Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

Русская версияУкраинская версияМолдавская версияГреческая версияАнглийская версия
Патриархия

Проблемы и положительный опыт приходского просвещения взрослых обсудили на Рождественских чтениях

Проблемы и положительный опыт приходского просвещения взрослых обсудили на Рождественских чтениях
Версия для печати
31 января 2024 г. 12:29

26 января 2024 года в аванзале кафедрального соборного Храма Христа Спасителя в Москве состоялся семинар «Практические рекомендации для приходской катехизации взрослых», организованный в рамках Международных Рождественских чтений.

В семинаре приняли участие приходские сотрудники, помощники благочинных и специалисты профильных епархиальных отделов, которые занимаются педагогическим сопровождением взрослых, организуют систему приходского просвещения и поддержки действующих специалистов.

В рамках мероприятия были рассмотрены актуальные цели, задачи, принципы взаимодействия со взрослыми в процессе наставления в вере, современные методы приходской работы с данной аудиторией, вопросы мотивации взрослых к жизни в Церкви и причастности к конкретной приходской общине.

Ведущим семинара выступил руководитель сектора приходского просвещения Синодального отдела религиозного образования и катехизации иеромонах Геннадий (Войтишко).

С приветственным словом к участникам семинара обратился председатель Синодального отдела религиозного образования и катехизации митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Евгений. Владыка, в частности, отметил: «Фундаментом жизни нашей Церкви является жизнь прихода. И если в приходах нет жизни, нет общения, если у человека, который переступил порог храма, нет проникновения в глубину того, ради чего мы в Церкви собираемся, то этот предполагаемый фундамент может стать песком… Приход — это место, где нас никто не ограничивает в нашем просветительском служении. Мы только ограничены своим желанием или нежеланием, горением или его отсутствием».

Архиерей также добавил: «Хочу обратиться к духовенству. Среди ваших прихожан немало педагогов. Это — ваша связь со школой, еще одна важная нить, через которую вы влияете на воспитание подрастающего поколения. Еще больше в приходах родителей и людей более старшего поколения, которые активно включены в воспитание своих внуков. Будьте внимательны к ним, к их вопросам, нуждам. Учитесь сами, будьте проводниками православной педагогики. Целесообразно организовывать серии индивидуальных и групповых встреч священников, психологов, педагогов с родителями детей, учителями школ, курсы поддержки родителей, выездные семинары, на которых они могли бы получить духовную психологическую и педагогическую поддержку и рекомендации по взаимодействию со своими детьми. Включайте таких людей в формирование и деятельность приходской общины, без которой в современных условиях уже немыслим современный приход! К сожалению, внимание настоятелей часто обращено к более хозяйственной деятельности храма, чем к людям. Вместе с тем без этого невозможно жить, невозможна жизнь прихода как общины. Зная возможности своих прихожан и оказывая им поддержку, подготавливая их к различным направлениям служения, можно найти в них хороших помощников, помочь им стать приходскими специалистами в области просвещения, социальной, молодежной, миссионерской работы и помочь своему приходу. Работа должна вестись таким образом, чтобы каждый член общины мог почувствовать свою ответственность за родной приход и иметь личную инициативу к заботе о материальном состоянии прихода, помощи в организации праздничных событий и в осуществлении социальной, миссионерской, просветительской, хозяйственной и иной деятельности. Люди должны понимать что они нужны и интересны в приходской общине!»

Говоря об общей задаче приходской работы, иеромонах Геннадий (Войтишко) отметил: «Мы можем много рассказывать о богословских конструкциях и важности каких-то правильных догматических вещей. Но по большому счету катехизация при всей важности правильных формулировок — это про то, чтобы помочь людям "влюбиться в Евангелие", "влюбиться в слово Божие"».

Проблема существующего подхода наиболее многочисленного формата воскресной школы для взрослых, по его словам, лежит в отсутствии связки содержания программ катехизации и личного духовного опыта людей: «Возможно, кто-то полагает, что если мы изложим весь курс вероучительных истин, то люди начнут жить по-христиански. Оказывается, нет! Мотивация взрослых работает совершенно по-другому и от уровня знания [о вере. — Прим. ред.] к жизни по этому знанию лежит порой гигантское расстояние».

В подтверждение того, что проблемность данной ситуации осознается Священноначалием, иеромонах Геннадий привел слова епископа Волгодонского и Сальского Антония в рамках прошлогодней дискуссии на Рождественских чтениях: «Если говорить о приходском просвещении и образовании, то мне кажется, очень важно этот процесс целиком и полностью организовывать по-другому. Мы меняемся, меняется многое вокруг нас <…> В лучшем случае и чаще всего — [воскресные школы. — Прим. ред.] это такие задушевные беседы по воскресеньям. Давайте честно признаемся. Никаких воскресных школ для взрослых у нас нет. Да и не может быть. Люди не готовы к такому формату. Или это какая-то небольшая группа прихожан, которым из года в год батюшка что-то предлагает, а они с любовью к нему слушают. Но если мы говорим действительно про просвещениt, о процессах, о том, чтобы эти образовательные инициативы выводить на другой уровень, то конечно надо менять сами подходы».

