Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Русская версияУкраинская версияМолдавская версияГреческая версияАнглийская версия
Патриархия

Митрополит Волоколамский Иларион: Константинополь посягает на чужую собственность

Митрополит Волоколамский Иларион: Константинополь посягает на чужую собственность
Версия для печати
21 сентября 2021 г. 11:19

Во время посещения Венгрии Патриарх Константинопольский Варфоломей заявил, что кафедральный храм Будапештской и Венгерской епархии Русской Православной Церкви — Успенский собор в Будапеште — «в печальные и туманные дни коммунистического режима по причине темных и коварных махинаций и невыносимого давления советской власти был насильственно похищен и совершенно незаконно и неканонично подчинен Московскому Патриархату, который до сего дня продолжает кощунственно им обладать». По просьбе РИА «Новости» председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион прокомментировал это заявление, рассказав о прошлом и настоящем храма.

— Владыка, недавно вы посетили Будапешт, где выступили на открытии Евхаристического конгресса. А вслед за вами на том же конгрессе оказался Патриарх Константинопольский Варфоломей. В проповеди после Литургии, совершенной им в католическом соборе, он упомянул о «захвате» Успенского собора в Будапеште Московским Патриархатом. Как Вы можете прокомментировать эти слова?

— Успенский Собор в Будапеште никогда не принадлежал Константинопольскому Патриархату. Он был построен в конце XVIII века общиной, состоявшей преимущественно из греков и влахов. Богослужения в нем совершались на греческом языке. Но входил он не в юрисдикцию Константинопольского Патриархата, который был запрещен на территории Австро-Венгерской империи, а в юрисдикцию независимой Карловацкой митрополии, впоследствии вошедшей в состав объединенной Сербской Церкви. Правда, в 20-е годы ХХ века Константинополь попытался создать в Венгрии свой экзархат, но он существовал только на бумаге. В самой Венгрии никаких следов этого экзархата отыскать не удалось, никакая нормативная база под него в венгерском законодательстве создана не была.

С 1945 года представители прихода неоднократно обращались к Патриарху Московскому и всея Руси Алексию I с просьбой принять приход в юрисдикцию Московского Патриархата. В 1949 году было создано Венгерское благочиние Русской Православной Церкви, а в 1950 году Успенский собор и еще несколько приходов, где богослужение совершалось по-венгерски, вошло в состав Московского Патриархата. Таким образом, произошла смена церковной юрисдикции, но община осталась той же самой. Причем переписка по поводу принятия этих приходов в лоно Русской Церкви велась не с Константинопольским Патриархатом, к которому они никакого отношения никогда не имели, а с Сербской Церковью.

В начале 2000-х годов Константинополь предъявил претензии на Успенский собор и подал иск в суд. Все три судебные инстанции пришлись на то время, когда я управлял Венгерской епархией. И все три инстанции мы выиграли — сначала городской суд Будапешта, потом Апелляционный суд, и наконец Верховный суд. Нам удалось убедительно доказать, что нынешняя община Успенского собора, включающая и греков, и венгров, и представителей других национальностей, является прямой правопреемницей первоначальной общины. Более того, в клире нашего храма до сих пор служат прямые потомки ее первых основателей.

Поэтому Константинопольский Патриарх может заявлять какие угодно претензии, но только в судебном порядке уже трижды и окончательно доказано, что эти претензии не имеют никаких оснований. Десятая заповедь Закона Моисеева гласит: «Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ничего, что у ближнего твоего»  (Исх. 20:17). Уместно напомнить об этой заповеди Константинопольскому Патриарху. Высказывая во всеуслышание такие идеи, он посягает на чужую собственность, правообладатель которой определен судом. Кроме того, тем самым он ставит под сомнение правомочность решений венгерских судебных инстанций.

Венгерское государство поступило весьма мудро, передав в дар Константинопольскому Патриархату территорию и комплекс зданий, где будет построен храм (Патриарх Варфоломей освятил закладной камень). Казалось бы, что еще нужно? Но нет, этого оказывается недостаточно. Прямо в присутствии дарителей Патриарх Варфоломей озвучивает претензии еще и на то храмовое здание, которое никогда не принадлежало Константинополю.

Венгерское государство вообще с большим вниманием относится к традиционным религиозным конфессиям, субсидируя их деятельность. Ремонтно-реставрационные работы в Успенском соборе осуществляются при финансовой поддержке венгерского государства.

