10 августа 2022 года исполнилось два года, как в Горненский женский монастырь в Иерусалиме прибыла новая настоятельница обители игумения Екатерина (Чернышева). До этого времени матушка Екатерина 30 лет была насельницей Свято-Троицкого Серафимо-Дивеевского монастыря, несла послушания благочинной и главного редактора журнала «Дивеевская обитель». О том, как складывается жизнь Горненского монастыря в наше время, как встретили сестры новую настоятельницу и повлияли ли происходящие в мире события на жизнь обители, а также о том, что остается неизменным в любую эпоху, матушка любезно согласилась рассказать читателям «Монастырского вестника».
— Матушка, расскажите, как Вас принял Горненский монастырь?
— Монастырь принял меня с любовью. С первых минут я почувствовала особенное присутствие и покров Царицы Небесной, молитвами Которой ограждается от внешнего мира вся Горненская обитель. Пресвятая Дева провела здесь три месяца в гостях у праведных Захарии и Елисаветы. Здесь же родился святой Иоанн Предтеча, который, как мне потом рассказали сестры, явился как-то сторожу монастыря, арабу, и сказал, что это он тут хозяин и все охраняет.
— Как прошла первая встреча с сестрами?
— Для Горненского монастыря 10 августа, день, когда Господь сподобил меня приехать на Святую Землю, особый. В этот день празднуется Одигитрия, и по монастырской традиции вокруг обители совершается торжественный крестный ход с чтимой иконой Божией Матери Смоленской, сестры просят заступничества Царицы Небесной, Ее покровительства и помощи. Для меня было удивительно приехать в Горненский монастырь на послушание именно в этот день, когда празднуется и Серафимо-Дивеевская икона «Умиление».
В обители меня встретили очень торжественно, и в то же время тепло. В Казанском храме, первом храме обители, собрались начальник, все члены Русской духовной миссии и сестры монастыря. Я сразу почувствовала любовь сестер и их желание общего монашеского жительства.
— В одном из интервью Вы рассказывали о встрече со Святейшим Патриархом Кириллом, на которой узнали о назначении в Горненский монастырь…
— Я совсем не знала, по какому поводу меня вызывал Святейшей Патриарх Кирилл. Наша встреча происходила в Патриаршей резиденции в Чистом переулке, где хранится икона «Умиление», перед которой молился преподобный Серафим. Пред этой иконой мы с сестрами решили пропеть Параклис Матери Божией. Во время чтения Евангелия после слов: «Во дни оны воставши Мариам иде в Горняя со тщанием, во град Иудов, и вниде в дом Захариин, и целова Елисавет…» (Лк.1:39), меня вызвали к Святейшему, где я и узнала о назначении в «Горняя» в Иерусалим.
— А как Вас встретила матушка Георгия? Наверно, ситуация, когда к настоятельнице приезжает ее преемница, не совсем обычная?
— Ситуация действительно необычная и редкая, но и игумения Георгия была редким и необычным человеком. Для меня она была олицетворением святости и моя душа стремилась к ней.
Несмотря на слабое здоровье, матушка дождалась моего приезда поздним вечером и встретила с материнской любовью. Она благословила меня, и сразу мне передалось ее внутреннее спокойствие и благодушие. Я очень благодарна Господу, что Он дал мне возможность побыть с ней рядом, поучиться терпению, любви к людям и к своему послушанию.
— Матушка Георгия возглавляла монастырь почти 30 лет. Эти годы были достаточно сложными для обители?
— Надо сказать, что в жизни монастыря бывали разные периоды. В этом году вышла книга «Горняя. История русской обители», в которой мы собрали много материалов из архивов, воспоминания сестер, священнослужителей, потрудившихся на Святой Земле. Прочитав ее, можно понять, что монастырь пережил очень сложные исторические времена и политические события, например, когда сама монастырская земля могла отойти государству. Но этого не случилось по великой милости Божией и благодаря трудам сестер, имена которых сегодня, может быть, даже уже забыты. Но и обитель, и земля сохранились для Русской Палестины, и сейчас мы можем трудиться, молиться и принимать всех желающих посетить Святую Землю и Горненский монастырь.
