27 января 2025 года в Большом зале Синодальной библиотеки Московского Патриархата в рамках направления «Духовное образование в Русской Православной Церкви» XXХIII Международных Рождественских образовательных чтений состоялся круглый стол «Искусственный интеллект в духовных учебных заведениях Русской Православной Церкви». В заседании приняли участие более 25 представителей духовных школ.
Модератором мероприятия выступил иерей Александр Стародубцев, специалист по дистанционным образовательным технологиям Учебного комитета Русской Православной Церкви.
В приветственном слове отец Александр отметил актуальность темы круглого стола в связи с все большей интеграцией в сферу образования различных технологий, связанных с системами искусственного интеллекта, а также рассказал, что в настоящее время Учебным комитетом осуществляется подготовка документа «Проект положения об использовании систем генеративного искусственного интеллекта (СГИИ) в духовных образовательных организациях Русской Православной Церкви».
Для обмена опытом и обсуждения выработки подходов к сфере применения искусственного интеллекта в области образования с докладами выступили специалисты в данной области.
О.В. Молчанова, ведущий специалист учебно-методического центра компании «Антиплагиат», выступила с докладом «Антиплагиат и генеративный искусственный интеллект в учебных и научных работах: вызовы и решения». Она говорила об опыте, накопленном при исследовании многочисленных текстовых работ, подчеркнув важность экспертной оценки их содержания, а также о необходимости проведения бесед со студентами о плюсах и минусах использования искусственного интеллекта в их трудах с этической стороны.
Е.А. Соколов, доцент, руководитель департамента больших данных информационного поиска, факультета компьютерных наук НИУ ВШЭ, представил доклад «Образование в содружестве с искусственным интеллектом — опыт НИУ ВШЭ», в котором отразил многосторонний опыт ВШЭ по использованию систем искусственного интеллекта преподавателями и студентами в различных областях науки. Докладчик подчеркнул важность изучения систем ИИ в первую очередь преподавателями, а также поделился основным принципом университета в отношении ИИ — можно использовать, при уведомлении для чего и где именно в письменных работах это было сделано.
Иерей Александр Стародубцев в своем докладе «Проект положения об использовании систем генеративного искусственного интеллекта (СГИИ) в духовных образовательных организациях Русской Православной Церкви» рассказал, что СГИИ как неизбежное явление в образовательной сфере требует выработки принципиальных подходов к его использованию. В одном из пунктов доклада он отметил, что «Учебный комитет Русской Православной Церкви не отрицает возможную пользу различных систем искусственного интеллекта в образовательной сфере, при этом призывает не заменять естественный интеллектуальный процесс на генерацию текстов в СГИИ, поскольку это может противоречить глубинному развитию личности во время образовательного процесса. Искусственный интеллект необходимо воспринимать как вспомогательный инструмент для соработничества, но не как быстрый способ замены человеческих интеллектуальных возможностей». Также были перечислены те немногие ситуации при работе с ВКР, когда использование ИИ может быть допустимо (например, перевод текстов на иностранных языках вне рамок дисциплин по их изучению).
Д.Л. Кречман, заместитель генерального директора компании «Гиперметод» (компания — создатель системы дистанционного обучения, которая используется в 28 высших духовных учебных заведениях), кандидат технических наук, доцент, выступил с докладом «Как ИИ помогает преподавателю. Примеры». Он привел различные примеры, как преподаватели в различных областях могут использовать ИИ с целью достижения результата при обучении. В частности, он отметил, что именно ИИ позволяет быстро создать вопросы к выпускной квалификационной работе, чтобы выявить понимание содержания диплома у студента.
А.В. Гусев, начальник управления образовательных программ Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени равноапостольных Кирилла и Мефодия, представил доклад «Регламентация и этика использования искусственного интеллекта студентами духовных учебных заведений: подходы и реализация», в котором рассказывается об опыте работы с ИИ сотрудниками и студентами в ОЦАД, об особенностях работ, где использовался ИИ. По мнению докладчика, «прямой запрет ИИ может привести к негативным последствиям. Важно найти баланс между контролем и свободой, создавая условия для этичного использования ИИ». А.В. Гусев также рассказал о четырех принципах, которые реализуются в Общецерковной аспирантуре при работе с ИИ: «Разумное использование, академическая честность, прозрачность, ответственное использование ИИ».
После докладов были даны ответы на многие вопросы участников мероприятия. Обсуждение нового, особенно в сфере духовного образования, явления — системы генеративного искусственного интеллекта — вызвало неподдельный интерес у участников круглого стола. Высказывались различные точки зрения вплоть до полного запрета использования ИИ в образовании, как в Китае. Однако, учитывая широкую популярность СГИИ в среде студентов российских светских вузов по представленным опросам, большинство участников круглого стола высказывались за допустимость использования СГИИ в духовных учебных заведениях с выработкой рекомендуемых принципов с определенными условиями, с соблюдением академической этики и христианских норм. Был высказан ряд пожеланий к проекту Положения об ИИ, которые в итоге будут изучены в Учебном комитете.
Учебный комитет/Патриархия.ru