Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Русская версияУкраинская версияМолдавская версияГреческая версияАнглийская версия
Патриархия

Донская икона Божией Матери. Как создавался уникальный список

Донская икона Божией Матери. Как создавался уникальный список
Версия для печати
25 апреля 2023 г. 11:28

В Ростовской епархии завершается подготовка к прославлению для местного почитания точного списка Донской иконы Божией Матери, созданного восемь лет назад по Патриаршему благословению под патронатом Государственной Третьяковской галереи и Министерства культуры РФ. В результате кропотливой научной и творческой работы иконописцам удалось создать не только высокохудожественную точную копию, но и образ удивительной красоты. Интервью опубликовано в «Журнале Московской Патриархии» (№ 4, 2023PDF-версия).

В соответствии с современными правилами копирования икон размеры списка должны отличаться от оригинальных. В данном случае различие заключается в 5 мм ширины доски. В остальном вновь написанная икона — точная копия первообраза. Мастерам Данилова ставропигиального монастыря удалось не только полностью повторить сложнейшую иконографию, но и вплотную приблизиться к первозданному колористическому решению, а также за счет имитации технических приемов (характера наложения санкиря, подрумянки, точного расположения белильных штрихов на подбородке и гребне носа, веерообразных бликов, расположенных вокруг глаз Богоматери и Младенца) достичь той поразительной светоносности, которой обладает древняя святыня. Новая икона в точности отражает все следы исторических изменений в облике оригинала — потертости золота, следы гвоздевых отверстий, вставки, кракелюр по поверхности. Своими воспоминаниями о процессе создания списка с «Журналом Московской Патриархии» поделился председатель архитектурно-искусствоведческой комиссии Донской митрополии протоиерей Валерий Волощук.

— Отец Валерий, как родился замысел создания точной копии Донской иконы Божией Матери?

— Эта идея принадлежит главе Донской митрополии митрополиту Ростовскому и Новочеркасскому Меркурию и проистекает из исторической необходимости восстановить почитание Божией Матери в образе Ее Донском как покровительницы нашего края. В столице Донская икона как защитница Москвы очень почитается, а на Дону отдельного празднования в честь святого образа не было. А ведь, по преданию, именно отсюда, с берегов великой реки, икона была принесена князю Дмитрию Ивановичу. Но в какой день следовало установить на казачьей земле чествование иконы Богородицы? Общецерковное празднование в честь Донской иконы приходится на 1 сентября. Но, как известно, ежегодно к этому дню древний оригинал в специальной капсуле переносится из Третьяковской галереи в московский Донской монастырь, и многие верующие, в том числе и наши атаманы и казаки, в этот день хотят участвовать в богослужении, которое в день престольного праздника обители возглавляет Святейший Патриарх. Поэтому по благословению митрополита Меркурия решено было начинать торжества в честь Донской иконы Божией Матери в Москве, а в первое воскресенье после этого празднования продолжать их на Дону. По благословению правящего архиерея теперь каждый год в этот день со списком чтимого образа совершается крестный ход «по водам» — по реке Дон из Ростова в Донской мужской монастырь станицы Старочеркасской, где совершается Божественная литургия под открытым небом и проходит фестиваль казачьей культуры. Это празднование в честь Донской иконы Пресвятой Богородицы за последние несколько лет стало масштабным событием, собирающим десятки тысяч паломников. В торжествах принимают участие и губернатор Ростовской области, и Преосвященные владыки из многих епархий Русской Православной Церкви, в том числе из соседних с Ростовской — тех, что входили в историческую область Войска Донского. То число людей, что ежегодно собирает праздник в Старочеркасской, свидетельствует об особой любви жителей нашего края к Донскому образу Божией Матери. И когда была уже положена традиция праздника, правящий архиерей высказал идею о принесении на некоторое время чудотворного образа на Дон. Но после глубокого ее обсуждения стало очевидно, что этот вариант не подходит: с одной стороны, транспортировка древнего оригинала из Третьяковской галереи для поклонения в Ростов — технически почти невыполнимая задача, а с другой — кратковременное пребывание чудотворного образа не утешит верующих, поскольку такая святыня нужна нам постоянно. Так возникла идея создания точной копии иконы для нашего края.

— Как создавалась икона?

— Весь проект вели мастера Данилова монастыря. Они полностью повторили использовавшиеся при написании первообраза пигменты вплоть до их географического происхождения. Например, чепец Богородицы небесного цвета написан афганским лазуритом. По договоренности с Третьяковской галереей и по мере необходимости специалисты несколько раз приходили в зал древнерусской иконописи, чтобы оценить точность совпадения выполненной работы с подлинником.

— Расскажите, пожалуйста, как воссоздавался оклад, оригинал которого утрачен.