Последние 30 лет мы считаем годами расцвета обители. В настоятельство матушки Георгии под руководством Русской духовной миссии в Иерусалиме были выполнены большие работы по благоустройству монастыря, достроен и освящен собор Всех русских святых, упорядочены хранящийся в монастыре архив и библиотека, восстановлены пришедшие в ветхость дома, благоустроен быт насельниц, проведены водопровод и канализация, значительно обновлено электроснабжение монастыря, проложена асфальтовая дорога внутри обители.
В 90-е годы стало активно развиваться паломничество в Святую Землю, для паломников были устроены несколько гостиниц.
— Матушка, в каждом монастыре свой устав, свои традиции… Вы больше стараетесь воспринять традиции Горнего монастыря или хотели бы передать сестрам то, чему научились в Дивееве?
— Горненская обитель была основана архимандритом Антонином (Капустиным) в конце XIX столетия, и монашеская жизнь в ней не прекращалась. За эти годы монастырь много пережил, и в нем сформировались богослужебный устав и традиции, касающиеся повседневной жизни. В Горненском монастыре существуют свои распевы гласов, песнопения. Есть и особый кант «Сердцу милый, вожделенный, Иерусалим Святейший Град…», который поется сестрами всем паломникам перед возвращением на Родину.
В архиве РДМ сохраняются написанные рукой отца Антонина правила для сестер Горненской обители. Самое главное в правилах, — взаимная поддержка, любовь, объединение вокруг богослужения, — мы стараемся сохранять это.
— Многие православные люди в России считают паломничество ко Гробу Господню одним из самых значимых событий своей жизни. Как часто Вам удается бывать в Храме Гроба Господня? О чем Вы молитесь, бывая там?
— Говоря о Гробе Господнем, можно вспомнить слова архимандрита Иоанна (Крестьянкина), сказанные в 90-е годы, о том, что это самое святое место на земле. А радость от жизни близ величайшей святыни даже словами нельзя описать — только непрестанным благодарением Господа за такую возможность. Бывает, нападет печаль, уныние или какая-нибудь скорбь, а у Гроба Господня незамедлительно приходят утешение и успокоение. У нас есть уникальная и драгоценная возможность обратиться ко Господу с молитвой о помощи у Его Гроба.
Мировые события сегодняшних дней рождают в сердце молитву за Россию, особенно при поездках ко Гробу Господню: «Господи, помоги нашей стране, помоги всем, кто трудится на благо нашей родины, помоги, Господи, и Святейшему Патриарху управлять Русской Православной Церковью». Начинаешь молиться по порядку, сначала за священноначалие, а потом за каждую отдельную сестру и за всех, кто обращался с просьбой о молитве. Когда получается побыть у Святыни подольше, то в сердце возникают имена всех людей, которые просили о молитве.
— Не бывает ли у сестер привыкания к святыне?
— Мне кажется, Иерусалим, и особенно храм Гроба Господня, — это особое место на Земле, и привыкнуть к тому, что ты живешь здесь, ходишь по земле, по которой ходили Сам Господь и Его Пречистая Матерь, невозможно.
С каждым разом, посещая святые места Палестины, все глубже переживаешь события, которые здесь происходили.
— В связи с изменившейся на планете ситуацией количество паломников на Святой Земле, наверное, заметно уменьшилось?
— Действительно, паломников на Святой Земле до пандемии было очень много. Об этом я знала из рассказов посещавших монастырь богомольцев, а в монастыре уже услышала от самих сестер. Мне еще не пришлось испытать то, как им приходилось жить при множестве паломников, потому что за два последних года — до нынешнего мая — у нас их практически не было. Жизнь в монастыре изменилась, стала более уединенной и обособленной от внешнего мира.
— Теперь монастырь снова готов принимать паломников?
— Да, в этом году мы уже приняли несколько паломнических групп в монастыре. В декабре 2021 года была освящена новая просторная гостиница, названная в честь святого великомученика Георгия, и на Пасху этого года в ней уже размещались первые паломники, которых сопровождали наши сестры.
Приезд паломников — всегда радостное для нас событие. Храм наполняется молящимися, и всем передается чувство духовного восторга, которое рождается в душах людей, со слезами и трепетом впервые вступивших на Святую Землю.
— Сказались ли проблемы последнего времени на приеме трудниц в Горний монастырь? Принимает ли обитель желающих потрудиться на Святой Земле?
— Трудниц стало меньше, но даже в это непростое время находятся люди, готовые нам помогать. Мы верим, что помощников к нам присылает Пресвятая Богородица, наша Заступница. Не раз бывали случаи, когда в трудную минуту попросишь Матерь Божию, и тут же находятся желающие к нам приехать.
