Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Русская версияУкраинская версияМолдавская версияГреческая версияАнглийская версия
Патриархия

Комментарий юрисконсульта Учебного комитета относительно «Закона о научной аспирантуре»

Версия для печати
15 декабря 2021 г. 18:22

На сайте Учебного комитета Русской Православной Церкви опубликован комментарий юрисконсульта Учебного комитета кандидата юридических наук Н.С. Семеновой относительно «Закона о научной аспирантуре».

В соответствии с Федеральным законом от 30.12.2020 № 517-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (так называемый «Закон о научной аспирантуре») были приняты важные изменения, которые свидетельствует о том, что аспирантура, как можно думать, возвращается на прежнее место, которое она занимала до принятия Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ФЗ об образовании). Так, основной целью аспирантуры снова стала подготовка аспирантом диссертации.

Прежде всего, следует отметить, что Закон о научной аспирантуре внес изменения в порядок государственного контроля за программами подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре, а именно вместо федеральных государственных образовательных стандартов к программам подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре теперь устанавливаются федеральные государственные требования (ФГТ).

Таким образом, реализация программ подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре будет реализовываться не в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, а согласно федеральным государственным требованиям.

ФГТ были утверждены Приказом Министерства науки и высшего образования «Об утверждении федеральных государственных требований к структуре программ подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), условиям их реализации, срокам освоения этих программ с учетом различных форм обучения, образовательных технологий и особенностей отдельных категорий обучающихся» от 20.10.2021 № 951 (Приказ № 951).

Однако необходимо обратить внимание, что при принятии Закона о научной аспирантуре не учли особый статус духовных учебных заведений. Как известно, в ст. 87 ФЗ об образовании и в ст. 19 Федерального закона от 26.09.1997 № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» (ФЗ о свободе совести) предусматривается возможность реализации духовными образовательными организациями образовательных программ высшего образования только в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов, и ничего не сказано о федеральных государственных требованиях.

Иными словами, данные положения не привели в соответствие с новым порядком, то есть не внесли поправки в ст. 87 ФЗ об образовании и ст. 19 ФЗ о свободе совести, которые должны были бы установить возможность реализации образовательных программ духовными образовательными организациями не только в соответствии с ФГОС, но и с ФГТ.

Очевидно, что данный вопрос является техническим упущением, а не принципиальной позицией государства в отношении духовных образовательных организаций, поскольку обычно требования ФГОС более серьезные, чем ФГТ.

Однако, учитывая, что Рособрнадзор при выдаче лицензий на образовательную деятельность, как правило, формально подходит к вопросу о возможности реализации тех или иных программ духовными образовательными организациями, возникает опасность, что духовным образовательных организациям будет отказано в праве реализации программ подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре, поскольку в ст. 87 ФЗ об образовании в РФ и в ст. 19 ФЗ о свободе совести не указана возможность реализации образовательных программ в соответствии с федеральными государственными требованиями.

На сайте Государственной Думы можно увидеть внесенный от группы депутатов проект Федерального закона «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» № 9734-8, который, на наш взгляд, содержит необходимые поправки (п. 2 ст. 2).

Однако есть еще одна проблема, связанная с реализацией программ подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре духовных учебных заведений.

Как известно, в духовных учебных заведениях традиционно блок профильных богословских дисциплин преподается преимущественно преподавателями, имеющими только богословские степени и звания. В Приказе № 951 они не учтены. Очевидно, что для системы духовного образования очень важно сохранить возможность их учета наряду с ВАКовскими учеными степенями и званиями. Представляется, что это также техническая недоработка, которая требует приведение Приказа № 951 в соответствие с ФЗ об образовании, в котором указано, что «при государственной аккредитации образовательной деятельности духовных образовательных организаций представляются сведения о квалификации педагогических работников, имеющих богословские степени и богословские звания» (п. 4 ст. 92).

Аналогичная ситуация с Приказом Министерства науки и высшего образования Российской Федерации «Об утверждении аккредитационных показателей ‎по образовательным программам высшего образования» от 25 ноября 2021 года № 1094, в котором опять-таки не предусмотрен учет богословских степеней и званий при прохождении государственной аккредитации и аккредитационного мониторинга духовных учебных (в п. 3 раздела 1 и п. 5 раздела 2).