Когда я приехал в Будапешт в 2003 году, первое, что я увидел, был наш Успенский собор с одним шпилем. Мне объяснили, что второй шпиль был снесен бомбой во время Второй мировой войны. Я тогда же поставил перед собой цель: воссоздать этот шпиль. А надо сказать, что в Австро-Венгерской империи православные храмы по внешнему виду ничем не отличались от католических. Только войдя внутрь и увидев иконостас, можно было понять, что это православный храм. А снаружи были не купола, а шпили. Так вот, одного из них не было.

Несколько лет ушло на суды, а когда они были закончены, мы при помощи компании «Лукойл» сумели построить каменный постамент под второй шпиль. Дальнейшие работы осуществлялись уже при моих преемниках по Венгерской кафедре. Был полностью восстановлен утраченный шпиль, сделан полный внешний ремонт, а сейчас работы ведутся внутри храма. Это очень масштабный реставрационный проект. По его окончании, надеюсь, собор предстанет перед прихожанами во всей своей красоте.

Служба коммуникации ОВЦС/Патриархия.ru

Материалы по теме

В Демре молитвенно почтили память посла Российской Федерации в Турции Героя России А.Г. Карлова

В день памяти святителя Николая верующие Русской Православной Церкви помолились в Мирах Ликийских

Епископ Сурожский Матфей возглавил престольные торжества в Варваринском соборе канадского города Эдмонтон

Настоятель Подворья Русской Церкви в Софии принял участие в богослужении в день тезоименитства Патриарха Болгарского Даниила

Секретарь по межрелигиозным отношениям ОВЦС принял участие в научной конференции Посольства Ирана и Института востоковедения РАН

Представители ОВЦС приняли участие в торжествах по случаю 25-летия повторного освящения кафедрального римско-католического собора Москвы

Представитель ОВЦС принял участие в торжествах по случаю введения в должность нового настоятеля англиканского храма в Москве

Представитель ОВЦС принял участие в экспертной дискуссии, организованной Международным Комитетом Красного Креста

В португальском Портимао освящен храм святого Даниила Жиронского

Монастырю преподобного Иова Почаевского Германской епархии Русской Зарубежной Церкви передали ключи от замка Зайфридсберг

Симбирской епархии возвращено историческое здание духовного училища

Представители Церкви приняли участие в совещании Министерства юстиции России по вопросу передачи Нижегородской епархии объектов религиозного назначения

В день памяти святителя Николая Мирликийского начальник Русской духовной миссии принял участие в Литургии в Бейт-Джале

Духовенство Русской духовной миссии приняло участие в праздничном богослужении в Лавре преподобного Саввы Освященного

Святейший Патриарх Кирилл: Факты нарушения прав верующих Украинской Православной Церкви признаются в отчетах международных правозащитных организаций

Предстоятель Русской Церкви представил Епархиальному собранию города Москвы обзор своей деятельности в 2024 году

Изменение международно-политического контекста взаимоотношений Русской и Константинопольской Церквей в ситуации военно-революционных потрясений конца 1910-х — начала 1920-х годов [Статья]

Украина как апробационная площадка для новой унии: угрозы и пути преодоления [Статья]

Заявление Священного Синода Русской Православной Церкви в связи с принятием Верховной Радой Украины законопроекта, направленного на ликвидацию Украинской Православной Церкви [Документы]

Митрополит Будапештский Иларион: Ватикан уступил либералам в вопросе однополых пар [Интервью]

Другие интервью

Митрополит Курский Герман: В основе пастырского служения — благоговейное предстояние пред Богом

Протоиерей Максим Козлов: Система высшего духовного образования в Русской Православной Церкви свидетельствует о своем развитии, стабильности и жизнеспособности

В.Р. Легойда: Важно, от кого произошел человек, но еще важнее, что с ним произойдет

Митрополит Екатеринбургский Евгений: Мы боремся за то, чтобы жить в евангельской системе координат

А.В. Щипков: Смоленск — особый город в истории России

«Ортодоксия» на марше: православные миссионеры в тылу и в зоне СВО

Митрополит Наро-Фоминский Никандр: У нас высокая миссия — создавать архитектурные проекты, которые не уступают древним шедеврам по своей красоте и разнообразию

Протоиерей Михаил Потокин: Нужны добровольцы для помощи людям на Донбассе

Епископ Каменский и Камышловский Мефодий: «Церковь — самый эффективный помощник в избавлении от всякой тяги, в том числе и к наркотикам»

Митрополит Калужский Климент: Лауреаты Патриаршей литературной премии и традиция семейного чтения