— Впервые он потерялся во время Оте­чественной войны 1812 года. Позже был найден и обновлен, но после революции исчез окончательно. Информацию собирали буквально по крупицам. К сожалению, точные параметры первоисточника в свое время описаны не были. Но мы нашли черно-белый снимок иконы в иконостасе Благовещенского собора Московского Кремля и цветную зарисовку образа с ризой. Позолоченный серебряный оклад создали также в московском Даниловом монастыре. Как и на оригинале, по его периметру расположены миниатюрные дробницы с изображением двунадесятых праздников. В декоре по тщательно продуманной схеме использованы дорожки с фианитами и натуральный речной жемчуг. Сотрудники музея говорят, что более точного списка с Донской иконы никогда не создавалось, и называют ее настоящим шедевром.

Беседовала Евгения Фоминова

***

Донская икона Божией Матери относится к иконографическому изводу «Умиление». По преданию, икона была поднесена донскими казаками из городка Сиротина московскому князю Димитрию Иоанновичу перед Куликовской битвой в 1380 г. Заступничеством Богоматери войско святого благоверного великого князя Димитрия Иоанновича одержало победу над полчищами татарского хана Мамая. В память о помощи Царицы Небесной в этой битве, произошедшей между реками Доном и Непрядвой, икона была названа Донскою, как и сам предводитель русского воинства князь Димитрий. Празднуя победу и благодаря Заступницу усердную рода христианского, великий князь торжественно принес с собой в Москву эту святую икону. Искусствоведы считают ее автором Феофана Грека либо одного из мастеров его круга. Перед Донской иконой 3 июля 1552 г., в начале Казанского похода, молился Иван Грозный. Он взял ее с собой в поход, а затем поместил в Благовещенском соборе Московского Кремля. Церковное предание связывает с Донской иконой избавление Москвы от войск татарского хана Казы II Гирея. В 1591 г., когда войско хана конными налетами прощупывало в разных местах московскую оборону, москвичи стойко отражали все атаки и прошли крестным ходом с иконой вокруг городских стен, после чего ее поместили в полковой церкви. На следующий день, 19 августа, русские вой­ска одержали победу. В память об этом на месте полковой церкви был основан Донской монастырь (для него сделали список с образа) и установлено празднование в честь иконы, а древний оригинал Донской иконы продолжал оставаться в Благовещенском соборе Кремля. В 1598 г. Донской иконой Патриарх Иов благословил на царство Бориса Годунова. В 1687 г. икону взял с собой в крымский поход князь Василий Голицын. В 1919 г. икону передали в Государственный исторический музей, с 1930 г. она находится в собрании Третьяковской галереи. Оклад Донской иконы не сохранился. В 1812 г. солдаты Наполеона выломали из него драгоценные камни, а после Октябрьской революции была утрачена и сама серебряная риза, сохранились лишь отдельные детали украшений, в том числе наперсная резная икона «Сошествие во ад» в золотой оправе с драгоценными камнями.

«Церковный вестник»/Патриархия.ru

Материалы по теме

В Общественной палате РФ прошло собрание по итогам принесения Казанской иконы Божией Матери в епархии Русской Православной Церкви

В праздник Казанской иконы Божией Матери в столице Татарстана прошли церковные торжества

Патриаршая проповедь в праздник Казанской иконы Божией Матери после Литургии в Успенском соборе Московского Кремля [Патриарх : Проповеди]

Патриаршее служение в праздник Казанской иконы Божией Матери в Успенском соборе Московского Кремля

...Лучше нам, чтобы один человек умер за людей (Ин. 11:50): древнецерковные толкования [Статья]

«Прыгай веселее…» К 100-летию со дня рождения лаврского схиархимандрита Михаила (Балаева) [Статья]

Делай по силе и не считай своих добродетелей [Интервью]

Русский антиминс: рукописный и печатный [Статья]

Ярославская духовная семинария получила государственную аккредитацию по направлению «Теология»

В Синодальном отделе по тюремному служению прошла встреча с помощниками начальников московских СИЗО по работе с верующими и православными волонтерами, посещающими учреждения УИС

Представитель Казахстанского митрополичьего округа принял участие в круглом столе, посвященном взаимодействию Москвы с российскими соотечественниками в Казахстане

Управляющий делами Московской Патриархии совершил Литургию в храме при Московской городской Думе

Другие интервью

Делай по силе и не считай своих добродетелей

В.Р. Легойда: Важно, от кого произошел человек, но еще важнее, что с ним произойдет

Митрополит Екатеринбургский Евгений: Мы боремся за то, чтобы жить в евангельской системе координат

Игумения Ксения (Чернега): Принцип отделения религиозных объединений от государства не помешал норме о тюремном духовенстве

«Ортодоксия» на марше: православные миссионеры в тылу и в зоне СВО

Митрополит Зарайский Константин: Африканцы хотят стать частью истинной Церкви

Протоиерей Михаил Потокин: Нужны добровольцы для помощи людям на Донбассе

Что стоит за предложением юридически оформить права и обязанности семьи. Комментарий ректоров Санкт-Петербургского госуниверситета и Российского православного университета

Епископ Каменский и Камышловский Мефодий: «Церковь — самый эффективный помощник в избавлении от всякой тяги, в том числе и к наркотикам»

«Напитал еси богатно души алчущих пищею небесною». 300 лет Тихону Задонскому