8 мая 2021 года в передаче «Церковь и мир», выходящей на канале «Россия 24» по субботам и воскресеньям, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион ответил на вопросы ведущей Екатерины Грачевой.
Е. Грачева: Здравствуйте! Это время программы «Церковь и мир» в эфире телеканала «Россия 24», где мы каждую неделю задаем свои вопросы председателю Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополиту Волоколамскому Илариону. Здравствуйте, Владыка!
Митрополит Иларион: Здравствуйте, Екатерина! Христос Воскресе!
Е. Грачева: Воистину Воскресе!
Митрополит Иларион: Дорогие братья и сестры! Христос Воскресе!
Е. Грачева: Владыка, в эти выходные мы отмечаем 76-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне, а равно год назад 9 мая был официально открыт храм Вооруженных сил в Алабине. Место поистине уникальное. Можно сказать о том, что он уже утвердился как дом молитвы или он по-прежнему привлекает людей как музейный комплекс?
Митрополит Иларион: За год, прошедший со времени освящения этого храма Святейшим Патриархом Кириллом, он превратился в один из самых посещаемых храмов Русской Православной Церкви. Десятки и сотни тысяч людей приходят в этот храм и для того, чтобы полюбоваться его внешним и внутренним убранством, и для того, чтобы принять участия в богослужениях. Сам Святейший Патриарх является настоятелем этого храма. Богослужения в нем совершаются регулярно, в том числе при большом стечении молящихся. Богослужения совершались на Страстной седмице и на Пасху. Среди прихожан этого храма, конечно, очень много военнослужащих.
Храм привлекает людей, привлекает семейные пары с детьми как произведение архитектуры, расположенное в большом парке, но прежде всего храм является домом молитвы. Конечно, в храм приходят для того, чтобы помолиться, воздать дань памяти героям Великой Отечественной войны, вознести молитвы за тех многих людей, которые стали жертвами этой великой войны, и за тех, кто отдали свои жизни за спасение нашего народа.
Е. Грачева: Владыка, Вы служили в армии, а сейчас Вы имеете сан митрополита. Какой школе, светской или церковной, Вы в большей степени обязаны воспитанию в себе мужских качеств? Согласны ли Вы с утверждением, что настоящему мужчине необходимо пройти через армию?
Митрополит Иларион: Я нахожусь в Церкви всю свою сознательную жизнь, а в армии я служил только два года, поэтому Церковь оказала на меня несравненно более сильное влияние, чем служба в армии. Тем не менее, я благодарен Богу за то, что имел уникальный опыт службы в тогда еще советской армии. Я, действительно, был таким комнатным растением: воспитан в домашних условиях, провел все детство, занимаясь музыкой. Мужские качества, которые приобретаются в армии, наверное, невозможно приобрести в какой-то иной среде. В армии я научился стрелять, начал заниматься физической подготовкой, поскольку в школьные годы практически этим не занимался. И, конечно, армия — это большой коллектив, состоящий из людей очень разного воспитания, очень разных взглядов.
Я не принадлежу к числу тех, кто считает, что всякий мужчина должен пройти через опыт армейской службы. Я неоднократно об этом говорил в нашей передаче и не скрываю этот свой взгляд. У нас есть священнослужители, которые считают, что надо всех мужчин призывать идти в армию. Очень часто оказывается, что эти священнослужители сами в армии не служили, а поэтому у них об армии представление либо идеализированное, либо они начитались соответствующей литературы. Я служил в армии и не думаю, что армейская служба необходима для всякого мужчины. Я вообще глубоко убежден в том, что любое служение может быть успешным только тогда, когда оно осуществляется по призванию. Я думаю, что — особенно в современных условиях — по-настоящему боеспособной является армия профессиональная, куда идут служить по призванию люди, готовые рисковать своей жизнью для спасения Родины.
Е. Грачева: Вы упомянули, что в армии Вы, в числе прочего, научились стрелять. Прошла такая новость, что в Братске священник ведет практическую секцию стрельбы для школьников. Как Вы относитесь к такого рода внеклассной деятельности священника, а главное — как священник может объяснить детям, для чего им необходимо владеть оружием?