Хозяйство и территория у нас очень большие, и за всем нужно следить и ухаживать. Без помощи добровольцев мы бы не справились. Мы очень благодарны всем, кто поддерживает сестер в нелегких трудах.
— Если, прочитав интервью, кто-то вдохновится поехать в Горненский монастырь, что для этого нужно сделать?
— Если кто-то захочет приехать потрудиться в монастырь, то можно обратиться на электронный адрес монастыря gornyconvent@mail.ru и получить всю необходимую информацию, в том числе бланки документов, которые надо будет заполнить.
Тем, кто хочет приехать на Святую Землю в паломничество надо обращаться в Паломническую службу Русской духовной миссии в Иерусалиме. Вся необходимая информация и контакты есть на сайте Миссии.
— Трудникам определяются в основном сельскохозяйственные послушания?
— Наши послушания очень разнообразны: это и обслуживание паломников, уборка территории, трапезная, в конце октября — сбор оливок. Прошлые два года был очень маленький урожай, и нам своими силами удалось справиться со сбором и заготовкой оливок. Небольшого урожая нам по милости Божией хватило на весь год. В этом же году маслин очень много, и своими силами нам уже не справиться.
— Что Вам помогало и помогает в приобретении опыта монашеской жизни?
— Каждый день в жизни человека и каждое послушание в жизни монашествующих особым образом определяются Богом, Который промышляет не только о дне сегодняшнем, но и обо всей жизни человека. Поэтому все, что мы ежедневно делаем, является Божиим благословением. Думаю, мы должны благодарить Господа за возможность обучения и за родителей, которые, исходя из своего опыта и опыта старшего поколения, воспитывали нас. Конечно, в первую очередь нужно сверять свою жизнь с Евангелием и со святыми отцами. Нам следует жить по святоотеческому совету, не отступая.
Нам надо ценить каждый день нашей жизни. Подводя итог дня, мы будем понимать, за что мы должны благодарить Господа, в чем каяться и к чему стараться больше никогда не возвращаться. А за итогом дня, может быть, получится подводить итог года, а затем и всей жизни. Примером для меня стала кончина матушки Георгии, последний день которой совпал с памятью Новомучеников и исповедников Церкви Русской и блаженной Ксении Петербуржской. Ночью она причастилась и после полуночи уже запела Пасху. Кончина игумении Георгии стала переходом из тленной жизни к вечной бессмертной радости о Воскресшем Христе.
— Что более всего повлияло на Ваш жизненный выбор? Как Вы приняли решение поступить в монастырь?
— Я почувствовала очень сильную тягу к монашеству после поездки в Пюхтицкий монастырь. Монастырская жизнь тронула мою душу. Наблюдая за тем, как сестры трудятся, молятся, как они поют и общаются с людьми, я полюбила монашество всем сердцем. В Дивеево я приехала в 1989 году, когда там еще только зарождалась монашеская жизнь. С теплом вспоминаю о том удивительном времени, когда даже думать, кажется, было некогда, потому что все с большой ревностью трудились на благо Церкви, восстанавливали Троицкий собор. С большой радостью и нетерпением мы ждали принесения мощей батюшки Серафима в 1991 году, и совсем не думали о том, что будет дальше…
В монастырь приходят по призванию. Те, кого призывает Господь к «ангельскому жительству», идут за Богом без страха и сомнений. Для таких уже не существует никаких препятствий, потому что Господь открыл им истинный Свет. Если стараться следовать воле Божией, то жизнь будет всегда прекрасна и радостна. Потому что «ни высота, ни глубина, ни другая какая тварь не может отлучить нас от любви Божией» (Рим. 8:39).
— Что бы Вы пожелали людям, которые выбирают путь монашества в наши дни?
— Батюшка Серафим еще в позапрошлом веке на вопрос, почему сейчас нет таких подвижников, как в древние времена, сказал, что в людях нет решимости. Поэтому всем им, а в первую очередь себе, хочется пожелать решимости. Ведь будь у нас хоть малая часть той воли и смирения, которые были у древних отцов, мы бы могли так же подвизаться. Сейчас в монастырях нет требований, которые были в древности, но любовь, сострадание, милосердие были, есть и будут всегда.
Беседовала Екатерина Орлова
Синодальный отдел по монастырям и монашеству/Патриархия.ru