21 июня 2022 года в Издательском Совете Русской Православной Церкви под председательством митрополита Калужского и Боровского Климента в очно-дистанционном формате прошел круглый стол «Экономика и глобализация: православный этический взгляд».
Мероприятие проводилось в рамках деятельности комиссии Межсоборного присутствия по вопросам общественной жизни, культуры, науки и информации.
Приветствуя собравшихся, митрополит Климент отметил: «В сегодняшней встрече принимают участие профессиональные эксперты в сфере экономики, экологии, социальных процессов, а также в области государственных стратегий. Актуальность обсуждения заявленной темы круглого стола связана с тем, что основные тезисы проекта документа "Экономика в условиях глобализации — православный этический взгляд", разрабатываемого в Межсоборном присутствии, требуют соответствующей экспертной оценки».
Ответственный секретарь Экспертного совета «Экономика и этика» при Патриархе Московском и всея Руси П.А. Шашкин в своем выступлении напомнил, что различные формы глобализации и прямо связанные с нею проблемы духовного и хозяйственного развития неоднократно становились предметом широкой церковно-общественной дискуссии на протяжении последних двух десятилетий, с момента принятия Основ социальной концепции Русской Православной Церкви. Новизна текущего момента, по его мнению, заключена в том, что негативные явления глобализации, ставшие причиной наблюдаемой международной конфронтации, требует сегодня не только ответственной критики, но и разработки реалистичных механизмов построения отвечающего требованиям времени институционального и технологического порядка, в котором богоданные ценности и нравственные нормы являются императивом общественного развития.
Представитель Центра гуманистической экологии и культуры А.Б. Рудаков сделал обзор ключевых проблем и вызовов, которые в настоящее время стоят перед человечеством: конечность земных ресурсов и бесконечность «потребительской гонки», несправедливое распределение благ, социальное расслоение, жесткая конкуренция, привычка «жить взаймы», экологические катастрофы. Он отметил, что одним из возможных путей преодоления кризиса должно стать широкое распространение культуры разумного самоограничения, укорененной в христианских ценностях, при этом каждая страна должна стремиться к экономическому суверенитету и сохранению своей идентичности.
Директор Инновационного центра экологической модернизации и экспертизы А.В. Посадский высказал мнение, что организовывать хозяйственную жизнь нужно не на хрематистике, с ее установкой на обогащение, прибыль, финансовые спекуляции, а на основе экономики в классическом аристотелевском понимании как «искусства домостроения» для благой жизни человека. Ответ на вызовы «низкой глобализации», основанной на эксплуатации низменных инстинктов и ценностях потребительской культуры, возможен и очевиден в рамках «высокой глобализации», задающей вектор духовного развития человека и общества с опорой на традиционные религиозные ценности. Проводниками такого рода глобализации, основанной на христианских ценностях культурного солидаризма и стремления к созиданию справедливого миропорядка, могут выступать, как показывает исторический опыт, отдельные цивилизации.
Генеральный директор Института экономических стратегий Отделения общественных наук Российской академии наук А.И. Агеев затронул тему глобализма в разных исторических эпохах и в «новой реальности» ХХI века. По его словам, она характеризуется стремительным ростом народонаселения планеты, усилением борьбы за ресурсы, особым значением средств коммуникаций, цифровых технологий, возрастающей ролью международных институций и корпораций, определяющих ключевые правила игры и целенаправленно формирующих не только картину мира, но и среду, в которой человек живет от «колыбели до погоста». Наиболее острый конфликт «новой реальности» — это конфликт ценностей и мировоззрений. От того, какие ценности будут определять бытие человека и его социальное поведение, зависит вектор международного развития. Мировая гонка за первенство в разработке и применении современных технологий в этих целях стала реальностью и приобрела ожесточенный характер. Этическая оценка этих процессов имеет первостепенное значение.
Координатор проекта «Гражданский экзамен» С.Г. Волобуев подчеркнул, что в настоящее время принципиально важно отстаивать экономический суверенитет человека, который взаимосвязан с его духовной автономией и способностью самостоятельно определять свою судьбу и делать нравственный выбор. Христианская этика свободы от греха, на взгляд эксперта, предполагает свободу воли человека от любых форм порабощения и тотальной эксплуатации. В условиях технократического тоталитаризма свобода воли сводится к минимуму либо вовсе исчезает. Таким образом, защита экономического суверенитета человека становится нравственной социальной задачей, сопряженной с реализацией главной миссии Церкви — спасением человека.
Директор Центра исследований проблем территориального управления и самоуправления Московского государственного областного университета В.В. Балытников среди актуальных проблем экономической сферы особо выделил коррупцию и невысокий средний уровень оплаты труда в России. Эти и другие социальные проблемы преодолимы, по его мнению, по мере утверждения в обществе традиционных христианских ценностей, при условии реализации соответствующих мер государственной политики.
Подводя итоги, митрополит Климент поблагодарил всех участников и отметил, что работа над проектом документа «Экономика в условиях глобализации — православный этический взгляд» будет продолжена с учетом высказанных предложений.
Издательский Совет/Патриархия.ru