Митрополит Иларион: Все зависит от того, с какими целями ведутся эти занятия. Насколько я знаю, там цели исключительно спортивные, которые связаны с воспитанием мужских качеств у молодых людей. Поэтому ничего в этом зазорного или предосудительного нет. Я даже Вам сознаюсь, что не так давно я был приглашен в одно военное учебное заведение. Меня пригласили в тир и дали пострелять из пистолета, автомата, и я с удовлетворением обнаружил, что те навыки, которые я приобрел более тридцати лет назад в армии, никуда не делись. Я так же хорошо попадал в десятку и даже вызвал похвалы людей, которые являются профессиональными военными.
Единственное, чем владение оружием может быть опасно, — тем, что у некоторых людей может от этого развиться зависимость, тяга к пользованию оружием и они применят оружие там, где это не нужно делать. Я думаю, что у каждого человека должен быть какой-то внутренний барометр, внутренняя сила, которая будет его удерживать от того, чтобы пользоваться оружием тогда, когда это не требуется, или когда это может нанести вред другим людям.
Е. Грачева: Интересно было бы посмотреть, как Вы с оружием попадаете в десятку. Перейдем к международным темам: посольство США в Москве призывает американских граждан покинуть Россию и фактически закрывает консульские услуги для россиян. Соединенные штаты заявляют, что наши граждане по-прежнему могут получить визы, но через третьи страны: через страны Балтики, через Армению, через другие европейские государства. Исключения будут сделаны только для граждан, выезжающих по вопросам жизни и смерти. Во всем этом пугает, что прежде подобные действия США предпринимали только перед реальными военными атаками на Югославию, Ливию, Ирак. Как Вы относитесь ко всему тому, что происходят сейчас между Россией и Западом, в частности, Россией и США? Как Вы смотрите на все эти дипломатические войны?
Митрополит Иларион: Я с большой тревогой смотрю на развитие ситуации: на истории с высылкой дипломатов, с сокращением персонала посольств. Я думаю, что если все это не остановится и не прекратится в какой-то момент, то это может привести к очень печальным последствиям. Вы знаете, к сожалению, у многих сейчас утратилось представление о том, что война — это зло. Мы уже 76 лет живем в ситуации мира. Людей, которые еще помнят войну, остается все меньше и меньше, а на смену им приходит молодежь, которая иногда настроена очень воинственно. Даже некоторые политики сейчас заявляют, что Россия всегда выигрывала все войны, нам ничего не страшно, «кто к нам придет с мечом, от меча и погибнет». В нынешней ситуации это достаточно безответственные заявления, даже если они делаются в популистских целях. Потому что, во-первых, если мы посмотрим на нашу историю, то не во всех войнах Россия выигрывала. Во-вторых, даже там, где Россия, казалось бы, выигрывала в войне, например, в Первой мировой, то Россия была на стороне победителей, но фактически участие в этой войне привело к коллапсу империи, к многомиллионным жертвам. В-третьих, даже если речь идет о победе в войне, мы должны помнить, какими жертвами, какой ценой давались эти победы.
Поэтому говорить о том, что нам война не страшна, что мы выйдем из войны в любом случае победителями, потому что мы всегда побеждали, — это очень безответственные заявления. Особенно в настоящее время, когда весь мир является пороховой бочкой, когда накоплен огромный арсенал ядерного оружия и когда в отсутствии сдерживающих факторов использование вооружений может привести к глобальной катастрофе. Поэтому я уповаю на то, что политики по обеим сторонам этого конфликта сделают все возможное для того, чтобы его оставить, чтобы направить переговоры в мирное русло и чтобы, как это не раз было в прошлом, избежать тотального столкновения и глобальной войны. Можно здесь вспомнить так называемый Карибский кризис, когда мир из-за действий политиков оказался на грани глобальной катастрофы, но тогда все-таки хватило мужества и мудрости у политических руководителей, чтобы остановить этот очередной виток гонки вооружений. Я надеюсь, что этой мудрости хватит и сегодня.
Е. Грачева: В продолжение темы дипломатических войн и возможных переговоров по их урегулированию. Владимир Зеленский озвучил идею организовать встречу между ним и Владимиром Путиным в Ватикане. Ватикан уже ответил, что готов выступить площадкой. Но здесь возникает резонный вопрос: две православные страны едут в католический Ватикан, чтобы урегулировать свои проблемы и вопросы. Тогда не логичнее было бы, скажем, полететь в Иерусалим и проводить эти переговоры при участии Иерусалимского Патриарха?
