии, стабильности и жизнеспособности

В.Р. Легойда: Важно, от кого произошел человек, но еще важнее, что с ним произойдет

Митрополит Екатеринбургский Евгений: Мы боремся за то, чтобы жить в евангельской системе координат

А.В. Щипков: Смоленск — особый город в истории России

«Ортодоксия» на марше: православные миссионеры в тылу и в зоне СВО

Митрополит Наро-Фоминский Никандр: У нас высокая миссия — создавать архитектурные проекты, которые не уступают древним шедеврам по своей красоте и разнообразию

Протоиерей Михаил Потокин: Нужны добровольцы для помощи людям на Донбассе

Епископ Каменский и Камышловский Мефодий: «Церковь — самый эффективный помощник в избавлении от всякой тяги, в том числе и к наркотикам»