В проекте Положения о государственной аккредитации образовательной деятельности» (Положение) богословские степени и звания на данный момент уже учтены. Однако в нем содержится иная недоработка.

В п. 46 и 47 не указали «духовные образовательные организации». Это может оказаться серьезной проблемой для правоприменения, поскольку в ФЗ об образовании, в частности, с п. 11 ст. 87, духовные образовательные организации имеют самостоятельный правовой статус и не относятся к частным образовательным организациям, созданным религиозными организациями. А в данных пунктах Положения указаны только частные образовательные организации, учредителем которых является религиозная организация.

В заключение хочется выразить надежду на то, что все технические недоработки нормативно-правовых актов будут исправлены и приведены в соответствие между собой, а духовные образовательные организации смогут реализовывать программы подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре наравне со светскими вузами.

Единственная неразрешенная проблема в данной области связана с невозможностью научного руководства докторской и/или кандидатской диссертацией по Теологии научным руководителем, обладающим только богословской ученой степенью. Особое значение данная проблема приобретает в связи с Распоряжением Правительства Российской Федерации от 03.11.2021 № 3136-р «О подписании Соглашения между Российской Федерацией и Святым Престолом о взаимном признании высшего образования, квалификаций и ученых степеней».

Учебный комитет/Патриархия.ru

Материалы по теме

Состоялось заседание Объединенного докторского диссертационного совета

Московская духовная академия и Научная электронная библиотека заключили соглашение о сотрудничестве

Фонд проекта «Память Церкви» пополнили 50 новых материалов

В Санкт-Петербурге состоялась VIII научная конференция «Православие на Дальнем Востоке»

Митрополит Калужский Климент награжден орденом «За заслуги перед Отечеством»

Соболезнования Святейшего Патриарха Кирилла родным и близким погибших и пострадавшим в результате ракетного обстрела г. Рыльска [Патриарх : Послания]

Председатель Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными силами совершил чин погребения генерал-лейтенанта Игоря Кириллова

Предстоятель Русской Церкви представил Епархиальному собранию города Москвы обзор своей деятельности в 2024 году

Фонд проекта «Память Церкви» пополнили 50 новых материалов

Состоялся XIV ежегодный совместный семинар Учебного комитета и Федерального учебно-методического объединения по теологии

В Учебном комитете прошло очередное заседание номинационной комиссии

При поддержке Учебного комитета в Воронежской духовной семинарии прошел круглый стол Сообщества преподавателей литургики

Все материалы с ключевыми словами

 

Другие документы

Комментарий руководителя Правового управления относительно приказа Минздрава России «Об утверждении общих требований к организации посещения пациента священнослужителями централизованных религиозных организаций…»

Комментарий руководителя Правового управления относительно законодательной инициативы, направленной на запрет совершения богослужений в жилых помещениях

Комментарий руководителя Правового управления относительно принятия Госдумой поправки в законопроект о запрете «чайлдфри»

Комментарий руководителя Правового управления относительно законопроектов, устанавливающих административную ответственность за пропаганду отказа от деторождения

Комментарий руководителя Правового управления Московской Патриархии относительно проекта приказа Минздрава России об утверждении общих требований к организации посещения пациента священнослужителями централизованных религиозных организаций

Комментарий руководителя Правового управления Московской Патриархии относительно проекта приказа Минэкономразвития России «О внесении изменений в Правила составления, подачи и рассмотрения документов, являющихся основанием для совершения юридически значимых действий по государственной регистрации товарных знаков»

Комментарий руководителя Правового управления Московской Патриархии относительно принятия Государственной Думой в третьем чтении проекта Федерального закона «О внесении изменений в статьи 44 и 46 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" и Федеральный закон "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"»

Комментарий руководителя Правового управления Московской Патриархии относительно вступления в силу закона «О внесении изменений в статью 3 Федерального закона "О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности"»

Комментарий руководителя Правового управления Московской Патриархии относительно принятого Государственной Думой закона «О внесении изменений в статью 3 Федерального закона "О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности"»

Комментарий руководителя Правового управления Московской Патриархии к законопроекту «О внесении изменений в ст. 3 ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" и ст. 21 ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях"»