Митрополит Иларион: Что бы я сейчас ни ответил на Ваш вопрос, обязательно найдутся средства массовой информации, которые выхватят часть этого ответа и скажут, что Русская Церковь предлагает то или иное место для переговоров.
Хочу сразу оговориться, что мы ничего не предлагаем. Мы с большим уважением относимся к Папе Римскому Франциску. Как Вы знаете, Патриарх Кирилл с ним лично встречался пять лет назад. Со своей стороны могу сказать, что я с ним встречался не менее десяти раз. Как человек он мне глубоко симпатичен. Но я также с не меньшим уважением отношусь к Иерусалимскому Патриарху и тоже многократно бывал в Иерусалиме, много раз общался с ним и всегда поражался его мудрости, спокойствию, его преданности святыням христианского мира.
В данной ситуации возникает вопрос: а почему, собственно, здесь должны быть какие-то посредники, будь то глава Католической Церкви или глава той или иной Православной Церкви? Если уж говорить о религиозном факторе, то у православных верующих России и у большинства православных верующих Украины есть один Патриарх — это Патриарх Московский и всея Руси. Об этом не следует забывать украинским политикам, которые пытаются строить свою политику таким образом, чтобы Украинскую Православную Церковь, находящуюся в единстве с Московским Патриархатом, вообще вычеркнуть, вынести за скобки.
Я думаю, что вопрос о том, где пройдет эта встреча, сейчас не так важен. Самое важное, чтобы она состоялась в обозримом будущем, чтобы президентами были обсуждены те проблемы, которые реально разделяют две страны, и чтобы были найдены пути их уврачевания, о чем верующие нашей Церкви и в России, и в Украине молятся ежедневно.
Е. Грачева: Большое спасибо, владыка, за то, что прокомментировали для нас эти последние новости.
Митрополит Иларион: Спасибо, Екатерина.
Во второй части передачи митрополит Иларион ответил на вопросы телезрителей, поступившие на сайт программы «Церковь и мир».
Вопрос: Владыка, объясните, пожалуйста, что такое смирение и как его применять на деле? Замечаю, что если спускаю что-то с рук, не обозначаю границы дозволенного в общении с собой или просто молчу, то люди наглеют. Как совместить смирение и умение постоять за себя? Или смирение и тихое забитое поведение — это разные вещи?
Митрополит Иларион: Смирение и тихое забитое поведение — это, безусловно, разные вещи, во многом даже противоположные. Что такое смирение? Смирение заключается не в том, что человек берет на себя смиренный вид, ходит с понурой головой, низко опускает глаза, использует особые словечки, чтобы подчеркнуть свое смирение. Все это внешние атрибуты, которые очень часто совершенно не соответствуют тому, что происходит внутри человека.
Смирение рождается в человеке тогда, когда он ставит себя перед лицом Бога, когда он свою жизнь сравнивает с тем, чего от него ожидает Господь, когда он читает Евангелие и спрашивает себя: я живу так, как Господь заповедал, или иначе? И человек видит ту пропасть, которая отделяет его теперешнего, нынешнего, реального от того, чем бы он сам хотел быть, и тогда у человека появляется смирение. Это смирение, в том числе, проявляется в его взаимоотношениях с другими людьми, потому что человек начинает острее видеть собственные недостатки, чем недостатки других людей. И как правило, если человек не обладает смирением, то все происходит наоборот. Он очень остро видит недостатки других, но совершенно не замечает свои собственные недостатки. О таких людях Господь Иисус Христос сказал в Евангелии: «Что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь?» (Мф. 7:3).
Вопрос: Человек, который совершил грех, остается грешником на всю жизнь? Любой грех можно искупить? Существуют грехи, которые нельзя искупить?
Митрополит Иларион: Господь в Евангелии говорит: «Всякий грех и хула простятся человекам, а хула на Духа не простится человекам; если кто скажет слово на Сына Человеческого, простится ему; если же кто скажет на Духа Святаго, не простится ему ни в сем веке, ни в будущем» (Мф. 12:31-32). Это означает, что существуют грехи простительные и непростительные. В то же время мы знаем, что есть таинство Исповеди, которое открыто для каждого человека, и каждый христианин, как бы тяжко он ни согрешил, имеет возможность прийти на исповедь и принести покаяние в своих грехах. Если человек принес покаяние, то этот грех прощается человеку. Мы имеем пример из Евангелия, когда один из двух разбойников, которые были распяты с Иисусом, обратился к Нему и сказал: «Помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое!» (Лк. 23:42). И Господь Ему ответил: «Ныне же будешь со Мною в раю» (Лк. 23:43). А этот разбойник, по-видимому, ничего доброго не совершил и был распят за тяжкие преступления. Но та мольба о прощении, которую он обратил к Иисусу, была услышана: его грех был прощен.