Применительно к оглашению серьезной проблемой в данном подходе, по словам иеромонаха Геннадия, является то, что катехизаторы используют формат монолога и часто говорят не о том, что интересно аудитории, а о том, что интересно им самим, тогда как наставляемый в вере человек зачастую боится задавать вопрос, выступает только в роли слушателя, активно не вовлекается в процесс. Ключевыми моментами для решения этого вопроса в рамках организации системы приходского просвещения могут являться создание атмосферы доверия, отсутствие менторского тона, опора на  предшествующий опыт человека, понимание, что человек с одной стороны — объект катехизации, но с другой — ее субъект (осмысляющий информацию, задающий вопросы, применяющий новые знания на практике). Без осмысления, почему человек раз за разом совершает одни и те же ошибки, без трезвой оценки своих сил и нахождения ресурсов для волевых усилий, по словам сотрудника Синодального отдела, сложно представить поступательное развитие духовной жизни.

Иеромонах Геннадий отдельно остановился на проблемах, которые негативно влияют на просвещение взрослых людей, и касаются недостатков богословского, психолого-педагогического уровня приходских специалистов (в том числе священнослужителей), перегруженности послушаниями, качества и недостатка программ катехизации. Согласно недавнему опросу Синодального ОРОиК, например, до половины участников опроса заявили, что реализуемые приходами программы сейчас имеют низкое качество. По его мнению, ситуация может исправиться в случае, если будет правильное целеполагание жизни приходской общины — ее переориентация в большей степени на работу с людьми.

Говоря о мотивации, иеромонах Геннадий отметил, что при оглашении человек часто своей целью ставит Крещение, хотя это всего лишь промежуточная цель, с достижением которой не заканчивается приходское просвещение. Касательно мотивации служения приходского специалиста, он добавил, что катехизатор должен видеть в человеке не просто слушателя, с которым нужно просто провести определенное количество бесед, а будущего члена приходской общины и возможного соработника.

Во второй части семинара доцент Николо-Угрешской духовной семинарии Вероника Андросова представила опыт изучения Священного Писания в формате библиолога — группового диалогового метода, где мирянин-катехизатор или священник выполняет роль ведущего, который выбирает определенную библейскую историю, готовит вопросы к аудитории, а присутствующие в свою очередь отвечают на эти вопросы от лица участников библейских событий.

По словам Вероники Андросовой, метод подразумевает, что участники как бы становятся персонажами библейской истории (например, человек из толпы людей, которые собрались послушать Христа), могут прочувствовать события и выразить к ним свое определенное отношение. При этом она отметила, что со стороны ведущего библиолога необходимо как хорошее знание методики (чтобы грамотно задать контекст исторической ситуации, подобрать персонажи, предложить общую форму, которую содержательно будут наполнять участники), так и иметь общую богословскую подготовку, укорененную в Православии.

В качестве преимуществ метода были отмечены его компактность (20-30 минут достаточно для занятия), гибкость (возраст участников от 10 лет), вариативность количества участников (группы от 5 до 30 человек), возможность полноценного участия людей разного уровня воцерковленности, а также то, что метод помогает сделать библейский текст близким и интересным современным людям, учитывается разнообразие мнений (каждый участник вносит свой вклад, что рождает искренний интерес) и содействует обретению смыслов, связанных с вопросами жизни и веры.

По словам выступающей, правила метода сводятся к двум основным: ведущий строит вопросы к персонажам так, что не существует "неправильных" ответов — разные ответы ценны и важны в плане проживания ситуации, которая описана в Священном Писании; все могут высказаться от лица персонажа, однако никто не обязан говорить (возможно, молчаливое участие, когда человек имеет свой ответ или ему понравилась высказанная позиция другого участника), то есть участники группы формулируют смыслы, которые трудно увидеть "в одиночку".

В качестве наглядного примера работы Вероника Андросова провела с участниками семинара практическое занятие. 

В завершение семинара участники выразили благодарность организаторам и надежду на дальнейшее плодотворное сотрудничество с Синодальным отделом в сфере организации приходского просвещения.

В семинаре приняли участие около 130 человек из не менее чем 90 епархий Православной Церкви.

Видеозапись лекции размещена на YouTube-канале Синодального отдела религиозного образования и катехизации.

«Православное образование»/Патриархия.ru

Материалы по теме

В Общественной палате РФ при участии Церкви прошла конференция, посвященная вопросам гармоничного воспитания личности на основе традиционных ценностей

Синодальный отдел религиозного образования и катехизации и Институт развития образования Ярославской области подписали соглашение о сотрудничестве

Председатель Синодального отдела религиозного образования и катехизации принял участие в международном форуме «Евразийский образовательный диалог»

Заместитель председателя Синодального отдела религиозного образования и катехизации принял участие в конференции, посвященной вопросам регулирования электронного обучения

Патриаршее соболезнование в связи с кончиной клирика Московской (городской) епархии протоиерея Василия Скоробогатова [Патриарх : Послания]

Соболезнование Святейшего Патриарха Кирилла в связи с кончиной заштатного клирика Московской (городской) епархии протоиерея Зотика Якимчука [Патриарх : Послания]

В России и Казахстане пострадавшие от паводков получают помощь в православных храмах и монастырях

Более ста вдов священнослужителей московских приходов и ставропигиальных монастырей получили материальную помощь в первом квартале 2024 года

Глава Синодального отдела религиозного образования и катехизации и заместитель председателя Госдумы провели первое заседание оргкомитета по подготовке XIII Парламентских встреч

Итоговый документ XXXII Международных Рождественских чтений «Православие и отечественная культура: потери и приобретения минувшего, образ будущего» [Документы]

Утверждены тема и сроки проведения XXXIII Международных Рождественских образовательных чтений

В Московском архитектурном институте прошла конференция «Архитектура и живопись храма»