Вопрос: Когда мне было 10 лет, отец начал пить, и я молилась, чтобы Бог помог ему бросить пить. Но Бог не помог. Почему Господь не ответил на молитвы ребенка? Я молилась от чистого сердца. Он хотел, чтобы наша семья мучилась от алкогольной зависимости отца?
Митрополит Иларион: Мне кажется, очень часто Бога пытаются обвинить в том, в чем виноваты люди. Вы молились за своего отца, и Бог, несомненно, слышал Ваши молитвы. Но была еще и воля Вашего отца или его неспособность отказаться от этой алкогольной зависимости. Может быть, это уже была физическая неспособность: некоторые люди, которые страдают от алкогольной, наркотической зависимости, оказываются вообще неспособны эту зависимость преодолеть. Бог слышал Ваши молитвы, Он помогал Вам и помогает сейчас. Просто люди — не марионетки в руках Бога. Они не живут, как в кукольном театре, где куклы привязаны веревочкой к балке, а человек сидит и дергает их: дернет за веревочку — кукла поднимает руку, дернет за другую — кукла поднимает другую руку, дернет за третью — кукла опускает голову. Бог обращается с нами не так, Он дает нам свободу. Очень часто люди злоупотребляют этой свободой, а потом начинают винить Бога в том, что происходит с ними или окружающими людьми.
Вопрос: 25 лет молила Бога о ребенке, днями и ночами, каждый день. Один муж, никогда не изменяла. Никогда для меня не были важны богатства и деньги. Всегда приходила на помощь ближним. Бог не услышал мои молитвы, не увидел мои слезы. Остался глух и слеп. Меня нет для Него. Почему? Что я сделала? За что?
Митрополит Иларион: Ответить на Ваши вопросы может священник, к которому Вы обратитесь и чистосердечно их зададите. Самый правильный контекст для того, чтобы получить ответы на эти вопросы, — это таинство Исповеди. Если вы придете на исповедь, то обязательно вспомните что-то такое, в чем виноваты или в чем согрешили. Я не хочу сейчас делать какие-то догадки. Вы должны сами порыться в своей душе, в своем прошлом и посмотреть, не было ли там каких-то ошибок. Если вы их совершили, то принесите за них покаяние. Если вы считаете, что Бог не слышал ваши молитвы, то Вы ошибаетесь. Бог слышит молитвы всякого человека, но не всегда Бог дает человеку просимое.
Если у Вас не было своего ребенка, почему Вы не могли усыновить или удочерить чужого, взять ребенка из детского дома, как делают многие супружеские пары? Более того, я Вам скажу по собственному многолетнему пастырскому опыту: сейчас есть много супружеских пар, которые страдают от бесплодия по разным причинам, в том числе потому, что женщина когда-то сделала аборт. Но нередко случается (я сам неоднократно был свидетелем таких ситуаций), когда супружеская пара, долгое время не имевшая своего ребенка, усыновляла ребенка, начинала его воспитывать, а потом женщина беременела и рожала собственного ребенка, и сейчас в такой семье уже двое или несколько детей. Дети, которые в физическом смысле произошли от этих родителей, растут вместе с детьми приемными, и родители не делают между ними никакого различия. Вот это истинно христианский путь. Этим путем пойти никогда не поздно, даже сейчас, 25 лет спустя. Вы всегда можете усыновить или удочерить ребенка, и будете иметь то счастье, которого долгое время были лишены.
Я хотел бы завершить эту передачу словами апостола Павла из Первого послания к фессалоникийцам: «Непрестанно молитесь. За все благодарите: ибо такова о вас воля Божия во Христе Иисусе» (1 Фес. 5:17-18).
Я желаю вам всего доброго. Берегите себя, берегите своих близких, и да хранит вас всех Господь.
Служба коммуникации ОВЦС/Патриархия.ru